Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Этапы формирования мотивационной сферы в онтогенезе.




Божович считает, что в качестве переломных этапов онтогенетического развития личности следует рассматривать кризисы развития, анализ которых позволяет вскрыть психологическую сущность процесса формирования личности. В детской психологии наиболее часто упоминается о трех критических периодах: 3, 7 и 12-16 лет. Выготский анализировал еще кризис одного года, а подростковый делил на две фазы: негативную (13-14 лет) и позитивную (15-17 лет).

-Новорожденный представляет собой существо, действующее под влиянием непосредственно идущих от организма присущих ему биологических потребностей. Затем поведение и деятельность ребенка начинают определяться восприятием тех предметов внешнего мира, в которых нашли свое воплощение, его биологические потребности.

- На втором году - формируется первое личностное новообразование - мотивирующие представления, выражающиеся в способности ребенка действовать в соответствии со своими внутренними побуждениями.

-На третьем этапе (кризис 3 лет) – выделение ребенком самого себя в качестве субъекта в мире объектов, на которые он может воздействовать и которые может изменять. Здесь ребенок уже осознает свое «Я» и требует возможности проявлять свою активность («Я сам»).

 -На четвертом этапе (кризис 7 лет) - возникает сознание себя как существа социального и своего места в системе доступных ему общественных отношений. Условно этот период можно обозначить периодом рождения социального «Я». У ребенка формируется «внутренняя позиция», порождающая потребность занять новое место в жизни и выполнять новую общественно значимую деятельность.

 -На последнем этапе у подростка возникает самосознание, т. е., способность направлять сознание на свои собственные психические процессы, включая и сложный мир своих переживаний. Этот уровень вызывает у него стремление к самоутверждению, самореализации и самовоспитанию.

В конце переходного возраста в качестве новообразования этого периода возникает самоопределение, которое характеризуется не только пониманием самого себя - своих возможностей и стремлений, но и пониманием своего места в человеческом обществе и своего назначения в жизни.

Существует много теорий мотивации. Многочисленные теории мотивации стали появляться ещё в работах древних философов. Психоаналитическая теория основывается на представлении, согласно которому люди являются сложными энергетическими системами. Поведение человека происходит согласно закону сохранения энергии. Цель любой формы поведения состоит в уменьшении напряжения, вызываемого неприятным скоплением энергии. Гуманистическая теория мотивации подчеркивает стремление человека к совершенствованию, реализации своего потенциала, самовыражению. Мотивация строится на иерархии потребностей. Иерархия фундаментальных потребностей (по А. Маслоу)- физиологические потребности (пища, вода, сон и т.п.); потребность в безопасности (стабильность, порядок); потребности в любви и принадлежности (семья, дружба); потребность в уважении (самоуважение, признание); потребность в самоактуализации (развитие способностей). Когнитивная мотивационная концепция. Здесь центральным психическим процессом, объясняющим поведение, является принятие решения. Основным постулатом его теории когнитивного диссонанса является утверждение о том, что система знаний человека о мире и о себе стремится к согласованию. При возникновении рассогласованности, или дисбаланса, индивид стремится снять или уменьшить его.

Согласно концепции А.Н.Леонтьева, мотивационная сфера человека, как и другие его психологические особенности, имеет свои источники в практической деятельности. В современной психологической литературе существуют несколько концепций взаимосвязи мотивации деятельности. Возникновение целей – есть основной феномен мотивации. Генетически исходным для человеческой деятельности является несовпадение мотивов и целей. В отличие от целей, мотивы актуально не осознаются субъектом. Мотивы, однако, не отделены от сознания. Одни мотивы, побуждая деятельность, вместе с тем придают ей личностный смысл. Другие, сосуществующие с ними, выпол­няя роль побудительных факторов.

 Основные закономерности развития мотивационной сферы Становление мотивации происходит в течение всей жизни человека и главным образом в детстве, в процессе развития ребенка. В отеч. психологии формирование мотивационной сферы чела в процессе его онтогенеза рассматривается в рамках формирования интересов чела как основных причин, побуждающих его к развитию и деятельности. Первые проявления интереса наблюдаются у детей уже на первом году жизни, как только ребенок начинает ориентироваться в окружающем мире. На этом этапе ребенка интересуют яркие, красочные предметы, незнакомые вещи, издаваемые предметами звуки. Конец преддошкольного и начало дошкольного возраста возникновение интереса к игре, явл ведущей деятельностью ребенка в этом возрасте, в ней развиваются разнообразные стороны его психической жизни, формируются многие важнейшие психологические качества его личности. Конец дошкольного периода и начало школьного возраста появление интереса к учению, к школе, его интересует сам процесс учения, возможность новой деятельности. В младшем школьном возрасте значителен интерес к «бытовой» литературе, к рассказам из жизни детей. В подростковом возрасте ребенок начинает интересоваться не только текущими событиями, но и проявлять интерес к своему будущему, к тому, какое положение он займет в обществе. Юношеский возраст это дальнейшее развитие интересов, прежде всего познавательных.

С возрастом формирование интересов не прекращается. Также у человека наблюдается появление новых интересов. Однако этот процесс в значительной степени носит осознанный или даже плановый характер, поскольку эти интересы в значительной мере связаны с совершенствованием профнавыков, развитием семейных отношений, а также с теми увлечениями, которые не были реализованы в юношеском возрасте.

Многообразие мотивационных проявлений определила и многообразие различных методик, используемых для диагностики. Среди них можно выделить несколько классов: - прямые методы (анкеты);

- личностные опросники («Список личностных предпочтений» А. Эдвардса, «Опросник для измерения аффилятивной тенденции и чувствительности к отвержению» и «Опросник для измерения мотивации достижения» А. Мехарбиана, - проективные методы (ТАТ, рис-ный тест фрустрации Розенцвейга, ТЮФ).

