Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Умственное воспитание детей дошкольного возраста: задачи, средства, методы, формы организации познавательной деятельности детей на разных этапах дошкольного детства.




Результаты исследований отечественных ученых доказывают, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем считалось ранее (А.П. Усова, А.В.Запорожец, Л.А.Венгер, Н.Н. Поддьяков). Ребенок может не только познавать внешние, наглядные св-ва предметов и явлений, но и способен усваивать представления об общих связях, лежащих в основе многих явлений природы, социальной жизни, овладевать способами анализа и решения разнообразных задач.

Умственное воспитание понимается как планомерное целенаправленное воздействие взрослых на умств.развитие детей с целью сообщения знаний, необ-х для разностороннего развития, для адаптации к окружающей жизни, форм-ие на этой основе позн-х процессов, умения применять усвоенные знания в деят-ти.

УВ детей дош.возраста включает: рук-во процессом освоения знаний; форм-е умств.сп-й на основе усвоения умственных действий; воспитание позн-го отношения к окружающему; форм-ие элементарных навыков культуры умств.труда.

Основная функция УВ детей первых лет жизни- форм-ие познавтельной деят-ти. Познавательная деятельность характеризуется определенной структурой. Ее элементами (по А.Н.Леонтьеву) явл.:побудительно-мотивационная часть (потребности, мотивы, цели); предмет деятельности (содержание); соответствие предмета и мотива (их соподчинение); средства осуществления (действия и операции).

Познав.деят-ть осущ-ся в формах восприятия и мышления. Процесс познания ребенком обусловлен его позн-ми интересами, потр-ми, сп-ми. Дош-ка интересует как мир предметов и объектов, так и мир событий и явлений. Познавательные процессы, которые развивают у реб, проявляются в различных видах деят-ти.

Таким образом, УВ, имея своей целью воздействия на ум реб, благотворно сказывается на становлении его нравственного облика, эстетическом развитии, приобретения привычки к ЗОЖ.

Задачи УВ:

-сенсорное воспитание(развитие);

-развитие мыслительной деят-ти; - воспитание любознательности, познавательных интересов;

 - форм-ие системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни как условие умственного роста.

Сенсорное воспитание- целен-ые пед-ие воздействия, обеспечивающие форм-ие чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия. Цель-форм-ие сенсорных сп-ей у детей. Система эталонов.цвета, формы, материалов, величины, звучания звуков речи.

Развитие мысл.деят-ти рассматр. как развитие у реб. мыслител.операций, позн-ых процессов и способностей. Развиваются позн-е процессы память и воображение. Мысл.деят-ть невозможна без речи. Любознательность и позн-ые интересы представляют собой разные формы позн-го отношения к окр.миру.

Средствами УВ: различные виды деят-ти.Уже в раннем возрасте на основе предметной деят-ти форм-ся общение, игра, осваиваются отдельные трудовые действия. Изо деят-ть, музыкальная,конструирование.

Наиболее значимым ср-м УВ является обучение.

Осуществляя УВ, педагог орг-т разнообразные игры детей, проводит наблюдения, обучает на занятиях счету, рисованию, лепке, речи. В бытовой деят-ти взрослые приучают детей пользоваться разнообразными предметами, трудиться. Родители, воспитатели постоянно ставят перед реб. практические, игровые и позн-ые задачи, решение которых приводит к форм-ию знаний и умений, позн-х процессов и сп-ей, к развитию различных видов деят-ти, мотивов позн-ой деят-ти, к дальнейшему усовершенствованию речи.

Дидактика как наука, ее понятия. Современные проблемы общей и дошкольной дидактики.

Теоретические основы организации процесса обучения, его закономерности, принципы, методы и т. д. изучает важнейшая отрасль педагогики - дидактика.

В развитие дидактики как науки внесли существенный вклад Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский и т.д.

Дидактика - это педагогическая теория обучения, дающая научное обоснование его содержания, методов и организационных форм (П.И. Пидкасистый).

Некоторые авторы вкладывают более широкий смысл в понятие «дидактика». Дидактика - это наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах и организационных формах (И.П. Подласый).

Дидактика - это наука о теориях образования и технологиях обучения (В.И. Андреев).              

Различают общую и частную дидактики. Общая дидактика исследует процесс обучения вместе с факторами, которые его порождают, условиями, в которых он протекает, а также результатами, к которым он приводит. Она изучает закономерности, анализирует зависимости, обусловливающие ход и результаты процесса обучения, определяет методы, организационные формы и средства, обеспечивающие осуществление запланированных целей и задач.

Частные дидактики изучают закономерности протекания процесса, содержание, формы и методы преподавания различных учебных предметов.

Частные дидактики называют методиками преподавания (соответствующего учебного предмета).

Как наука дидактика занимается разработкой проблем:

• Для чего учить? (цели образования, обучения).

• Кого учить? (субъекты обучения).
объектом дидактики как науки является обучение во всем его объеме и во всех его аспектах. Предметом ее выступает система отношений: учитель-ученик, ученик-учебный материал, ученик-другие ученики.

Таким образом, предмет дидактики составляют закономерности и принципы обучения, его цели, научные основы содержания образования, методы, формы и средства обучения.

Задачи дидактики состоят в том, чтобы:

- описывать и объяснять процесс обучения и условия его реализации;

- разрабатывать более совершенную организацию процесса обучения, новые обучающие системы, новые технологии обучения.

Дидактика, как всякая научная дисциплина, имеет свой понятийный аппарат, в котором выделяют три вида категорий: 1) общенаучные понятия, вошедшие в дидактику из других дисциплин: философии (связь, общее и единичное, сущность и явление, противоречие, причина и следствие, возможность и действительность, количество и качество); психологии (восприятие, усвоение, умственное развитие, запоминание, умение, навык); кибернетики (обратная связь, динамическая система) и др.; 2) общепедагогические понятия: педагогика; воспитание и образование, педагогическая деятельность, целостный педагогический процесс;

3) специфические понятия дидактики: обучение, преподавание и учение, учебный предмет, учебный материал, учебная ситуация, метод обучения, форма обучения, прием обучения и т.д.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 393.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...