Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Современная модель взаимодействия детского сада с семьёй




Современная модель социального партнерства ДОУ и семей воспитанников понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка.

В современных исследованиях под партнерством понимают взаимовыгодное конструктивное взаимодействие, характеризующееся «доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием ответственности сторон за результат».

Моделирование - один из универсальных способов, позволяющих воспроизводить наиболее важные компоненты, свойства, связи исследуемых процессов, адекватно оценивать их, прогнозировать тенденции их развития, а также эффективно управлять этим развитием.

Модель «Родитель – Ребенок - Педагог», где ребенок станет ведущим субъектом внимания, а взаимоотношения взрослых - эмоционально ровными, взаимно приемлемыми, свободными независимыми.

Сотрудничество предполагает более активное участие семьи в процессе взаимодействия, однако эта активность все равно носит локальный характер, так как предполагает лишь посильное участие в конкретной деятельности. В процессе реализации данной

модели сотрудничества кардинально меняется отношение к «престижности родительства». У родителей формируются навыки осознанного включения в единый совместный с педагогами процесс воспитания и образования ребенка, а у педагогов преодолевается стереотип дистанцирования родителей от системы образования.

Основная идея взаимодействия педагогов и родителей является установление партнёрских отношений, которые позволят объединить усилия для воспитания детей, создать атмосферу общности интересов, активизировать воспитательные умения родителей.

Обилие образовательных программ и ориентированность дошкольного воспитания прежде всего на семью, а не на общество в целом находят выражение в разных педагогических подходах к взаимодействию семьи и дошкольного учреждения. Можно выделить следующие модели взаимодействия с родителями: адлеровская модель, учебно-теоретическая модель, модель чувственной коммуникации, модель, основанная на транзактном анализе Э. Берна, и модель групповых консультаций X. Джинота.

Адлеровская модель

Эта модель основана на теории личности А. Адлера. Согласно ей, самым необходимым для гармоничного развития ребенка признается взаимоуважение членов семьи. Основные принципы адлеровской модели — равноправие и сотрудничество. Принцип «естественных результатов» — воспитание ребенка не путем диктата родителей, а через осознание им последствий его действий и, следовательно, ограниченности своих возможностей и необходимости принятия ответственности.
Учебно-теоретическая модель

Эта модель основывается на теории бихевиоризма, согласно которому поведение людей представляет собой совокупность реакций на внешние стимулы. Эта теория по сути отрицает свободу личности — поведение человека признается полностью детерминированным его окружением. Учебно-теоретическая модель исходит из того, что изменения в окружении ведут к изменению поведения. Поэтому родители могут изменять поведение детей с помощью изменения условий их жизни.


Модель чувственной коммуникации

Эта модель основана на теории личности и т. н. терапевтическом подходе К. Роджерса. Согласно последнему, основным мотивом поведения является потребность человека в самовыражении, а терапия преследует две основные цели: создать благоприятные условия для самовыражения, т. е. теплую, дружескую, поддерживающую атмосферу, которая помогает обрести уверенность в себе; научить открыто и искренне выражать свои чувства, как позитивные, так и негативные, что помогает человеку жить в гармонии с самим собой, а следовательно, и с окружающими. По мере раскрепощения негативные чувства перестают быть агрессивными, а отношение человека к окружающим становится все более доброжелательным. В модели воспитания родителей Т. Гордона, основанной на теории К. Роджерса, основное внимание уделяется навыкам общения, главным из которых признается свободное выражение чувств одного человека к другому.

Модель, основанная на транзактном анализе Э. Берна

В рамках этой модели человеческое поведение рассматривается как обмен определенными действиями — транзакциями, отсюда и ее название. Каждый из участников взаимодействия может находиться в одном из эго-состояний — Ребенок, Родитель, Взрослый. Ребенок — это творческое, игровое, спонтанное начало в личности, источник развития и непосредственной радости взаимодействия. Взрослый — это сознательное начало личности, т. е. рациональность, ответственность, объективность и осознанность поведения. Родитель — начало нормативное, близкое к категории «суперэго» в теории личности 3. Фрейда. Родитель в личности Взрослого отражает соответствие поведения социальным нормам, стремление вести себя так, как «надо», так, как этого требовали авторитетные для Него люди, прежде всего его родители. Участники взаимодействия могут находиться в различных эго-состояниях, что определяет способы и успешность их взаимодействия. Обычно Люди не осознают, с какой именно Позиции (Ребенок, Родитель или Взрослый) они участвуют во взаимодействии. Целью воспитания родителей в рамках этой модели является формирование умения понимать свое поведение и поведение окружающих в категориях транзактного анализа, что позволяет управлять ходом взаимодействия более эффективно.

Модель групповых консультаций

Главное — научиться рассматривать возникающие в семье конкретные проблемы. В основе этой модели лежит признание важности обмена опытом воспитания детей между родителями. Все выделенные X. Джинотом формы воспитания родителей: психотерапия, консультация и инструктаж — проводятся в группах. При этом важны благожелательное отношение к родителям, понимание их проблем и желание помочь им. В модели Джинота нет общих рассуждений или советов, далеких от жизни конкретных семей и вопросов практической педагогики. Одна из задач воспитания родителей — помочь им понять себя, что в итоге поможет им лучше понять своих детей. Другая задача — воспитать в родителях самоуважение, поскольку только уверенные в себе родители могуг воспитать уверенных в себе, психически здоровых детей.

Представленные выше модели объединяются приоритетом интересов семьи над интересами общества, направленностью взаимодействия с родителями прежде всего на решение проблем семьи.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 416.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...