Интеллект

В настоящее время существует, как минимум, три трактовки понятия интеллекта:

1. Биологическая трактовка: «способность сознательно приспосабливаться к новой ситуации».

2. Педагогическая трактовка: «способность к обучению, обучаемость».

3. Структурный подход, сформулированный А. Бине: интеллект как «способность адаптации средств к цели». С т.з. структурного подхода, интеллект — это совокупность тех или иных способностей.

«Интеллект — это глобальная способность действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами» (Векслер), т.е. интеллект рассматривается как способность человека адаптироваться к окружающей среде.

Классификации интеллекта(теории интеллекта): 2 большие группы:

1.Обыденные теории интеллекта – обыденное представление людей об интеллекте:

Р.Стенлей 60–70-ые гг. Работа с обычными людьми. В обыденном представлении умный человек состоит из 3-х компонентов: 1. Вербальный компонент (эрудиция, словарный запас, и т.д.). 2. Способность решать проблемы. 3. Практический интеллект (добиваются поставленной цели, программировать и планировать свою деятельность, и т.д.).

2.Психометрические теории интеллекта (Здесь интеллект измеряется и выступает как способность решать определенным образом сконструированные тестовые задачи): Ч.Спирмен. 1905–1907 гг. Исследовал разные профессиональные способности. Когда обрабатывал данные, обнаруживал, что результаты выполнения тестов на память, мышление (и т.д.) тесно связаны. Предположил:

1. Успех любой деятельности определяется какой-то общей основой (G–фактором). 2.Успех какой-либо специальной деятельности определяется набором определенных специфических факторов (S–фактор).

Р. Кеттелл. Выделил 2 вида интеллекта: 1.«Связанный»/«Кристаллизованный» интеллект – это совокупность интеллектуальных навыков, знаний, которые приобретены человеком в результате социального развития; он связан с культурой. 2.Текучий/Свободный – интеллект, независимый от культуры (как правило, именно этот интеллект определяет способность соотносить предметы в пространстве).

Триархическая теория Стернберга основывается на взгляде, согласно которому более ранние теории интеллекта являются не ошибочными, а лишь неполными. Эта теория состоит из трех субтеорий: компонентной субтеории, рассматривающей механизмы переработки информации; опытной (экспериенциальной) субтеории, принимающей во внимание индивидуальный опыт решения задач или нахождения в определенных ситуациях; контекстуальной субтеории, рассматривающей взаимоотношения между внешней средой и индивидуальным интеллектом.

Структура интеллекта. Спирмен: интеллект – некая целостность. Двухфакторная теория интеллекта. Существует некий общий фактор, или генеральный, который определяет уровень интеллекта – фактор G. Люди могут обнаруживать склонности к определенным видам деятельности – фактор S (показатель специфических способностей).Терстоун: интеллект не может быть единым, поскольку он проявляется в различных способностях. 7 показателей первичной умственной потенции:-счетная способность – фактор N;-вербальная или словесная гибкость – фактор F;-вербальное восприятие – фактор V; -пространственная ориентация – фактор S; -память – фактор M; -способность к рассуждениям – фактор R; -быстрота восприятия сходств и различий между предметами и деталями – фактор P. Многофакторная модель интеллекта. Они могут проявляться независимо др. от др.

Диагностика интеллекта.Впервые заговорил Гальтон. На начальном этапе интеллект тождественен психофизиологическим факторам, как врожденная функция.

1904 г. Запросы практики. Франция – комиссия – проблемы детей, отстающих в развитии – система специальных заданий (отбор детей). Бине и Симон – серия из 30 заданий для детей различных возрастных групп. Штерн предложил формулу IQ. Стали крайне популярны.

Появились так называемые интеллектуальные шкалы, включающие набор вербальных и невербальных субтестов (Векслера – включает 11 субтестов, Амтхауэра – 9). Индивидуальная оценка уровня общего интеллекта определялась как сумма баллов успешности выполнения всех субтестов.

Развитие интеллекта.Ж. Пиаже признавал доминантную роль генетического фактора в развитии интеллекта. Источник развития интеллекта в нем самом. Стадии:

- сенсомоторный интеллект (до 2 лет) На этой стадии ребенок овладевает сенсорными и моторными способностями (слушает, разглядывает, кричит, бросает, тянет и т.д.).

- стадия конкретных операций (с 2 до 11,12 лет). На этой стадии происходит постепенная интериоризация действий, превращение их в операции, позволяющие ребенку сравнивать, оценивать, классифицировать, считать, измерять.

- стадия формальных операций (12,13 – 14,15 лет). На этой стадии мыслительные операции уже совершаются без наглядной конкретной опоры, имеет место абстрактное мышление.

Развитие интеллекта завершается в 14-15 лет, он должен вызреть.

Отечественная психология. Ананьев: в период взрослости возрастает обучаемость, а 30-45 лет – это сензитивные периоды для творчества у химиков и математиков. Для философии и литературы кульминация интеллектуальных возможностей приходится на возраст после 50ти лет.

Возрастные особенности развития интеллекта:

Первые 20 лет жизни – наиболее интенсивно развивается интеллект (особенно 2–12 лет).

19–20 лет – интеллект достигает своего пика.

20–33-34 – стабилизация (+ применение).

С 33-34 – спад продуктивности интеллектуальных функций (¯ скорость обработки, ¯ долговременная память, но качество ­).










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 736.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...