Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Количественные характеристики
Проявление способностей всегда строго индивидуально и чаще всего неповторимо. Поэтому свести одаренность людей, даже занимающихся одной и той же деятельностью, к набору конкретных показателей представляется невозможным. С помощью различных психодиагностических методик можно лишь установить наличие тех или иных способностей и определить относительный уровень их развития. Т.к. никто не знает абсолютных порогов, или уровней развития, той или иной способности. Как правило, суждение выносится для конкретного человека путем сопоставления его результатов со средними результатами той или иной выборки обследуемых. Такой подход к оценке способностей основывается на применении количественных методов. Критерии, по которым можно судить о выраженности способностей: • успешный результат деятельности; • творческий характер деятельности; • степень преодоления неблагоприятных условий; • темп развития и обучения. Один из самых сложных вопросов - вопрос о происхож-дении способностей. Обычно считается, что доказательством врожденности (наследствен-ности) способностей служит их раннее появление у ребенка. О врожденности способностей заключают также на основе повторе-ния их у потомков выдающихся людей. Подобные факты не позволяют развести действия наследственности и среды. Применялись исследования при помощи близнецового метода. Так же проводились исследования на животных. Сознание и бессознательное - составные части психики. Понятие сознания является одним из основных не только в психологии, но и философии, медицине, педагогике и других науках. Наиболее распространенно определение сознания как высшего уровня развития психического отражения действительности, а также высшего уровня саморегуляции, присущего только человеку как социальному существу. Это высшая форма психики. Отличие от низших форм: - Разрушение неопределимой абсолютной связи человека с реальностью; - Человек выделяет себя из окружающего мира; - Сознание различает внешнее впечатление от внутреннего переживания. Скиннер: сознание возникло, когда индивид овладел языком вербальным, где он растет и развивается. Человек становится сознательным членом общества. Психоанализ: сознание как результат превращения бессознательного. Марксистская психология: сознание - функция мозга, идеальное отражение бытия. Рубинштейн: сознание - независимое отражение объективного и субъективного. Процесс осознания мира и самого себя, это и есть сознание. Сознание служит для регуляции поведения. Леонтьев: сознание - есть отражение действия, преломленное через призму общественно выработанных языковых значений. Сознание - результат общественного развития. К общественному сознанию относятся: 1) наука; 2) мораль; 3) право; 4) идеология; 5) искусство; 6) религия.Изменения в производстве, в общественных отношениях, отражаясь в сознании людей, приводят к изменениям в содержании общественного сознания. Итак, психика человека, его сознание - это система его психической саморегуляции, основанная на социально сформированных категориях и ценностных ориентациях. Выделяют ряд свойств сознания:Активность. Отражение действительности носит не пассивный характер. Направленность. Сознание всегда направлено на какой-то объект, предмет или образ. Целостность (внутренняя связность). В норме сознание человека не расчленено, целостно. Изменчивость сознания по величине. сопровождается качественными изменениями сознания (сон и бодрствование). Ограниченность. Человек не в состоянии полностью отражать, осознавать все происходящие события. Рефлексивность. «Размышления о себе». Рефлексивность может различаться по степени и глубине. Кроме того, способность к рефлексии можно развивать. Самоконтроль, который проявляется в том, что человек осознает свои собственные действия. Саморегуляция - способность человека управлять собой Формой сознания является язык. Эмпирические характеристики сознания:1.Сознание активно. Сознание надситуативно, избирательно и произвольно. 2.Целостность (нерасчленность) сознания. 3.Изменчивость по качеству. 4.Ограниченность и непрерывность. 5.Рефлексивность - возможное осознание внутреннего опыта. Самосознание человека.Человек осознает себя и окружающий мир. Свойство человека осознавать, что он является субъектом деятельности со специфической психической, социально-нравственной характеристикой. Объект самосознания - собственная личность. Функции самосознания. Функция развития и совершенствование своей личности; совершенствование в соответствии с социальными нормами; человек способен сознательно использовать психологические закономерности личности для успешного преобразования природы и общества.Структура самосознания.Традиционный подход: Я-концепция; образ себя.Мерлинский подход: сознание тождественно представлениям человека о собственной личности в целом. В 3 года появляется осознание своего "Я". Сознание своих психических свойств. Подросток вырастая, начинает задумываться о том, что его отличает от других. Социально-нравственная самооценка - оценка уровня развития какого-либо свойства. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 445. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |