Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Предмет, формы, функции и виды конкуренции




Реферат

    Кустова, Е. В. Управление конкурентоспособностью предприятия (на примере «Мир пола 73»). Дипломный проект / Е.В. Кустова: УлГТУ.- Ульяновск, 2012.- 79с., 9рис., 12табл., 32 источника, 2 прил.

    Конкуренция, конкурентоспособность, типы рынков, реклама, конкурентное преимущество, виды конкуренции.

    Объектом исследования является магазин «Мир пола 73»; предметом – управление конкурентоспособностью предприятия; методы исследования – анализ конкурентоспособности магазина «Мир пола 73» и его основных конкурентов, SWOT-анализ, анкетирование потребителей и персонала.

    Цель дипломного проекта – разработка мероприятий по совершенствованию управления конкурентоспособности предприятия.

    В результате исследования управления конкурентоспособности предприятия, было выявлено, что в магазине отсутствует план реализации стратегической цели, слабая эффективность рекламы товара, несмотря на ее многообразие, отсутствует интернет-сайт, имеющиеся страницы в социальных сетях – не статусные. Предложены следующие рекомендации: 1) по совершенствованию конкурентоспособности рекламы магазина «Мир пола 73»; 2) отказ от рекламы в социальных сетях; 3) Мероприятия по созданию и поддержанию интернет-сайта;    4) по реализации стратегической цели – открытие нового магазина «Все для ремонта».

       Степень внедрения: разработки приняты к внедрению. Область применения полученных рекомендаций – магазины напольных покрытий для потребителей со средним уровнем достатка.

Оглавление

Оглавление. 3

Введение. 4

Глава 1. Теоретические основы управления конкурентоспособностью предприятия. 7

1.1 Предмет, формы, функции и виды конкуренции. 7

1.2 Конкуренция и конкурентоспособность как движущие силы развития общества 11

1.3 Оценка конкурентоспособности предприятия. 20

1.4 Управление конкурентоспособностью предприятия. 32

Глава 2. Управление конкурентоспособностью магазина «Мир пола 73». 37

2.1 Технико-экономическая характеристика магазина «Мир пола 73». 37

2.2 Анализ конкурентоспособности магазина «Мир пола 73». 39

Глава 3. Рекомендации по совершенствованию конкурентоспособности магазина «Мир пола 73». 51

Глава 4. Правовое обоснование магазина «Мир пола 73». 63

Глава 5. Организационно-экономическая часть. 70

Заключение. 74

Список использованных источников. 77

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 79

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 81

Введение  

 

Конечная цель всякой фирмы - победа в конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий фирмы. Достигается она или нет - зависит от конкурентоспособности товаров и услуг фирмы и от конкурентоспособности самого предприятия.

В современных условиях в России происходит усиление конкуренции, вследствие чего руководители предприятий находятся в постоянном поиске новых (адекватных условиям конкуренции) инструментов управления предприятиями и рычагов повышения конкурентоспособности.

Управление конкурентоспособностью организации представляет собой область знаний и профессиональной деятельности, направленных на формирование и обеспечение достижения целей по повышению конкурентоспособности организации.

Конкурентоспособность организации по структуре и содержанию представлена как взаимообусловленное единство двух составляющих: конкурентоспособности продукции и ресурсного потенциала организации.

Сущность конкурентоспособности организации - совокупность трудового и научно-производственного потенциала организации, способного создавать и производить продукцию определённого уровня конкурентоспособности.

    Сложность и многоаспектность, а так же разрозненность качественных характеристик конкурентоспособности в существующих определениях требуют уточнения понятия конкурентоспособности.

Оценка конкурентоспособности предприятия может прояснить сложившуюся ситуацию, определить его положение на рынке, выдвинуть решения назревших проблем в производстве, менеджменте или сбыте. Поэтому актуальность темы данной работы не вызывает сомнения.

Таким образом, одна из важнейших проблем – это качество и конкурентоспособность товаров и услуг, предполагающая формирование принципиально новых подходов к исследованию и оценке этих аспектов.

Качество продукции является одним из важнейших факторов деятельности любого предприятия.

Роль и значение повышения качества продукции для нашей страны на современном этапе социальных и экономических преобразований является актуальной задачей. В современных условиях товар становится индикатором силы, экономической безопасности и конкурентоспособности отечественного продуцента.

Эти обстоятельства определяют актуальность темы дипломного проекта.

