Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Факторы социализации личности, их характеристика. Социализированность и воспитанность. Их соотношение.




    Социализация протекает во взаимодействии детей, подростков, юношей с огромным количеством разнообразных условий, более или менее активно влияющих на их развитие. Эти действующие на человека условия принято называть факторами. Более или менее изученные условия или факторы социализации условно можно объединить в четыре группы:

Первая - мегафакторы, (мега - очень большой, всеобщий) - космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли.

Вторая - макрофакторы (макро - большой) - страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах (это влияние опосредствованно двумя другими группами факторов).

Третья- мезафакторы (мезо - средний, промежуточный), условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, горд, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевиденье и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам. Мезофакторы влияют на социализацию человека как прямо, так и опосредствованно через четвертую группу - микрофакторы. К ним относятся факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, - семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные государственные, религиозные, частные организации, микросоциум.

Социализация человека осуществляется в процессе его взаимодействий с многообразными и многочисленными факторами, группами, организациями с помощью различных средств и механизмов.

  В рамках проблемы социализированности как результата социализации на каждом возрастном этапе особняком стоит вопрос о воспитанности как результа-те относительно социально контролируемой социализации.

Воспитанность - это «образование в человеке тако-го характера, который противостоял бы напору всех слу-чайностей жизни,' спасал бы человека от их вредного, растлевающего влияния и давал бы ему возможность извлекать отовсюду только добрые результаты»..

Залогом успешной социализа-ции можно считать формирование у человека пове-денческих моделей, включающих основные элементы институциональных требований и предписаний.

 

Типы и характеристика потенциальных и реальных «жертв» неблагоприятных условий социализации

"Жертва" - обычно ассоциируется с невинно пострадавшим в результате каких-то событий объектом (человек, животное), который не причастен к данному событию: например, жертвы землетрясения, погибшие во время боев или терактов мирные жители и др.

"Жертва" – это пострадавшие в результате конфликтных действий противоборствующих сторон люди, которые не принимают непосредственного участия в конфликте и признаны в качестве

пострадавших "значимыми другими".

Любая "жертва" предполагает выполнение определенных функций как в реальном и потенциальном конфликте, так и в повседневной жизни:

* идентификация людей на основе их отношения к "жертве";

* создание образа врага, либо непосредственно повинного в посягательстве на жертву, либо

имеющего косвенное отношение. Так, реальный враг может отождествляться с прошлым

врагом, с тем, который непосредственно повинен в появлении жертвы;

* воспитание "новых героев", готовых пожертвовать собой ради достижения неких

стратегических или тактических целей и ценностей в реальном и потенциальном конфликте;

ради защиты своей Родины;

* образ "жертвы" становится элементом культуры, вокруг которого формируются свои

ритуалы, обычаи, традиции.

 

 



Коллектив как объект и субъект воспитания (сущность, условия и пути формирования)

Коллектив (от лат. collectivus — собирательный) — группа, совокупность людей, работающих в одной организации, на одном предприятии, объединенных совместной деятельностью в рамках какой-либо организации. По виду деятельности различают трудовые, учебные, военные, спортивные, художественной самодеятельности и другие коллективы. В более широком смысле — люди, объединенные общими идеями, интересами, потребностями.

Одним из основных принципов реализации теории коллектива в педагогике является принцип формирования личности в коллективе.

Роль коллектива в развитии личности проявляется в следующих моментах:

· Коллектив является основной базой накопления детьми позитивного социального опыта, поскольку только в школьном коллективе его освоение специально планируется и направляется.

· Коллектив обеспечивает воспитаннику возможности самовыражения и самоутверждения как личности. Только в нем формируются самооценка, уровень притязаний и самоуважение.

· В коллективе формируются общественно значимые умения и навыки, нравственные ориентации, гражданская позиция воспитанника.

· Трудовая деятельность в условиях коллектива стимулирует проявление ответственности за результаты труда.

· Коллективная деятельность открывает возможности для реализации и развития физического и творческого потенциала воспитанников, их эмоционального развития.

· Коллектив способен изменять человека. Поскольку ему приходится учиться и жить в окружении других людей, он вынужден приспосабливать к ним свои желания, стремления, интересы. В коллективе человек имеет возможность по-новому взглянуть на себя со стороны, оценить себя и свою роль в обществе.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 325.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...