Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Проблема измерения в психологии




Измерение — выявление количественных характеристик изучаемых психических явлений. Общая задача измерения состоит в том, чтобы определить так называемую мощность одного показателя по сравнению с другим, измеряя его «вес».

Проблема измерений в психологии весьма актуальна, т.к. далеко не всегда можно найти для всех алгебраических процедур такие экспериментальные операции, "которые будучи произведены на двух вещах, привели бы к такому эмпирическому результату, который можно было бы предвидеть на основании соответствующей арифметической операции, произведенной на двух числах, предписываемых этим вещам". Вторая основная проблема (проблема единственности) может быть сформулирована следующим образом: требуется определить тип шкалы, при помощи которой производится измерение.

С математической точки зрения, выявление типа шкалы измерений определяет способ, позволяющий перейти от одной числовой системы к другой, если они включают одни и те же отношения и гомоморфны одной и той же эмпирической системе.

Измерения могут быть трех видов: 1)первичные (если они не основываются на каких-либо предварительных измерениях); 2)производные; 3)приборные – понимаются числовые значения (первичные и производные), полученные при использовании допустимых инструментов.

Общая теория измерений. С т.з. теории измерения следует различать три аспекта: а) количество или диапазон переменной (число правильных ответов, диапазон интересов и др.); б) частота некоторого проявления — соответственно, чем оно чаще выявляется, тем выше значение свойства; в) интенсивность, величина или сила проявления.

С т.з. теории измерения все множество различных измерительных процедур, применяемых в психологии, является процедурами построения шкал психологической переменной. Различие между измерительными процедурами определяется двумя аспектами: 1) типом построения шкалы (шкала наименований, порядка и т.д.). Тип шкалы однозначно определяет совокупность статистических методов, которые могут быть применимы для обработки данных измерения; 2) степенью структурной сложности шкалы: -Нулевые шкалы, с помощью которых находят одно-единственное значение на психологической шкале. -Одномерные шкалы позволяют определить всю шкалу в целом, но это одна-единственная шкала, характеризующая только одну простую психологическую характеристику; -Многомерные шкалы предназначены для измерения сложных многомерных психологических характеристик. С их помощью строится целая система шкал, определяющая взаимосвязь сразу нескольких психологических характеристик.

В психологии существуют два основных направления измеренияпсихофизическое и психометрическое. Для первого характерны попытки соотнести в экспериментальных условиях реальные физические стимулы (объекты различного веса, интенсивность света, звука и др.) с ощущениями, вызываемыми у человека этими стимулами. Психометрическое направление связано в основном с созданием и применением психологических тестов, представляющих собой модельную ситуацию, при помощи которой получают образцы поведения или переживаний. Как и ко всякому измерительному инструменту, к тесту предъявляются требования точности и надежности, достоверности и адекватности, которые оцениваются с помощью особых математических процедур.

Измерительные шкалы, выделяются шкалы(Стивенсом): Номинативная шкала / шкала наименований (неметрическая) . Каждому классу дается наименование и обозначение, обычно числовое. Затем каждому объекту присваивается соответствующее обозначение. Номинальные переменные используются только для качественной классификации. Порядковая шкала / ранговая (неметрическая). Измерение в этой шкале предполагает приписывание объектам чисел в зависимости от степени выраженности измеряемого свойства

Порядковые переменные позволяют ранжировать (упорядочить) объекты, если указано, какие из них в большей или меньшей степени обладают качеством, выраженным данной переменной. Интервальная шкала (метрическая) является первой метрической шкалой. Шкала интервалов определяет величину различий между объектами в проявлении свойства. С помощью шкалы интервалов можно сравнивать два объекта. При этом выясняют, насколько более или менее выражено определенное свойство у одного объекта, чем у другого. Абсолютная шкала / шкала отношений (метрическая) – наиболее часто используемая в физике шкала. По крайней мере, идеалом измерительной процедуры является получение таких данных о выраженности свойств объектов, когда можно сказать, во сколько раз один объект больше или меньше другого.

Виды психологических измерений. 1) процедура сбора «сырых» данных: - метод ранжирования (все объекты представляются испытуемому одновременно, он должен их упорядочить по величине измеряемого признака); - метод парных сравнений (объекты предъявляются испытуемому попарно, испытуемый оценивает сходства – различия между членами пар); - метод абсолютной оценки (стимулы предъявляются по одному, испытуемый оценивает сходства стимула в единицах предложенной шкалы); - метод выбора (индивиду предлагается несколько объектов (стимулов, высказываний и т.д.), из которых он должен выбрать те, которые соответствуют заданному критерию). 2) предмет измерения. По предмету измерения все методики делятся на: - методики шкалирования объектов; - методики шкалирования индивидов; - методики совместного шкалирования объектов и индивидов.3) вид используемой шкалы; 4) тип шкалируемого материала;5) число «мерностей» (одномерные и многомерные);6) мощность методы сбора данных (мощные или слабые);7) тип ответа индивида;8) каким они являются: детерминистскими или вероятностными.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 540.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...