Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Психологический эксперимент




 —проводимый в специальных условиях опыт для получения новых научных знаний посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого. Общая задача психологических экспериментов заключается в том, чтобы установить наличие связи. Главное достоинство эксперимента то, что он позволяет надежнее дру­гих психологических методов делать выводы о причинно - следственных связях исследуемого фе­номена с другими феноменами, научно объяснить происхождение явления и его развитие.

С.Л. Рубинштейн выделяет 4 основные особенности эксперимента: 1.в эксперименте исследователь сам вызывает изучаемое им явление (в этом его отличие от наблюдения). 2.экспериментатор может варьировать, изменять условия протекания и проявления изучае­мого процесса. 3.в эксперименте возможно попеременное исключение отдельных условий (переменных), с тем, чтобы установить закономерные связи, определяющие изучаемый процесс. 4.эксперимент позволяет варьировать также и количественное соотношение условий, допус­кает математическую обработку полученных данных в исследовании.

В отличие от не экспериментальных и диагностических методов психологический экспери­мент предполагает возможность активного вмешательства в деятельность испытуемого с целью соз­дания условий, отчетливо выявляющих психологические факты. Как и в естественнонаучных экспериментах, так и в психологических краеугольным камнем считается понятие валидности: если эксперимент валиден, учёные могут обладать некоторой уверенностью в том, что ими было измерено именно то, что они хотели измерить. Предпринимается множество мер для того, чтобы соблюдать все виды валидности. Однако быть абсолютно уверенным в том, что в каком-то, даже самом продуманном, исследовании можно совершенно соблюсти все критерии валидности, невозможно. Полностью безупречный эксперимент недостижим.

Можно выделить следующие основные преимущества, которыми обладает метод эксперимента в психологических исследованиях: возможность выбрать момент начала события; повторяемость изучаемого события; изменяемость результатов путём сознательного манипулирования независимыми переменными.

Методы контроля: метод исключения (если известен определенный признак — дополнительная переменная, то его можно исключить); метод выравнивания условий (используется, когда известен тот или иной вмешивающийся признак, но его избежать нельзя); метод рандомизации (применяется в случае, если влияющий фактор не известен и избежать его воздействия невозможно). Способ перепроверки гипотезы на разных выборках, в разных местах, на разных категориях людей и т. п.

Три вида эксперимента: 1.Лабораторный эксперимент предполагает создание искусственной ситуации, в которой изу­чаемое свойство может быть лучше оценено. 2.Естественный эксперимент организуется и проводит­ся в обычных жизненных условиях, где экспериментатор не вмешивается в ход происходящих собы­тий, фиксируя их такими, какие они есть. Данные лучше всего соответствуют типичному жизненному поведению людей. Результаты не всегда точны из-за отсутствия воз­можности строгого контроля за влиянием разнообразных факторов на изучаемое свойство. 3.Моделирующий эксперимент: при проведении моделирующего эксперимента испытуемый действует по инструкции экспериментатора и знает что участвует в эксперименте в качестве испы­туемого. Характерной его особенностью является то, что поведение испытуемых в эксперименталь­ной ситуации моделирует (воспроизводит) на разных уровнях абстракции вполне типичные для жиз­ненных ситуаций действия: запоминание различных сведений, выбор или постановка целей, выпол­нение различных интеллектуальных и практических действий. Моделирующий эксперимент позво­ляет решать самые разнообразные исследовательские задачи.

В.Н. Дружинин выделяет основные этапы проведения эксперимента: а.Подготовка эксперимента. Исследователь готовит эксперимен­тальное помещение и оборудование, отладки процедуры экспери­мента и уточнение ин­струкции.  б.Инструктирование и мотивирование испытуемых. Инструкция должна включать в себя мотивационные компоненты. Испытуемый должен знать, какие возможности предоставляет ему участие в экс­перименте. в.Экспериментирование. г.Постэкспериментальное интервью.

