Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Основные подходы к сущности государства.Стр 1 из 51Следующая ⇒
Экономическая, Социальная, Идеологическая, Моральная, религиозная и др. По степени организации власть бывает простая и сложная. Простые формы власти реализуются без создания каких-либо структур, можно сказать, что их осуществление – естественный продукт межличностных отношений (власть родителей над своими детьми, старшими над младшими. Реализация сложный форм власти предполагает создание специальных властных структур, наделённых необходимыми ресурсами и атрибутами (гос.власть, церковная власть, партийная власть). Государственная власть – это разновидность политической власти, оказывающая определяющее воздействие на общество в целом с помощью особой организации – государства. Во-первых, она имеет особый субъект управления – государство. Во-вторых, имеет особый объект управления – всё общество. В-третьих, осуществляется с помощью принудительных сил (полиция, армия и т.п.)
2. Предмет теории государства и права, соотношение с предметами других юридических наук. Предмет ТГП – это государственно-правовая действительность, общие закономерности её возникновения, развития, функционирования и отмирания, а также методы и система закономерностей их познаний. От отраслевых юридических наук ТГП отличается тем, что изучает государственно-правовую систему в целом, а отраслевые научи изучают отдельные части этой системы, специфические сферы правового регулирования и соответствующие им правовые институты. Ещё одно отличие ТГП от отраслевых юридических наук и от истории государства и права заключается в том, что она изучает наиболее важные и общие стороны этой системы, тогда как исторические науки изучают её фактическое бытие, развитие во времени и пространстве, а отраслевые науки – закономерности и свойства, касающиеся лишь её части. Отличие ТГП от истории политических и правовых учений заключается в том, что первая представляет собой знание о действительных государстве и праве, а вторая – о научной мысли о государстве и праве. Система юридических учебных дисциплин соответствует, в основном, системе юридической науки. Но наука и учебная дисциплина не одной и то же. Наряду с наукой существует и учебная дисциплина под название «теория государства и права», которая представляет собой своеобразную «выжимку» из науки. Учебная дисциплина отличается от науки не только объёмом и глубиной содержащихся в ней знаний, но и своими целями. Цель науки – познание государственно-правовой действительности, цель учебной дисциплины – передача полученных наукой знаний объектам обучения. ТГП как учебная дисциплина занимает особое место. С неё студенты юридических вузов начинают изучение юриспруденции. Она даёт знания о наиболее важных и общих юридических категориях, которые студенту необходимы для изучения большинства других дисциплин. Другими словами, ТГП играет базовую методологическую роль. Изучение отраслевых, международно-правовых и юных юридических дисциплин строится на её категориях, конструкциях, методах, которые дополняются соответствующим специфическим содержанием. Ещё одной важной задачей ТГП является формирование мировоззрения будущих юристов. Теория государства в общей, чем все другие юридические дисциплины, степени несёт идеологическую нагрузку, отражая и транслируя наиболее важные ценности в государственно-правовой сфере: сущность и социальное назначение государства и права, их место в системе иных общественных явлений.
Основные теории происхождения государства. 1) Одна из древнейших является теологическая теория. В соответствии с теологической теорией государство возникло и вечно существует в силу божественной воли, поэтому каждый должен подчиняться государственной воли как власти от Бога. В трудах некоторых мыслителей данное положение дополнялось идеей о необходимости подчинения самого государства религиозным организациям, обладающим монополией на установление истинной божественной воли. 2) Патриархальная теория. С позиции данной теории основой возникновения государства являлась семья. Процесс возникновения государства это процесс разрастания из поколения в поколение патриархальной семьи. Аристотель считал, что государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти. Патриархальная семья перерастает в сельскую общину, а сельская община в городскую. 3) Договорная теория. Сторонники данной теории исходили из того, что до появления государства общество находилось в естественном состоянии, которое они характеризовали по разному. В естественном состоянии каждый человек обладает свободой и другими необъемлемыми естественными правами. Это, в конечном счете, приводит к противоречию между людьми и к стремлению их разрешения. Следствием этого является заключение договора о создании государства, которому люди передают часть своих прав. Но государство обязано защищать свою территорию, права граждан, их собственность. 5) Марксистская теория происхождения государства. Данная теория связывает возникновение государства с возникновением частной собственности и делением общества на классы. Государство возникает как результат классового антагонизма, как орудие подавления эксплуататорским классом класса эксплуатируемых, неимущих. 6) Ирригационная (гидравлическая) теория. Связь процесса происхождения государства с необходимостью (у некоторых восточных народов) строительства крупных ирригационных сооружений. Наука действительно говорит о подобном варианте происхождения государств в Древнем Египте, Месопотамии, Индии, Китае. Для этих аграрных территорий были характерны жаркий климат и недостаток водных ресурсов при наличии крупных рек. Наличие рек позволило создавать масштабные гидросооружения для накапливания воды и использования его в засушливый период. Строительство подобных сооружений требовало усилий десятков тысяч людей, а значит и достаточно многочисленной инженерно-управляющей группы, которая постепенно порабощает своих соплеменников, становясь политически господствующим классом уже в условиях государственности.
Основные подходы к сущности государства. Традиционно под сущностью государства понимают лежащую в его основе социальную волю. Социальная воля – это стремление различных субъектов общественной жизни к достижению обусловленных их потребностям целей. Таким образом, определить сущность государства можно путём выявления того, в чьих руках находится государственная власть, интересы каких социальных сил выражает государство. В российской юридической науке сложилось два основных подхода к определению сущности государства – классовый и общесоциальный. Классовый подход разработан в середине 19в. в рамках марксистского учения о государства. Основоположники марксизма рассматривали государства как результат классовых антагонизмов. Государство выражает интересы экономически господствующего класса и представляет собой аппарат насилия, подавления в отношении эксплуатируемых классов. Таким образом, сущность государства составляет волю экономически господствующего класса. С точки зрения классового подхода, социальное назначение государства состоит в выражении и обеспечении интересов экономически господствующего класса. В рамках общесоциального подхода государство рассматривают как механизм преодоления общественных противоречий, инструмент компромисса и примирения. Сущность государства, таким образом, видится в воле общества, в результате действия различных общественных институтов совокупно выраженной в государственной власти. Социальное назначение государства в рамках общесоциального подхода видится в том, что государство есть средство управления общественными делами, выражения и обеспечения его основных интересов, средством компромисса и разрешения споров между отдельными социальными группами и индивидами. Дуалистический подход к сущности государства. В рамках этого подхода сущность государства рассматривают как изменчиво явление.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 1018. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |