Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Смысл названия пьесы Островского «Гроза»




Билет №1

История создания романа "Обломов"

Основная идея романа

Значение романа.

Роман «Обломов» был впервые опубликован в 1859 году в первых четырех номерах журнала «Отечественные записки». Но Гончаров начал работать над романом значительно раньше: уже в 1849 году была опубликована одна из центральных глав «Обломова» – «Сон Обломова», которую сам автор назвал «увертюрой всего романа

Позднее Гончаров говорил, что в 1849 году готов был план романа «Обломов» и закончен черновой вариант первой его части. Когда был готов «Сон Обломова», Гончаров совершил поездку на родину, в Симбирск, и увидел там много примеров того «сна», которым спали обитатели вымышленной им Обломовки.

Гончаров говорил: «В голове у меня был уже обработан весь роман окончательно – и я переносил его на бумагу, как будто под диктовку…» Завершив работу над романом, Гончаров сказал: «Я писал свою жизнь и то, что к ней прирастаю».

Важнейшим обстоятельством, повлиявшим на замысел произведения, считается выступление Белинского по поводу первого романа Гончарова – «Обыкновенная история». И сам писатель признавался, что на замысле Обломова сказалось влияние идеё Белинского.

 В образе Обломова присутствуют также автобиографические черты. По собственному признанию Гончарова, он и сам был сибаритом, любил безмятежный покой, рождающий творчество.

Появление романа «Обломов» совпало со временем острейшего кризиса крепостничества. Образ апатичного, неспособного к деятельности помещика, выросшего и воспитанного в патриархальной обстановке барской усадьбы, где господа жили безмятежно благодаря труду крепостных, был очень актуален для современников. В лице Ильи Ильича Обломова показано, как среда и воспитание уродуют прекрасную натуру человека, порождая лень, апатию, безволие.

Опубликованный в 1859 году, роман был встречен как важнейшее общественное событие. И стал предметом обсуждения в критике и среди писателей.

Основная идея романа приобрела общественное значение. Гончаров показал, как среда и воспитания уродуют прекрасную натуру человека и это воспринималось современниками как призыв к борьбе против косности и застоя.

Таким образом, в напряжённое время накануне отмены крепостного права (1861 год) роман имел большое общественное значение.

«Тёмное царство» города Калинова. Прочесть наизусть отрывок из пьесы «Гроза».

Драма «Гроза» была написана Островским в 1859 году. В ней автор показал жизнь города Калинова, который был ярким примером «тёмного царства» того времени.

Большую часть времени калиновцы проводят дома, где за высокими стенами и крепкими замками неторопливо едят, занимаются какими-нибудь домашними делами, спят. "Спать ложатся очень рано, так что непривычному человеку трудно и выдержать такую сонную ночь". По праздникам жители неторопливо, чинно прогуливаются по бульвару, но "и то один вид делают, что гуляют, а сами ходят туда наряды показывать". У обывателей Калинова нет стремления к познанию культуры, науки, их не интересуют новые идеи и мысли. Люди суеверны, покорны, по их мнению, "и Литва с неба упала". Источниками новостей, слухов являются странницы, богомолки, "калики перехожие". "По немощи своей" они далеко не ходили, но "слыхать — много слыхали".

Основой взаимоотношений людей в Калинове является материальная зависимость. Здесь деньги решают все. Автор подчеркивает, что из-за наживы купцы портят друг другу торговлю, постоянно ссорятся между собой, вредят своим вчерашним друзьям: "Я уж потрачусь, да и ему станет в копеечку". Борис не осмеливается защитить себя от оскорблений Дикого, так как по завещанию он может получить наследство только при условии, если будет почтителен к своему дяде.

Главными лицами в Калинове являются Дикой и Кабаниха. Деньги дают Дикому такую силу, что он может позволить себе «потрепать по плечу самого городничего». Таким же значительным лицом в городе является Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха).

Однако Дикой — один из самых богатых людей Калинова — сам опускается до прямого жульничества: "Недоплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются, так оно мне и хорошо!" Брань, ругань по любому поводу — это не только привычное обращение с людьми, это его натура. Он не дает спокойно жить своим домашним. Когда хозяин был не в духе, "все прятались по чердакам и чуланам". Ярый ругатель, Дикой, сам признаётся "Друг ты мне, а приди ты у меня просить — обругаю". Самодурство главное качество характера Дикого.

   

Твердо стоит на страже патриархальных, домостроевских порядков старины, ревностно охраняет жизнь своего дома от свежего ветра перемен Кабанова. В отличие от Дикого, она никогда не ругается, у нее свои методы устрашения: она, "как ржа железо", точит своих близких, прикрываясь религиозностью и сожалениями о старине. Ей надо, чтобы все казались, все выглядели соответственно ее правилам. Её дети Тихон и Варвара хотят жить по-другому. С этим она не может согласиться. Поэтому Тихон и Варвара стараются обмануть свою мать. В их доме нет и не может быть не любви, не уважения.

Дикой и Кабанова губительно действуют на окружающих, отравляя им жизнь, делая их своими рабами. Молодое поколение "Грозы" представляют Кудряш, Варвара, Борис, Тихон. Им тяжел гнет старших, но они научились обходить его.