Теоретическими и методологическими аспектами в течение последнего времени посвящено немало исследований. Большую роль в теоретической разработке вопросов управления, создания эффективного механизма обеспечения конкурентоспособности предприятий сыграли научные труды таких отечественных авторов, как Н.П. Абаева, Н. А. Жданкин, И. М. Лифиц, Е.И. Мазилкина, Э. В. Минько, Е. А. Наципаева, И. А Перцовский, Р. В Савкина, С. В Спиридонов, Р. А. Фатхутдинов, Т. Г. Философова, В. В. Царев, и зарубежных авторов Б. А. Райзберг, Феликс Кегель.

Объектом нашего исследования является магазин «Мир пола 73».

Предметом исследования является управлениеконкурентоспособностью предприятия, на примере магазина напольных покрытий «Мир пола 73».

Цель данной работы заключается в изучении теоретических и практических аспектов конкурентоспособности предприятия, а также разработке рекомендаций по повышению конкурентоспособности.

Исходя из целей исследования, необходимо решить следующие задачи:

1. Определить понятия: конкуренции, ее типы, конкурентоспособности, конкурентного преимущества, рынка и его видов.

2. Описать технико-экономическую характеристику предприятия.

3. Провести анализ конкурентоспособности магазина «Мир пола 73»

4. Выявить сильные и слабые стороны магазина «Мир пола 73»

5. Провести анализ непосредственных конкурентов магазина «Мир пола 73».

6. Провести анкетирование непосредственных потребителей магазина и его персонала.

7. Разработать рекомендации по совершенствованию конкурентоспособности магазина «Мир пола 73».

8. Провести правовое обоснование магазина «Мир пола 73»

9. Рассчитать организационно-экономическую эффективность предложенных рекомендаций.

10. Подвести итог полученным результатам.

Основные методы исследования: анализ конкурентоспособности магазина «Мир пола 73», анализ конкурентоспособности основных конкурентов магазина «Мир пола 73», SWOT-анализ, анкетирование потребителей и персонала.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования выводов и рекомендаций работы в качестве теоретической основы эффективного управления розничной торговлей на уровне предприятия.

 

 

Глава 1. Теоретические основы управления конкурентоспособностью предприятия

 

Предмет, формы, функции и виды конкуренции

 

Становление в России рыночных отношений обусловило возникновение конкурентной среды в различных отраслях экономики.

Конкуренция является неотъемлемой компонентой рыночной экономики. Она побуждает предпринимателей и коммерсантов в наиболее сжатые сроки внедрять всё то новое, что является в результате научных исследований и достижений научно-технического прогресса.

Благодаря конкуренции на рынке обеспечиваются:

· наилучшее согласование планов производства продукции (услуг) производителей с потребностями потенциальных покупателей;

· наиболее эффективное расходование разных видов ресурсов, используемых при производстве готовой продукции (оказании услуг);

· распределение доходов (прибыли) между товаропроизводителями в соответствии с достигнутыми ими конечными экономическими и финансовыми результатами предпринимательской (коммерческой) деятельности.

В Законе РФ от 22 марта 1991г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» дано следующее определение понятия «конкуренция».

Конкуренция – это состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможности каждого из них воздействовать на общие условия обращения товаров на данном рынке и стимулирует производство товаров, требующихся потребителю.

Также существуют следующие определения конкуренции.

Конкуренция – (лат. concurrere – сталкиваться) экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между вступающими на рынки предприятия в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворения потребностей покупателей и получения наибольшей прибыли.[6, с. 93]

Конкуренция – это процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для достижения победы или других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях. Конкуренция является движущей силой развития субъектов и объектов управления, общества в целом, она должна стать образом жизни каждого работника. [14, с. 9]

Конкурентоспособность – это относительная характеристика, отражающая положение предприятия на рынке по отношению к состоянию предприятий-конкурентов, сформированному под воздействием внутренних и внешних факторов. [9, с. 165]

Конкуренция представляет собой рыночный способ хозяйствования. Вместе с тем это и форма существования капитала при котором один капитал соперничает с другим. Конкуренция – это та самая «невидимая рука» (по Адаму Смиту), которая координирует деятельность всех участников рыночных отношений.

Конкуренция выступает в качестве необходимой организационно-экономической основы для внедрения предприятиями достижений научно-технического прогресса. Конечным результатом внедрения достижений научно-технического прогресса является значительное повышение эффективности общественного производства, наиболее полное удовлетворение потребностей покупателей в готовой продукции и услугах, а также долговременное и надёжное присутствие наиболее конкурентоспособных предприятий на целевом рынке.

