Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Формирование теории обучения и воспитания в 17-19в.




Объект, предмет, основные категории и функции педагогики.

 

С греч. - «пайдос» - дитя, «аго» - вести. В Др. Греции - это раб, водивший за руку в школу ребёнка своего хозяина. Позже - вести ребёнка по жизни, т.е. учить и воспитывать.

Педагогика:

1. педагогическая наука.

2. искусство, приравненное к практике.

3. система деятельности, проектирующаяся в методиках, учебных материалах, установках, рекомендациях.

Так же это различные подходы к обучению, методы и организационные формы.

Объект - воспитание.

Категории - развитие, воспитание, образование, обучение.

Т.о. педагогика изучает особую деятельность по приобщению человека к общественной жизни.

Предмет педагогики - система отношений, возникающих в деятельности, которая является объектом педагогической науки.

Развитие - это процесс становления личности под влиянием социальных и природных факторов.

Воспитание - формирование сил личности (физических, духовных, интеллектуальных), и воздействие воспитателя на воспитанника, чтобы помочь формированию определенного отношения к людям и окружающему миру.

Образование – усвоение системы знаний, получаемых в процессе обучения, а так же самообразования.

Обучение – процесс взаимодействия учителя и ученика по передачи и усвоению знаний.

 

Система педагогических дисциплин, связь с другими науками.

 

Педагогика – разветвлённая система наук о воспитании.

Общая педагогика – исследует фундаментальные законы обучения, т.е. общие для всех возрастов и учебных учреждений: теория обучения, воспитания, управления и организации в системе образования, общие основы.

Дошкольная – закономерности воспитания дошкольников.

Школьная – содержание, формы и методы обучения школьников.

Высшей школы – специфика получения высшего образования.

Специальная – дефектология. Для детей с психическими и физическими недостатками.

Сурдопедагогика – обучение глухих.

Тифлопедагогика – слабовидящих.

Олигофренопедагогика – умственно отсталые.

Логопедагогика – исправление речи.

 

Педагогика развивается в тесной связи с философией (диалектический и исторический материализм, науковедение, социология, этика, эстетика), анатомией, физиологией, психологией.

Связь с психологией привела к созданию новых наук – педагогической психологии и психопедагогики.

Так же связана с литературой, историей, географией, антропологией, медициной, экономикой и т.д. Педагогов интересует профессионально человек, сфера его обитания и условия жизни.

 

 

Методы педагогического исследования.

Методы исследования – способы познания объективной реальности. С их помощью наука добывает информацию для работы.

 

Традиционно-педагогические методы.

Это наблюдение (должно быть систематическим, длительным, объективным и массовым), изучение опыта, первоисточника, анализ школьной документации (книги, журналы, расписания, календарные планы, внутренние распорядки и правила), изучение творчества учеников (рефераты, сочинения, ит.д.) беседы.

 

Педагогический эксперимент.

Носит созидательный характер, может быть региональным, общешкольным, классным, групповым и т.д. В основе – гипотеза, подвергающаяся проверке.

Бывают по цели: констатирующим, проверочным, формирующим.По способу: естественный и лабораторный (со спец. оборудованием).

 

Педагогическое тестирование.

С англ. – испытание. Отличается точностью, доступностью, простотой, возможностью автоматизации. К пед. тестам относятся – успеваемости, элементарных умений, уровня обученности.

 

Методы изучения коллективных явлений.

Опрос, анкетирование и т.д. – любые массовые виды деятельности.

Анкетирование – самое доступное и популярное. Бывает: открытое, закрытое, полное, урезанное, контрольное и т.д.

Позволяет анализировать отношения внутри коллектива, разные стадии его формирования, выявление и характеристику лидера и т.д.

 

Количественные методы.

Два основных направления их использования в педагогике:

1. для обработки полученных данных

2. для моделирования, прогнозирования, компьютеризации учебного процесса. Методики применения:

Регистрация, ранжирование (уменьшение или увеличение определённых показателей), шкалирование (оценка баллами), моделирование (создание научной модели).

 

 

Этапы развития мировой педагогической теории и практики

Воспитание возникло на заре человеческой истории, около 40 тыс. лет назад, когда завершился антропосоциогенез и закончилась эпоха палеолита. Начало становления воспитания как общественного явления связано с усложнением деятельности по передаче подрастающим поколениям накопленного социального опыта. Эта передача носила объективный характер и реализовывалась на практике как подготовка молодежи к взрослой жизни. Генезис воспитания определялся становлением системы общественных отношений и теми изменениями, которые в ней происходили.

Еще в доклассовом обществе воспитание стало превращаться в особую социальную функцию, оно стало объективной потребностью общества и важнейшей предпосылкой его развития. В процессе дальнейшего развития социально-экономических отношений усложнялось и воспитание. На стадии патриархальной родовой общины возникла необходимость в организованном воспитании, и воспитание подрастающих поколений стало поручаться наиболее опытным людям. Помимо передачи трудового и хозяйственного опыта, они знакомили детей с правилами религиозного культа, преданиями, обучали письму.

Первой формой педагогической культуры, существовавшей в первобытном обществе, была народная педагогика, включавшая простые педагогические представления, взгляды, идеи, наиболее полно проявлявшиеся в трудовой деятельности, традициях, ритуалах, обычаях, играх, праздниках, устной народной речи и т. д.

Общественное разделение труда, зарождение имущественного неравенства, постепенное дробление общин обусловили изменение характера воспитания, которое из равного, контролируемого общиной, стало превращаться в семейно-сословное. Именно в семьях и сосредоточились основные воспитательные функции.

 


 


Формирование теории обучения и воспитания в 17-19в.

 

 


 

6.


 

7.