Варвара и Кудряш ведут разгульный образ жизни, но для Варвары главное: «делай что хочешь, но только чтобы всё было шито-крыто». Тихон —слабый человек, он мечется между суровыми требованиями матери и состраданием к жене. Он по-своему любит Катерину, но совсем не так, как требуют этого мать. И успокаивает себя, и находит успокоение «лишним стаканом водки».

Самодуры держат власть в городе, но чувствуют, что им не все подчиняются как прежде. Некоторые люди, окружающие их, пытаются проявить волю. Добролюбов пишет: "Все, кажется, по-прежнему, все хорошо: Дикой ругает кого хочет... Кабанова держит в страхе своих детей... невестку... А всё как-то неспокойно, нехорошо им. " и главным ударом по силам «тёмного царства» стал протест Катерины. Её самоубийство современники Островского воспринимали, как силу, протест против «тёмного царства».

 

Отчего люди не летают? Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне

иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь? Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем. Такая ли я была! Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю. Знаешь, как я жила в девушках? Вот я тебе сейчас расскажу. Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключок, умоюсь, принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много-много. Потом пойдем с маменькой в церковь, все и странницы,--у нас полон дом был странниц; да богомолок. А придем из церкви, сядем за какую-нибудь работу, больше по бархату золотом, а странницы станут рассказывать: где они были, что видели, жития' разные, либо стихи поют. Так до обеда время и пройдет. Тут старухи уснуть лягут, а я по саду гуляю. Потом к вечерне, а вечером опять рассказы да пение. Таково хорошо было! Да здесь все как будто из-под неволи. И до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится. Точно как все это в одну секунду было. Маменька говорила, что все, бывало, смотрят на меня, что со мной делается. А знаешь: в солнечный день из купола такой светлый столб вниз идет, и в этом столбе ходит дым, точно облако, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют. А то, бывало, девушка, ночью встану – у нас тоже везде лампадки горели -- да где-нибудь в уголке и молюсь до утра. Или рано утром в сад уйду, еще только солнышко восходит, упаду на колена, молюсь и плачу, и сама не знаю, о чем молюсь и о чем плачу; так меня и найдут. И об чем я молилась тогда, чего просила, не знаю; ничего мне не надобно, всего у меня было довольно. А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то, будто я летаю, так и летаю по воздуху. И теперь иногда снится, да редко, да и не то.

 

Билет№2

Образ И. Обломова.

«Обломов» – лучший роман Гончаров, над которым он работал 10 лет. Главный герой романа – Илья Ильич Обломов. Я считаю, что весь смысл жизни его раскрывается в слова автора: « началось с неумения надевать чулки, а кончилось неумением жить».Первая часть романа посвящен обычному дню жизни Ильи Ильича. Жизнь эта ограничена одной комнатой, в которой лежит и спит Обломов. Диван, халат, мягкие туфли – всё это окружает Илью Ильича и создаёт комфорт его жизни и помогает раскрыть его характер. Этому же способствует и описание кабинета Обломова: на всех веща заброшенность, следы запустения, валяется прошлогодняя газета, на зеркалах слой пыли.

Илья Ильич от природы человек добрый, порядочный. Он хорошо образован, но условия жизни сделали его ленивым, безвольным. Иногда он стыдится собственного барства, упрекает себя за бездарно прожитую жизнь, пытается ответить на вопрос: «Отчего я такой?». Ответ на этот вопрос содержится «Сне Обломова». В нём рассказывается о семье Обломова, об их поместье и обычаях: “...забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке...” Труд воспринимался как наказание, посланное за грехи. У Обломова не было необходимости трудиться, так как все делали крепостные крестьяне, слуги.

В юности Обломов даже пытался служить, но переписывание бумаг в канцелярии было ему скучно. Он не мог слушать сплетни сидящих рядом чиновников. Служба, лишённая человеческого взаимопонимания, пользы, была для него бессмысленна. Его возмущало, что чиновники заняты не исполнением служебных обязанностей, не честным служение делу, а «игрой дурных страстишек», « перебиванием друг у друга дороги, бестолковым перекладыванием бумаг.

Штольц пытался вернуть Обломова к жизни. Попробовал ввести его в круг деловых людей в Петербурге, но Обломову это очень не понравилось. Но я считаю, не понравилось не только потому что он ленив, но и потому, что честный Обломов не мог согласиться с суетой карьеристов. Возвратясь домой, Илья Ильич ворчит : « Целые дни не снимаешь сапог: ноги так и зудят! Не нравиться мне эта ваша петербургская жизнь! Всё вечная беготня в запуски, вечная игра дрянных страстишек, перебиванье друг у друга дороги, сплетни, пересуды». Такую жизнь принять Обломов не мог.