Классификация: способ проведения (лабораторный, полевой и формирующий); условия (лабораторный, полевой); результат (констатирующий, формирующий); этап (пилотажное исследование, собственно эксперимент); уровень осознанности.

Необходимо учитывать особенности экспериментального взаимодействия, разнообразные эффекты, возникающие в ходе исследования:

а) дети более эмоциональны в общении со взрослыми (взрослый – психически значимая фи-гура)

б) проявление личных особенностей у ребенка в большей мере зависит от ситуации

в) ребенок склонен фантазировать, по – своему интерпретирует инструкцию.

Поведенческие проявления, искажающие результат эксперимента:

1) Эффект Плацебо – если испытуемый считает, что какой – либо препарат улучшает состоя-ние его здоровья, то он чувствует себя лучше.

2) Эффект Хоторна – если мы хорошо относимся к другому человеку, то мы начинаем отве-чать его ожиданиям.

3) Эффект аудитории – внимание аудитории влияет на активность человека.

4) Эффект Розенталя – преувеличение одного из параметров ситуации и распространение оценки на другие.

Метод опроса

 - метод, основанный на получении необходимой информации от самих обследуемых путем вопросов и ответов. Опрос это метод, при котором испытуемый не только отвечает на ряд вопросов, но и сообщает кое-какие социально демографические данные о себе, например, возраст, профессию, уровень образования, место работы, должность, семейное положение т.п.

Вопросы бывают: Закрытые - предполагают стандартизированный ответ или серию таких ответов, из числа которых испытуемый должен выбрать тот, который более всего подходит ему и соответствует его мнению. Примеры подобных ответов "не знаю", "согласен", "не согласен”, "трудно сказать". Открытые - предполагают ответ, даваемый в относительно свободной форме, избираемой произвольно самим испытуемым. Ответы на такие вопросы обычно подвергаются качественному, а не количественному анализу.

Вопросы, кроме того, могут быть: Прямыми называются такие вопросы, отвечая на которые испытуемый сам характеризует и непосредственно оценивает присутствие, отсутствие или степень выраженности у себя того или иного психологического качества. Косвенными именуются вопросы, в ответах на которые не содержится простых оценок испытуемым изучаемого свойства, но по которым, тем не менее, можно косвенно судить об уровне его психологического развития.

Три основных вида опроса: 1.Устный опрос применяется в тех случаях, когда необходимо вести наблюдение за реакциями и поведением испытуемого. Данный вид опроса требует больше времени для проведения и наличия специальной подготовки исследователя, поскольку степень объективности ответов очень часто зависит от поведения и личностных особенностей исследователя. Интервью - непринужденная беседа двух людей, в которой один из участников — интервьюер – помнит, что в данной ситуации он выступает как профессиональный исследователь, имитирующий роль равноправного собеседника. Нарративные интервью - свободное повествование о жизни рассказчика без всякого вмешательства со стороны интервьюера, кроме возможных междометий (удивление или одобрение), для стимулирования и поддерживания нити рассказа. Полуструктурированное интервью понимается как интервью с путеводителем. Предварительно составляется общий план разговора с перечислением тематических блоков, представляющих исследовательский интерес, а также выделением аспектов, относительно которых должна быть получена более детальная информация. Формулировка отдельных вопросов и предполагаемая форма ответов остаются свободными, открытыми, их конкретное оформление происходит в ходе интервью. Биографическое интервью является разновидностью полуструктурированного, где тематические блоки соответствуют последовательности жизненных циклов индивида: «Детство», «Юность», «Учеба», «Женитьба», «Дети» и т.д. Интервьюер только направляет разговор на определенную тему и умело подводит к следующему блоку, когда, по его мнению, рассказ о данном периоде жизни исчерпан. Лейтмотивное интервью ориентирует разговор на отслеживание динамики одного и того же аспекта жизнедеятельности индивида на протяжении его биографического пути. Фокусированное интервью: необходимо как можно больше узнать только об одной жизненной ситуации. Исходя из этого, дополнительные вопросы интервьюера направлены на углубление в определенную тему и предполагают все большую конкретизацию субъективных представлений о предмете интереса исследователя.

2. Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей за сравнительно небольшое время. ФормаАнкета - опросный лист, самостоятельно заполняется опрашиваемым по указанной инструкции. Представляет собой набор вопросов, ответы на которые могут способствовать решению исследовательской задачи. Анкета обеспечивает получение содержания, которое правдиво по отношению к опрашиваемому и значимо по отношению к проблеме. Вопросы в анкете могут быть открытыми, позволяющими опрашиваемому свободно, по своему усмотрению, строить свой ответ, и закрытыми, допускающими обычно ответы типа "да" или "нет". Зондажный или экспресс-опрос применяется в обследованиях общественного мнения и содержит всего 3-4 пункта основной информации плюс несколько пунктов, связанных с демографическими и социальными характеристиками опрашиваемых. Опрос по почте: в первом случае ожидается возвращение опросного листа по заранее оплаченному почтовому отправлению, во втором - исследователь сам собирает заполненные листы. Групповое - анкетируют сразу по 30-40 человек, исследователь собирает опрашиваемых, инструктирует и оставляет для заполнения анкет. Индивидуальное - исследователь обращается индивидуально к каждому респонденту. Организация «раздаточного» анкетирования, включая опросы по месту жительства, естественно, более трудоёмки, чем, например, опросы через прессу, также широко используемые в нашей и зарубежной практике. Однако последние непредставительны в отношении многих групп населения, так что скорее могут быть отнесены к приёмам изучения общественного мнения читателей данных изданий.

3. Свободный опрос – разновидность письменного и устного, при котором перечень задаваемых вопросов заранее не определяется. Здесь возможно достаточно гибко менять тактику и содержание исследования, что позволяет получить разнообразную информацию об испытуемом.

Правила составления вопросовКаждый вопрос должен быть логичным и отдельным и совмещать отдельные подвопросы.Запрещено употребление малораспространённых, малопонятных слов и специальных терминов.Вопросы должны быть краткими.При необходимости вопрос может сопровождаться пояснением, но сама формулировка должна оставаться лаконичной.Вопросы должны быть конкретными, а не абстрактными.Вопросы не должны содержать подсказку. Если в нём упомянуты возможные варианты ответов, то их список следует дать полным.Формулировка вопроса должна предотвратить получение шаблонных ответов.Вопрос не должен принуждать респондентов к неприемлемым для них ответам.Язык вопросов не должен вызывать отвращение (к примеру, быть слишком экспрессивным).Недопустимы вопросы суггестивного (внушающего) характера.

Тестирование

Психологическое тестирование - исследование определённых психологических качеств и свойств личности путем использования психологических тестов. Психологическое тестирование используется при отборе на работу, в психотерапии и психологическом консультировании и пр.

Психологический тест -стандартизированное задание, по результатам выполнения которого судят о психофизиологических и личностных характеристиках, знаниях, умениях и навыках испытуемого.

На создание эффективного психологического теста уходит от 10 лет работы авторских коллективов. Качество теста обеспечивается многоступенчатой процедурой проверки и стандартизации его шкал. Тестов, прошедших адаптацию к российской действительности 1990-х годов мало, поэтому выбор хороших психологических тестов для оценки персонала затруднен. Конечно, кроме тестов известны разные методы изучения личности, и каждые решают свои задачи. Классификация тестов:

