Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Количественные характеристики




Проявление способностей всегда строго индивидуально и чаще всего неповто­римо. Поэтому свести одаренность людей, даже занимающихся одной и той же деятельностью, к набору конкретных показателей представляется невозможным. С помощью различных психодиагностических методик можно лишь установить наличие тех или иных способностей и определить относительный уровень их раз­вития. Т.к. никто не знает абсолютных порогов, или уровней развития, той или иной способности. Как правило, суждение выносится для конкретного человека путем сопоставления его результатов со средни­ми результатами той или иной выборки обследуемых. Такой подход к оценке спо­собностей основывается на применении количественных методов.

Критерии, по которым можно судить о выраженности способностей:

• успешный результат деятельности;

• творческий характер деятельности;

• степень преодоления неблагоприятных условий;

• темп развития и обучения.

Один из самых сложных вопросов - вопрос о происхож-дении способностей. Обычно считается, что доказательством врожденности (наследствен-ности) способностей служит их раннее появление у ребенка. О врожденности способностей заключают также на основе повторе-ния их у потомков выдающихся людей. Подобные факты не позволяют развести действия наследственности и среды. Применялись исследования при помощи близнецового метода. Так же проводились исследования на животных.

Сознание и бессознательное

- составные части психики. Понятие сознания является одним из основных не только в психологии, но и философии, медицине, педагогике и других науках. Наиболее распространенно определение сознания как высшего уровня развития психического отражения действительности, а также высшего уровня саморегуляции, присущего только человеку как социальному существу. Это высшая форма психики. Отличие от низших форм: - Разрушение неопределимой абсолютной связи человека с реальностью; - Человек выделяет себя из окружающего мира; - Сознание различает внешнее впечатление от внутреннего переживания.

Скиннер: сознание возникло, когда индивид овладел языком вербальным, где он растет и развивается. Человек становится сознательным членом общества. Психоанализ: сознание как результат превращения бессознательного. Марксистская психология: сознание - функция мозга, идеальное отражение бытия. Рубинштейн: сознание - независимое отражение объективного и субъективного. Процесс осознания мира и самого себя, это и есть сознание. Сознание служит для регуляции поведения. Леонтьев: сознание - есть отражение действия, преломленное через призму общественно выработанных языковых значений. Сознание - результат общественного развития. К общественному сознанию относятся: 1) наука; 2) мораль; 3) право; 4) идеология; 5) искусство; 6) религия.Изменения в производстве, в общественных отношениях, отражаясь в сознании людей, приводят к изменениям в содержании общественного сознания. Итак, психика человека, его сознание - это система его психической саморегуляции, основанная на социально сформированных категориях и ценностных ориентациях.

Выделяют ряд свойств сознания:Активность. Отражение действительности носит не пассивный характер.

Направленность. Сознание всегда направлено на какой-то объект, предмет или образ. Целостность (внутренняя связность). В норме сознание человека не расчленено, целостно. Изменчивость сознания по величине. сопровождается качественными изменениями сознания (сон и бодрствование). Ограниченность. Человек не в состоянии полностью отражать, осознавать все происходящие события. Рефлексивность. «Размышления о себе». Рефлексивность может различаться по степени и глубине. Кроме того, способность к рефлексии можно развивать. Самоконтроль, который проявляется в том, что человек осознает свои собственные действия. Саморегуляция - способность человека управлять собой

Формой сознания является язык.

Эмпирические характеристики сознания:1.Сознание активно. Сознание надситуативно, избирательно и произвольно. 2.Целостность (нерасчленность) сознания. 3.Изменчивость по качеству. 4.Ограниченность и непрерывность. 5.Рефлексивность - возможное осознание внутреннего опыта.

Самосознание человека.Человек осознает себя и окружающий мир. Свойство человека осознавать, что он является субъектом деятельности со специфической психической, социально-нравственной характеристикой. Объект самосознания - собственная личность. Функции самосознания. Функция развития и совершенствование своей личности; совершенствование в соответствии с социальными нормами; человек способен сознательно использовать психологические закономерности личности для успешного преобразования природы и общества.Структура самосознания.Традиционный подход: Я-концепция; образ себя.Мерлинский подход: сознание тождественно представлениям человека о собственной личности в целом. В 3 года появляется осознание своего "Я". Сознание своих психических свойств. Подросток вырастая, начинает задумываться о том, что его отличает от других. Социально-нравственная самооценка - оценка уровня развития какого-либо свойства.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 445.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...