     С дивана Обломова не могут поднять даже неотложные дела: нужно ответить на письмо старосты Обломовки, переехать на новую квартиру, заплатить по счетам. Обломова навещают приятели, пытаясь соблазнить на гуляние в Петергоф, но он отговаривается тем, что ему вредна сырость, хотя на улице солнечный день. Он и читать ленится, и писательский труд его страшит: “И все писать, все писать, как колесо, как машина, пиши завтра, послезавтра: праздник придет, лето настанет — а он все пиши? Когда же остановиться и отдохнуть? Несчастный!” Не только заняться каким-либо полезным делом, но даже переменить образ жизни у него не хватает воли. Обломов в силу своей неприспособленности к жизни становится рабом чужой воли, начиная со слуги Захара и кончая жуликами, которые чуть было не присвоили его имение. И только иногда, в редкую минуту он начинает с грустью и болью понимать свое истинное положение и мучительно ищет ответ на вопрос: “Почему всё так в его жизни?»

Ни Штольц, ни любовь к Ольге Ильинской не помогли Обломову подняться с дивана. Обломовщина искалечила его душу, убила его любовь

Смысл названия пьесы Островского «Гроза»

Название драмы Островского «Гроза» играет большую роль, как в понимании этой пьесы, так и в её композиции. В первом действии – завязка произведения: Катерина говорит Варваре о своих мечтах и намекает на свою тайную любовь. Почти сразу после этого надвигается гроза. В начале четвёртого действия тоже собирается гроза, предвещая трагедию. А разряжается гроза лишь в сцене признания Катерины, когда она говорит о своём грехе мужу и свекрови. Гроза непосредственно участвует в действии как явление природы. Она влияет на поведение героев.

Но есть и другое значение грозы. Тихон называет грозой ругань, брань и выходки своей матери. Дикой говорит: «Гроза нам в наказанье посылается». А вот Кулигин относиться к грозе иначе: «каждая травинка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой!».

Я считаю, что гроза в пьесе Островского символизирует как невежество, злобу, небесную кару, так и очищение, радость, начало новой жизни. Здесь гроза не только явление природы, но и символ сего-то божетсвенного.

 

Билет№3

Нигилизм Базарова

Базаров – убеждённый демократ. Плебей (бедняк) по происхождению. Уже в первых встречах с аристократами Кирсановыми он ведёт себя уверенно т готов отстаивать свои убеждения. Его внешность, одежда (небрежность, невнимание к «одежонке», обветренные красные руки) уже это отрицает уклад жизни аристократов Кирсановых.

Павел Петрович желая унизить и оскорбить Базарова спрашивает: «Ну, а сам господин Базаров собственно ЧТО такое?» (как о неодушевлённом предмете)

 «Он нигилист» , - отвечает Аркадий . и каждый из Кирсановых в это слово вкладывает свой смысл. По мнению Николая Петровича (отец Аркадия), это человек, который «ничего не признаёт». По мнению Павла Петровича – человек, который «ничего не уважает». Аркадий уточняет: «который ко всему относится с критической точки зрения …, не склоняется не перед какими авторитетами…, не принимает ни одного принципа на веру».

Что же отрицал нигилист Базаров? Общественный строй, строй, который унижает людей, ограничивает развитие общества. Это особенно пугало Кирсановых. Павлу Петровичу было это даже «страшно вымолвить».

Религиозность, патриархальность, приверженность старине русского народа. Эти качества он считает признаками невежества. Они вызывают у него гнев и возмущение, хотя люди тянутся к нему: Дуняша охотно с ним разговаривает, мальчишки бегают за ним «как собачонки», все слуги чувствуют, что он «свой брат, не барин».

Нигилист Базаров уверен, что надо уничтожить весь старый строй, то есть рассчитать место для новой жизни. В совей борьбе против того, что мешает строительству нового общества, Базаров впадает в крайность: отрицает искусство («Рафаэль гроша медного не стоит»), литературу («порядочный химик в раз полезнее всякого поэта»), он смеётся над тем, что Аркадий читает Пушкина. Отрицает Базаров и то, как воспринимают природу  аристократы, он не может просто любоваться красотой природы, вздыхать и ахать на закаты и рассветы. «Природа не храм, а мастерская, а человек в ней работник» - такого убеждение Базарова. Демократ Базаров признаёт только то, что полезно его делу, он просто отметает всё, что представляется ему бесполезным.

Такие взгляды были свойственны революционерам – демократам 60–х годов, но Тургенев симпатизирует Базарову, показывает, что он способен и чувствовать, и по-своему любить природу. Он возражает против молитвенного созерцания природы, но можно сказать любуется ею как заботливый хозяин. Когда они с Аркадием ходят по саду, он объясняет ему , почему некоторые деревья плохо прижились и говорит, что надо больше сажать липок, тополей и прибавляет: «…вот акация да сирень – ребята добрые, ухода не требуют».

Итак, в основе его отношения к природе лежит заботливое хозяйское чувство. Подъезжая к дому отца, Базаров «порадовался на берёзовую рощицу: славно вытянулась». Базаров не был безразличным и бесчувственным человеком:   уезжая из Марьино, он выпустил на волю «всех своих лягушек, насекомых и птиц».                                               В изображении нигилизма Базарова отражается мировоззрение самого Тургенева и отношение его к своему герою, которого он считал «любимым детищем». «Это самая симпатичная изо всех моих фигур».










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 449.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...