8. Общая характеристика, закономерности и принципы целостного педагогического процесса:

Принцип педагогического процесса — ведущий принцип образования, выражающий необходимость сочетания целей общества и личности. Реализация этого принципа требует систематического ознакомления школьников с текущими событиям и в соответствии с ним воспитанники должны активно включаться в общественно полезную деятельность, как в школе, так и за ее пределами, участвовать в экскурсиях, походах, массовых кампаниях.

Одним из фундаментальных принципов организации педагогического процесса является принцип обучения и воспитания детей в коллективе. Он предполагает оптимальное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации педагогического процесса. Индивид становится личностью благодаря общению и связанному с ним обособлению. Наилучшие условия для общения и обособления создает коллектив, наиболее полно и ярко развивается и проявляет себе отдельная личность. Только в коллективе и с его помощью воспитываются и развиваются чувства ответственности, коллективизма, товарищеская взаимопомощь и другие ценные качества. В коллективе усваиваются правила общения, поведения, вырабатываются организаторские навыки, навыки руководства и подчинения. Важнейшим организующим положением не только процесса обучения, но и всего целостного педагогического процесса является принцип наглядности. Я.А.Коменский, обосновавший "золотое правило дидактики", согласно которому к обучению необходимо привлекать все органы чувств.

Закономерности педагогического процесса– это объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между отдельными явлениями, сторонами педагогического процесса. Наибольшее значение имеют связи между:- процессами обучения, воспитания и развития как составляющими компонентами целостного педагогического процесса;- процессами воспитания и самовоспитания, педагогического руководства и самодеятельности воспитуемых, преподавания и учения, то есть между деятельностью педагогов и воспитанников как субъектов педагогического процесса;- деятельностью и общением личности и результатами ее развития;- возможностями личности (возрастными, индивидуальными) и характером педагогических влияний на нее;- коллективом и личностью в педагогической системе. Для непосредственной практики организации педагогического процесса большое значение имеет уяснение внутренних связей между функциональными компонентами. Так, содержание конкретного воспитательно-образовательного процесса закономерно обусловлено поставленными задачами. Методы педагогической деятельности и используемые при этом средства обусловлены задачами и содержанием конкретной педагогической ситуации. Формы организации педагогического процесса определяются содержанием и т.д.

Принципы педагогического процесса. Закономерности педагогического процесса находят свое конкретное выражение в принципах – системе основных требований к обучению и воспитанию, выполнение которых обеспечивает необходимую эффективность решения задач гармоничного развития личности. В контексте целостного педагогического процесса целесообразно выделение двух групп принципов: организации педагогического процесса и управления деятельностью воспитанников. К принципам организации педагогического процесса относятся:- принцип гуманистической направленности педагогического процесса, требующий подчинения обучения и воспитания задачам формирования и развития всесторонне развитой личности;- принцип связи педагогического процесса с жизнью и практикой, предполагающий необходимость связи теоретических знаний и практического опыта, соединения обучения и воспитания с трудовой практикой;- принцип научности как требование соответствия содержания, форм и методов образования современному уровню развития науки и техники, -принцип коллективности обучения и воспитания детей, направленный на оптимизацию сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм организации педагогического процесса;

 

 

 

9. Дидактика как теория обучения и образования. Общая характеристика, предмет и задача дидактики:

Впервые термин «дидактика» ввёл в научное использование немецкий педагог В. Ратке , который назвал свой курс «Краткий отчёт из дидактики ». Предметом дидактики является общая теория обучения всем предметам. Чешский педагог Я.А.Коменский определил дидактику как «всеобщее искусство учить всех всему». В начале XIX века немецкий педагог И.Ф.Гербарт придал дидактике статус теории воспитывающего обучения.

ДИДАКТИКА - часть педагогики, исследующая проблемы обучения и образования, их закономерности, принципы, цели, содержание, средства, организацию, достигаемые результаты. Функции дидактики: 1- Теоретическая,2 – практическая Основные категории дидактики: Преподавание, обучение, образование, знания, умения, навыки , также цель, содержание , организация , виды , формы , методы , средства, результаты (продукты ) обучения. (отсюда краткое определение: дидактика- наука об обучении и образовании , их целях , содержании , методах , средствах , организации , достигаемых результатов. ) Предмет и задачи дидактики : Дидактика – отрасль педагогики, изучающая вопросы теории образования и обучения. Обучение – целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся , входе которого происходит усвоение новых знаний , умений , навыков ,осуществляется воспитание и развитие учащихся. Образование - та сторона воспитания, которая включает в себя систему культурных и научных ценностей, накопленных человечеством. Дидактика отвечает на вопросы: (чему учить, как учить, где учить, в каких организационных формах)

Впервые в истории педагогической мысли теорию обучения как систему научных знаний, как педагогическую науку, разработал ЯН КОМЕНСКИЙ. На основе философских размышлений, теоретического анализа опыта работы школ того времени он написал свой знаменитый труд « Велика Дидактика » (1657).Задачи дидактики на современном этапе : формирование нравственных и волевых качеств личности,Формирование познавательной активности и самостоятельности, Развитие и формирование умственных способностей, Индивидуализация и дифференциация обучения, Програмирование и компьютеризация обучения, Работа с одарёнными детьми..

Этапы становления дидактики: I Этап – традиционной дидактики (XVII - XIXв.) акцент на преподавании, основной источник знаний : восприятие , авторитарное руководство обучением .II Этап – современная дидактика (конец XIX - первая половина XXв.) акцент на деятельности преподавание-учение – основной источнок знаний, личностный подход, психологическое управление. III Этап - постсовременный - курикулум ( вторая половина XX в.), акцент на деятельности преподавание- учение – оценка знаний - основной источник знаний – деятельность психолого – социально обусловленная. В основе – педагогика сотрудничества , с учётом требований времени , личностного развития и творчества .










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 455.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...