Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Содержание воспитания: понятие, закономерности и принципы его реализации. Особенности реализации принципа гуманизации в содержании воспитания дошкольников.




Воспитание является одним из ведущих понятий в педагогике. Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. в узком смысле- специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса.

Закономерности воспитания-это объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между отдельными сторонами и явлениями воспитательного процесса. Выделяют внешние и внутренние закономерности воспитательного процесса. Внешние закономерности: цели, содержание и методы воспитания всегда носят социально условленный характер, отражая требования общества к уровню воспитанности личности. Внутренние закономерности характеризуют связи между: компонентами воспитательного процесса (целями,содержанием,методами,средствами и формами);характером деятельности педагога и деятельностью воспитанников;отношением воспитанника к воспитательному процессу и эффективностью его результатов. В современной педагогической теории не выработано единства взглядов на выделение принципов но чаще других называют следующие:

-индивидуализация- определение индивидуальной траектории воспитании и развитии каждого воспитанника,

-культуросообразность (Д.Локк) - душа ребенка это чистая доска, что различия в человеке определяются воспитанием и условиями жизни.

-дифференциация-основана на выборе педагогического воздействия в соответствии с характером группы воспитанников которые существуют в данном детском обществе.

-гуманизации- заложен в наследии величайших философов и педагогов древности: Демокрит,Сократ,Аристотель. И современности: Коменский А.Я.,Локк Д.,Руссо Ж.Ж. Он основан на отношении к человеку как к высшей ценности; на признании права ребенка на свободное развитие и проявление своих способностей.

Реализация этого принципа требует от педагога:

1)Уважения прав и свобод воспитанника;

2)Предъявления ему посильных и разумно сформулированных требований;

3)Уважения к позиции воспитанника даже когда, он отказывается выполнять предъявляемые требования;

4)Уважения права воспитанника быть самим собой;

5)Ненасильственного формирования требуемых качеств.

15.Методы обучения: понятие, сущность, структура. Проблема классификации методов обучения. Специфика реализации методов организованной образовательной деятельности в детском саду.

Методы обучения - это способы совместной деятельности пе­дагога и учащихся, направленные на достижение ими образовательных целей. Методы обучения - это способы взаимосвязанной деятельно­сти педагогов и учеников по осуществлению задач образования, воспитания и развития (Ю.К. Бабанский). Широко распространенными понятиями в дидактике являются также по­нятия «прием обучения» и «правило обучения». Прием обучения — это составная часть или отдельная сторона метода обу­чения. Грани­цы между понятиями «метод» и «прием» очень подвижны и изменчивы.

Одна из ранних классификация по уровню активности учащихся (Голант Е.Я.)-методы обучения делятся на пассивные(рассказ, лекция, объяснение) и активные(работа с книгой, лабораторная) по источнику получения знаний. Сущ-т 3 источника знаний: слово, наглядность, практика по дидактической цели (Данилов М.А., Есипов Б.П): методы приобретения новых знаний; методы формирования умений и навыков; методы применения знаний; методы закрепления и проверки знаний, умений, навыков.

Лернер И .Я., Скаткин М.Н. по характеру познавательной деятельности учащихся: объяснительно-иллюстративные (информационно-рецептивные); репродуктивные; проблемного изложения; частично-поисковые (эвристические); исследовательские. на основе целостного подхо­да к процессу обучения (Бабанский Ю.К.)3группы:1методы организации и осуществления учебно-познавательной деятель­ности;2методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятель­ности;3методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познава­тельной деятельности. Рассказ. используется для сообще­ния фактических сведений, требующих образности и последовательности из­ложения. По целям выделяют: рассказ-вступление;рассказ-повествование;рассказ-заключение. Беседа - диалогический метод обучения, при котором педагог путем по­становки системы вопросов подводит учащихся к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного

Активные методы обучения — это такие методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит творческий, поисковый характер(дидактические игры, анализ конкретных ситуаций, решение проблемных задач).Дидактическая игра –колл.игра длч решения одной задачи с ориентацией на победу. Мозговая атака— метод обучения, направленный на активизацию мыслитель­ных процессов путем совместного поиска решения трудной проблемы. Наблюдение - один из основных, ведущих методов дошкольного обуче­ния. В д\с практич методы: упражнения; игровой метод; элементарные опыты; моделирование.

Упражнение - это многократное повторение ребенком умственных и практических действий заданного содержания.

Игровой методпредусматривает использование разнообразных компо­нентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, ука­заниями, объяснениями, пояснениями, показом.

Элементарный опыт - это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т.д.

Моделирование - процесс создания моделей и их использование в целях формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов.

16.Сущность педагогического процесса, его структура. Целостность как основная характеристика педагогического процесса. Современные модели педагогического процесса в дошкольной образовательной организации.

Пед.проц- это целенаправленное, содержательно насыщенное и организационно оформленное взаимодействие пед-ой деятельности и самоизменения ребенка в результате активной жизнедеятельности при ведущей и направляющей роли воспитателей.Структура педагогического процесса:1.педагогическую деятельность. Педагог как субъект(получает образ, формирует..) и объект(подверг возд с стор детей).2 компонентом П.П, его субъектом и объектом является ребенок.
3. содержание, включающее основы человеческого опыта в области общественных отношений, науки, культуры. Благодаря содержанию осуществляется социализация детей.4.Организационно-управленческий комплекс-управленч система.(формы,методы).5 .компонент-диагностика.6.организация взаимодействия с общественной средой. Педагогически организованной средой Лихачев считает согласованную с педагогическими целями деятельности семьи, общественных организаций.Характеристиками целостного П.П дет.сада являются:
-целостность медико-педагогического сопровождения,

-целостность воспитательных, образовательных и развивающих задач;
-целостность жизнедеятельности детей;
-целостность взаимодействия детей со взрослыми
-целостность образовательного стандарта.

После введения ФГТ пед.процесс в практике доу строится с позицией комплексно-тематического принципа, в тесной взаимосвязи с принципом интеграции. Под интеграцией содержания доу понимают «состояние связанности, взаимодействия отдельных образовательных областей ,обеспечивающие целостность П.П. в настоящее время в массовой практике дошкольного образования используются следующие модели организации П,П: учебная, личностно- ориентированная, предметно-средовая, комплексно-тематическая. В доу реализуется в настоящее время комплексно-тематическая модель (проекты, праздники, события).










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 346.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...