Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Классификация проективных методик (А. Анастази).




Вербальные методики. В них используются слова и в качестве стимульного материала и в ответах. Они могут применяться и в устной, и в письменной формах. Их нельзя применять к маленьким детям, неграмотным и говорящим на другом языке. Тест на словесные ассоциации. Сначала методика была систематизирована Гальтоном. Вундт и Кэттелл впоследствии использовали этот тест в своих психологических исследованиях. Испытуемого предъявлялись несвязанные между собой слова, на каждое он отвечал первым пришедшим в голову словом. Клиническое применение этого метода связано с психоанализом. К. Юнг наибольший вклад сделал в разработку данного метода. Он отобрал слова-стимулы, представляющие обычные эмоциональные комплексы, проанализировал ответы относительно времени реакции, содержания и фактической выраженности эмоционального напряжения.

Цель: 1. выявить нарушения в мыслительной деятельности; 2. выявить область значимых внутренних конфликтов.

Также эту методику используют как «детектор лжи». Анализировали содержание, время реакции, беспокойство при ответе – индикатор лжи или виновности.

Тест на завершение предложений. Применяется в исследовательской и клинической практике. Обычно начальные слова или незаконченные предложения допускают почти неограниченное разнообразие возможных завершений: «Мое стремление…»; «Моя мама…» Иногда предложения так формулируются, чтобы спровоцировать испытуемого на ответы, относящиеся к исследуемым свойствам личности. Например, Роттеровский бланк незаконченных предложении. Состоит из 40 начальных слов предложений.

Изобразительные методики. Стимулы различны. Например, картинки в ТАТ. Тест Розенцвейга на изучение фрустрации с помощью картинок. Тест мотивационных достижений “Различение животных” 1975г. Адкинсон.

Экспрессивные методики. Используются в терапевтических и диагностических целях. Методы – рисование, театральные представления при помощи игрушек. Рисование человеческой фигуры. Тест Маховера «Нарисуй человека». Сначала испытуемый должен нарисовать человек при помощи карандаша. Потом он должен нарисовать человека противоположного пола тому, которого он уже нарисовал. Потом можно попросить придумать рассказ о каждом нарисованном человеке.  

Тесты с игрушками. Марионетки, куклы и небольшие предметы. Ведут начало от игровой терапии для детей. Игра с игрушками должна раскрыть отношение ребенка к своей семье, помогает выявить такие качества, как страхи, агрессивность, соперничество и др. При проведении теста со взрослыми материал предлагается с обычной инструкцией выполнить определенную, но малоструктурированную задачу.

Метод беседы

психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в ведении тематически направленного диалога между психологом и респондентом с целью получения сведений от последнего.

Беседа – вариант опроса. От опроса отличается большой свободой проведения процедуры. Как правило, она проводится в непринужденной обстановке, а содержание вопросов изменяется в зависимости от ситуации и особенностей испытуемого. Беседы различаются в зависимости от преследуемой психологической задачи. Выделяют следующие виды:терапевтическая беседа; экспериментальная беседа (с целью проверки экспериментальных гипотез); автобиографическая беседа; сбор субъективного анамнеза (сбор информации о личности субъекта); сбор объективного анамнеза (сбор информации о знакомых субъекта); телефонная беседа.

Стиль ведения беседы: Рефлексивное слушание, в котором предполагается активное речевое взаимодействие психолога и респондента. Рефлексивное слушание используется с целью осуществления точного контроля правильности восприятия полученной информации. Использование данного стиля ведения беседы может быть связано с личностными свойствами респондента (к примеру, низкий уровень развитости коммуникативных навыков), необходимостью установить то значение слова, которое имел в виду говорящий, культурными традициями (этикет общения в культурной среде, к которой принадлежат респондент и психолог).

Четыре основных приёма поддержания беседы и контроля получаемой информации: выяснение (использование уточняющих вопросов); перефразирование (формулировка высказанного респондентом своими словами); словесное отражение психологом чувств респондента; резюмирование. Нерефлексивное слушание, в котором используется лишь необходимый с точки зрения целесообразности минимум слов и техник невербальной коммуникации со стороны психолога. Нерефлексивное слушание применяется в тех случаях, когда существует необходимость дать субъекту выговориться. Оно особенно полезно в ситуациях, где собеседник проявляет желание выразить свою точку зрения, обсудить волнующие его темы и где он испытывает трудности в выражении проблем, легко сбивается с мысли вмешательством психолога и ведёт себя закрепощённо в связи с разницей в социальном положении между психологом и респондентом.