Как показывает практика функционирования рыночной экономики, конкуренция является одной из фундаментальных и общепризнанных экономических категорий. Вместе с тем это объективная и достаточно общая категория.

Из общей экономической теории известно, что любой рынок, независимо от своей принадлежности, функционирует исходя из трёх основополагающих категорий:

· цены товара (услуги);

· взаимодействия спроса и предложения (конъюнктура рынка);

· конкуренции.

В научной и учебной литературе наиболее часто встречаются и следующее определение понятия «конкуренция».

Конкуренция – это активный процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы производства и поставщиков, имеющий место в ходе реализации на целевом рынке продукции, ресурсов, а также экономическое соперничество между обособленными товаропроизводителями или поставщиками товаров (услуг) за наиболее выгодные условия сбыта.

Предметом конкуренции является товар (услуга), а объектом – потребитель (покупатель, заказчик).

На конкуренцию обычно возлагают выполнение следующих функций:

· установление и выявление рыночной стоимости товара (услуги);

· выравнивание индивидуальных стоимостей и распределение прибыли в зависимости от эффективности использования расходуемых ресурсов;

· регулирование перетока капитала между рынками, отраслями производства в зависимости от достигнутого ими уровня эффективности его использования.

Формы конкуренции между предприятиями бывают двух видов: видимые и неосязаемые.

К видимым формам конкуренции относятся:

· снижение цен, предоставление разного рынка скидок с цены;

· предложение товара более высокого качества по прежней цене;

· расширение сроков и условия гарантийного обслуживания;

· предложение новых форм реализации товара (продажа в кредит, лизинг);

· сбыт через посредников.

К неосязаемым формам конкуренции относятся:

· борьба за контроль над рынками сбыта продукции (оказания услуг);

· соперничество за владение необходимыми ресурсами (людскими, материальными, техническими, научными, информационными);

· борьба за получение выгодных в экономическом отношении государственных заказов;

· борьба за обеспечение лучшего уровня организации и управления предприятием;

· борьба за более высокий имидж (доброе имя) предприятия.

В научной и учебной литературе можно встретить классификацию конкуренции по различным признакам:

· добросовестное – недобросовестное (признак соблюдения этических норм в бизнесе);

· ценовая – неценовая (признак рыночного соперничества);

· временная – постоянная (временной признак);

· целенаправленная – хаотическая (признак величия целеполагания);

· свободная – регулируемая (признак, учитывающий характер развития).

В зависимости от масштаба развития конкуренция может быть:

· индивидуальной (один участник рынка стремится обеспечить себе наилучшие условия купли-продажи товаров и услуг);

· региональной (ведется среди товаропроизводителей определённой территории);

· внутриотраслевой (в одной из отраслей рынка идёт борьба за получение наибольшей нормы и массы прибыли);

· межотраслевой (соперничество представителей разных отраслей рынка за привлечение на свою сторону покупателей в целях извлечения в большей по объему прибыли);

· национальной (состязание отечественных товаропроизводителей внутри данной страны);

· глобальной (борьба предприятий и государств разных стран на мировом рынке).

К основным методам осуществления добросовестной конкуренции обычно относятся:

· повышение качества продукции (услуги);

· снижение цен на товар или услуги (не демпинговое);

· проведение рекламной кампании;

· совершенствование системы пред-и послепродажного обслуживания (сервиса);

· разработка и поставка на рынок новых товаров и услуг;

· внедрение в производство достижений НТП и др.

Основными методами недобросовестной конкуренции считаются: экономический (промышленный шпионаж); подделка продукции конкурентов; подкуп и шантаж; обман потребителей; махинации с деловой отчетностью; валютные махинации; сокрытие дефектов в товарах, поставляемых на рынок и др.

Наиболее распространёнными видами конкуренции являются ценовая и неценовая конкуренции. Ценовая конкуренция предполагает соперничество между предприятиями по средствам снижения цен на выпускаемую продукцию (в том числе за счёт снижения затрат) без изменения её потребительских свойств. Неценовая конкуренция, является наиболее развитой и доминирующей в настоящее время, осуществляется за счёт повышения качества товара (услуги), уровня сервисного обслуживания покупателей, а также расширение ассортимента выпускаемых товаров. [10, с. 10]

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 245.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...