Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Одаренный ребенок как феномен современной психолого-педагогической науки. Проявления одаренности в дошкольном возрасте. Специфика обучения и воспитания одаренного дошкольника.




Факторы влияющие на развитие одаренных людей и реализацию их возможностей в разное время изучали А.И.Савенков, Н.Б.Шумакова, А.Миллер, А.И.Грабовский, В.И.Панов. Одаренный ребенок-это ребенок, который имеет нечто большее, чем другие дети.( более любопытный, более подвижный, более самостоятельный). По мнению А.И.Савенкова одар дети-это дети с повышенным интеллектуально-творческим потенциалом. Проявление одаренности у дет.дош.возр.: -повышенная познавательная потребность, кот. проявляется в широкой «ненасытной» любознательности и исследовательском наблюдении; -повышенная потребность в умственной нагрузке; -ярко выраженный интерес к каким-то занятиям или сферам деятельности; -необычная увлеченность в чем-то; -настойчивость в достижении сам-но поставленной цели; -высокий уровень общения; -сп-ть к выдвижению нестандартных идей и новых способов решение; стремление все делать по своему. Проблема организации педагогического процесса, развивающего одаренность, рассматривается в работах Ю.К.Кулюткина,М.И.Махмутова, А.М.Матюшкина, В.И.Панова, А.В.Хуторского и др. Они считают, что системное формирующее воздействие на одаренных детей следует осущ-ть через определенный комплекс психолого-педагогических условий.:-вовлечение дошкольников в свободные игры со сверстниками;-моделирование для детей ситуации незавершенности и открытости для творч деят-ти; -разрешение и поощрение высказывания множества вопросов;-стимулирование самостоятельности и независимости дошкольников, формирование ответственности за себя и свое поведение; -создание атмосферы взаимопонимания и возможности спонтанной экспрессии, творческого использования знаний. При выполнении этих рекомендаций необходимо не забывать об определяющем значении для развития одаренности ребенка дош.воз. организации соответствующей развивающей среды, и целенаправленной

поддержки одаренности ребенка со стороны окружающих его взрослых. Творить ребенок способен только при условии нормального эмоционального состояния.

Cпециалист в области интеллектуального развития М.А. Холодная утверждает, что следует выделять шесть категорий таких детей: «сообразительные», «блестящие ученики», «креативы»,

«компетентные», «талантливые», «мудрые». Но в теории возможно и еще более подробное деление.

По результатам своих наблюдений А.И. Савенков различает лишь три категории одаренных детей.

Первая категория одаренных, которую принято выделять, - дети с высокими показателями по уровню общей одаренности.

Вторая категория одаренных - дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности. К ним относятся юные одаренные музыканты, математики, спортсмены. Эту категорию чаще всего называют талантливыми.

К третьей категории одаренных можно отнести детей, хорошо обучающихся в школе («академическая одаренность»).

С точки зрения современных концепций одаренности данные представлены неточно, и следует помнить, что в данном случае мы говорим не об идеальных представлениях, а существующей объективно «педагогической реальности». [18]

А вот известный специалист в области дошкольной одаренности Н.С. Лейтес, классифицируя различные педагогические подходы к этой проблеме, выделяет три категории детей, которых в социальной педагогической практике принято именовать одаренными:

1. дети с высоким «IQ»;

2. дети, достигшие выдающихся успехов в каком-либо виде деятельности;

3. дети с высокой креативностью.

Педагогическое взаимодействие как проблема в учебно-воспитательном процессе и его формы. Социальное взаимодействие как условие повышения качества дошкольного образования. Современная модель взаимодействия детского сада с семьёй.

Педагогические взаимодействия – это преднамеренные или непреднамеренные контакты педагога с ребенком (длительные или временные, прямые или косвенные), целью которых являются изменения в поведении, деятельности и отношениях ребенка, порождающие их взаимную связь.

Педагогическое взаимодействие является универсальной характеристикой педагогического процесса. Спектр взаимодействий: "ученик - ученик", "ученик - коллектив", "ученик - учитель", "учащиеся объект усвоения" и т.п ".

Принято различать разные ВИДЫ педагогических взаимодействий, а следовательно и отношений: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ (отношения воспитателей и воспитанников); ВЗАИМНЫЕ (отношения со взрослыми, сверстниками, младшими); ПРЕДМЕТНЫЕ (отношения воспитанников с предметами материальной культуры); ОТНОШЕНИЕ К САМОМУ СЕБЕ.
Педагогическое взаимодействие всегда имеет две стороны, два взаимообусловленных компонента: педагогическое воздействие и ответную реакцию воспитанника. Воздействия могут быть прямые и косвенные, различаться по направленности, содержанию и формам предъявления, по наличию или отсутствию цели, характеру обратной связи (управляемые, неуправляемые) и т.п. Столь же многообразны и ответные реакции воспитанников: активное восприятие, переработка информации, игнорирование или противодействие, эмоциональное переживание или безразличие, действия, поступки, деятельность и т.п.

Педагогическое взаимодействие имеет две стороны: функционально-ролевую и личностную. Функционально-ролевая сторонавзаимодействия педагога с учащимся обусловлена объективными условиями педагогического процесса, в котором учитель выполняет определенную роль: организует и направляет деятельность учащихся, контролирует ее результаты. В данном случае ученики воспринимают педагога не как личность, а лишь как должностное, контролирующее лицо. Личностная сторона педагогического взаимодействия связана с тем, что педагог, взаимодействуя с учениками, передает им свою индивидуальность, реализуя собственную потребность и способность быть личностью и, в свою очередь, формируя соответствующую потребность и способность у учащихся.

Оптимальным вариантом является педагогическое взаимодействие, в котором функционально-ролевое и личностное взаимодействие осуществляются в комплексе.

Социальное взаимодействие (в педагогике) – процесс непосредственного или опосредованного воздействия социальных объектов друг на друга, в котором взаимодействующие стороны связаны циклической причинной зависимостью.

Социально-педагогическое взаимодействие — это особая форма связи между участниками образовательного процесса. Предусматривает взаимообогащение интеллектуальной, эмоциональной, деятельностной сферы участников образовательного процесса; их координацию и гармонизацию. Социально-педагогическое взаимодействие означает четкое распределение функций, взаимное делегирование, соблюдение прав и обязанностей взаимодействующих сторон.

Работа с родителями - сложная и важная часть деятельности педагога и дошкольного учреждения в целом. Одна из главных целей руководителя учреждения и педагогов - вовлечение родителей в педагогический процесс.

Установления взаимосвязи МБДОУ и семьи является решающим условием обновления системы дошкольного образования. Основной целью установления взаимоотношений является создание единого пространства семья – детский сад, в котором всем участникам педагогического процесса будет комфортно, интересно, безопасно, полезно и эмоционально благополучно: создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями, установление доверительных и партнерских отношений с родителями, вовлечение семьи в единое образовательное пространство.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 339.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...