Беседа является основным методом психологического консультирования.

Необходимо: *проводить беседу в естественной обстановке; *постараться не быть чужим; *подготовить вопросы заранее; *фиксировать ответы, по возможности не привлекая внимания беседующего; *быть тактичным).

Планирование и организация исследования

Основные этапы психологического исследования:

I. Существование проблемы (проблемной ситуации) является исходным моментом научного исследования. Постановка научной проблемы предполагает:Обнаружение существования такого дефицита;Осознание потребности в устранении дефицита;Описание проблемной ситуации на естественном языке;Формулирование проблемы в научных терминах.

При изучении состояния проблемы целесообразно следующая последовательность работы с литературой и публикациями: 1.Ознакомиться с определениями основных понятий, относящихся к рассматриваемой теме, используя словари и энциклопедии. В них часто можно найти ссылки на наиболее известные работы в данной области и на ученых, внесших основной вклад в исследование изучаемого явления. 2.Составить библиографию по интересующей вас теме с помощью доступного для вас систематического каталога. 3.Осуществить предварительное знакомство с предметом исследо-вания, ознакомившись с выпусками психологических журналов.

Собранные материалы могут быть скомпонованы по хронологическому принципу, т.е. ваши изложения будет описывать этапы исследования проблемы отечественными и зарубежными учеными.

II. Гипотеза —это утверждение, истинность или ложность которого неизвестны, но могут быть проверены опытным путем.

III. Выборка. Основными требованиями к выборке являются: 1.Репрезентативность – представительность, показательность, соответствие характеристик, полученных в результате частичного (выборочного) обследования какого-либо объекта, характеристикам этого объекта в целом, позволяющее распространить выводы частичного обследования на весь изучаемый объект. 2.Адекватность. Адекватной считается выборка достаточного объема (размера). Для того, чтобы в количественных характеристиках (числовых показателях) был достигнут предполагаемый уровень достоверности. 3.Состав выборки по полу. 4.Возрастной состав выборки.

IV. Метод исследования.Метод – способ выполнения чего-либо, упорядоченная работа с фактами и концепциями, принцип и способ сбора, обработки или анализа данных, а также принцип воздействия на объект. Методика – форма реализации метода, совокупность приемов и операций (их последовательность и взаимосвязь), процедура или набор процедур для достижения определенной цели. Выбор методов исследования обусловлен особенностями объекта и предмета исследования и поставленными целями. Этап выбора методов и методик тесно связан с конкретизацией исследовательских гипотез.

V. Процедура обследования должна как можно точнее соответствовать той, которая описана в руководстве используемой вами методике. Обычная последовательность проведения обследования примерно такова: 1)Объяснить, зачем нужен тест, избегая нежелательной коррекции мотивов. Сообщить, какие результаты ожидаются. 2)Гарантировать сохранение тайны отдельных ответов и результатов в целом. 3)Медленно, громко, четко прочесть инструкцию или воспроизвести по памяти (если не запланировано инструктировать письменно). 4)Привести примеры, дать возможность выполнить пробные задания при интеллектуальных тестах, проверить, правильно ли понята инструкция. 5)Ознакомить с регламентом времени. Сообщить о правилах исправления ошибок. О запретах в общении, поведении на время обследования. 6)Попросить написать в листе для ответов перечисленные сведения о социально-демографических данных. Проследить за правильностью записей. 7)Ответить на вопросы. Стараться отвечать лаконично – пространные ответы хуже запоминаются. 8)При выполнении заданий с фиксируемым временем дать команду записать время начало заполнения заданий и начать решение. 9)По ходу обследования следить за соблюдением правил записей и запретов в общении. 10)По окончанию обследования собрать тестовые материалы и листы для ответов.

VI. Обработка данных происходит с помощью математико-статистических процедур.

VII.Интерпретируя полученные результаты, необходимо помнить, что любой изучаемый психический феномен является частью целого. Сам по себе, вне целого, никакой психический феномен не существует. На данном этапе происходит соотнесение полученных результатов с исходной гипотезой, выводы о достоверности гипотезы и дальнейшее соотнесение ее с теорией, в рамках которой формировалась гипотеза; при необходимости – пересмотр определенных положений, что порождает новые проблемы, новые гипотезы и т.д.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 464.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...