1. Бурлачук и Морозов. Они выделяют 6 оснований тестовых методик: 1.По задачам – вербальные и практические; 2.По формам процедуры обследования – индивидуальные и групповые. 3.По направленности – тесты, диагностирующие различные стороны, качества, свойства личности или группы. 4.По наличию или отсутствию временных ограничений на выполнение тестовых заданий – тесты, учитывающие скорость выполнения заданий, тесты результативности. 5.По уровню стандартизации – высоко стандартизированные и слабо. 6.Аппаратурные и бланковые тесты. 2. Столин.Центральным основанием дифференциации у него является главный методический принцип, положенный в основу той или иной методики.1.Объективные тесты.2.Методики стандартизированного самоотчета, в том числе: а) тесты – опросники; б) открытые опросники, предполагающие последующий контент – анализ; в) шкальные техники, построенные по типу семантического дифференциала, методики классификации; г) индивидуально – ориентированные техники типа ролевых репертуарных решеток. 3.Проективные техники. 4. Диалогические (интерактивные) техники (беседы, интервью, диагностические игры).

По диагностируемым субъектам тесты подразделяются наиндивидуальные (личностные) и групповые.

По форме получаемых результатов или реагированию на стимульный материал тесты подразделяются на вербальные(стимульный материал, ответы на него представлены в языковой форме, задания в этих методиках апеллируют в памяти) и невербальные (к ним относится большинство рисуночных тестов, предметных, аппаратурных).

По целям диагностирования выделяют тесты самопознания, диагноза специалиста для клиента и тесты экспертизы. Также, по форме преподнесения стимульного материала тесты делятся на устные, письменные (в т. ч. бланковые), аппаратурные, предметные, компьютерные.

Тесты – опросники состоят из нескольких десятков вопросов (утверждений), относительно которых испытуемый выносит свои суждения (как правило, «да» или «нет, реже трехальтернативный выбор»).

Шкальные техники строятся по типу семантического дифференциала и позволяют выявлять отношения к различным явлениям на основе предъявляемой совокупности шкал (обычно 5 – 7 шкал).

Проективные тесты отличаются тем, что стимульный материал характеризуется неопределенностью, предполагающей самые разнообразные трактовки.

Характеристики психологических тестов:Стандартность - тестовая методика проходит стандартизацию, по итогам которой получаемые данные должны соответствовать закону нормального распределения или же норме социкультурного характера. В соответствии с нормами формируются диапазоны значений говорящие нам о силе выраженности исследуемого признака.Надёжность - свойство теста давать при повторном измерении близкие результаты. Надежная методика дает сходные результаты независимо от времени года или пола экспериментатора, влияния подобных фоновых факторов, должно сводится к минимуму самой методикой, что и определяет ее надежность.Валидность - соответствие результатов теста той характеристике, для измерения которой он предназначен.

Виды тестов:Психологический тест —тесты, по которым судят о знаниях, умениях и навыках испытуемого, занимают промежуточное положение между психологическими, образовательными и проф. тестами.Вербальный тест— тест, построенный на использовании языка, когда тестируемый, выполняя задание, должен не совершать действия, а описать их словами.Психограмма - графическое изображение результатов исследования психической деятельности индивида с помощью ряда тестов. Психограммы позволяют наглядно сравнивать результаты исследования различных индивидов.Стандартизованный тест - психологический тест с четко определенными неизменным списком вопросов, инструкцией, методами обработки результатов и подсчета баллов.Тесты личности -тесты психологического тестирования, направленные на изучение характера, способностей, эмоций, потребностей и других свойств человеческой личности. Личностные тесты подразделяются на : проективные тесты,личностные опросники итесты деятельности (ситуационные тесты).Тест достижений - стандартизированный тест, используются также в целях профессионального отбора, предназначенный для оценки уровня овладения учебными знаниями и навыками.Тест имитации — психологический тест, состоящий в том, что человеку предлагается выполнить задание, хотя ситуация, в которой предстоит выполнить задание, не воссоздается. Тест имитации используется в процессе отбора претендентов на работу.Тест на профессиональную пригодность- психологический тест, направленный на выявление индивидуальных интересов и предпочтений. Такие тесты помогают определить работу наиболее предпочтительную для конкретного человека.Тест интеллекта - тесты психологического тестирования, направленные на изучение степени развития интеллекта у человека.

Достоинства и недостатки тестов. Достоинства: - относительная простота проведения процедур;- не требуется высокой квалификации; - единообразие процедуры проведения; - возможность наблюдать за испытуемыми (100-200 человек). Обязательно: а) при работе с детьми младшего и дошкольного возраста; б) клиническая психология (люди с соматическими нарушениями, нервными и психическими ограничениями); в) нужен тесный контакт с целью оптимизации деятельности испытуемого.

Недостатки:меньше возможности мотивировать испытуемого.

Наблюдение

представляет собой преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскание смысла этих явлений, которые непосредственно не даны. Наблюдение - активная форма чувственного познания, дающая возможность накапливать эмпирические данные, образовывать первоначальные представления об объектах наблюдения или проверять исходные предположения, связанные с ними. Именно потому, что наблюдение обеспечивает познание путем прямого контакта при помощи органов чувств. Басовым была разработана методика психологических наблюдений. Основной принцип этой методики, отличающий ее от дневниковых психологических наблюдений - это максимальная фиксация объективных внешних проявлений. Второй принцип — это наблюдение непрерывного процесса, а не отдельных его моментов. Третий принцип — избирательность записи. Регистрируются только те проявления, которые существенны для конкретной задачи исследователя.

Классификация наблюдений: 1.По степени формализованное наблюдениеможет быть: а)неконтролируемым или нестандартизованное, бесструктурное (исследователь пользуется общим принципиальным планом, согласно которому результаты фиксируются в свободной форме непосредственно в процессе наблюдения или позднее по памяти); б)контролируемым (регистрация поведения идет по детально разработанной процедуре: наличие предварительно детально разработанного списка событий, признаков, которые предстоит наблюдать; определение условий и ситуаций наблюдения; инструкции для наблюдателей; единообразные кодификаторы для регистрации наблюдаемых явлений). 2.В зависимости от положения наблюдателя различают: а)простое (или обычное) наблюдение, когда события регистрируются со стороны; б)соучаствующее (или включенное) наблюдение, когда исследователь включается в определенную социальную ситуацию и анализирует события как бы «изнутри», в свою очередь может быть: Открытым - наблюдаемые знают о факте нахождения среди них исследователя и имеют представление о целях его деятельности. Включенное - наблюдаемые не знают о наблюдателе и думают, что он - один из них. 3.По условиям организации наблюдения делятся на: а)полевые (наблюдения в естественных условиях); б)лабораторные (в экспериментальной ситуации искусственно созданные условия). 4.По степени систематизации выделяют: а)систематические; б)несистематическиенаблюдения, которые, в свою очередь, делятся на: эпизодические; случайные (не предусмотренные исследовательской программой).

Сложная проблема, которая встает при применении метода наблюдения как фиксировать наблюдаемое. Основные формы протоколирования наблюдений: - признаковые или знаковые системы (заранее описывают конкретные виды поведения, симптоматические для целой поведенческой сферы, и потом фиксируют, какие из них появляются в тот или иной период наблюдения. Признак должен быть однозначным и не требовать дополнительного разъяснения.); - системы категорий (должны быть полностью описаны все виды поведения наблюдаемого; добавлять в процессе наблюдения что-то новое уже нельзя.); - шкалы рейтинга (оценок) (требуют фиксации не наличия признака, а степени его выраженности (по баллам).).

Трудности для наблюдения в психологии вызывают некоторые особенности психических явлений: их уникальность, неповторимость, очень малая или очень большая длительность. Например, некоторые эмоциональные выражения длятся 18 сек (для их наблюдения обычно используют ускоренную киносъемку); при большой длительности наблюдаемого явления используют дискретное (прерывистое) наблюдение.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 367.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...