Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА И ЗАНЯТОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ «МОЛОДОЕ ПОКОЛЕНИЕ»




Данный проект разработан в связи с необходимостью усиления внимания государства и общества, общественных организаций и средств массовой информации к проблеме семейного неблагополучия и детской безнадзорности. В настоящее время очевидно, что общегосударственные проблемы социальной сферы, такие как: снижение жизненного уровня большинства населения, безработица, падение нравственных устоев, широкая доступность информации, имеющей антивоспитательную направленность,- ведут к негативным последствиям - росту асоциального поведения, социального сиротства, ухудшению здоровья детей и молодежи, распространению подростковой преступности, безнадзорности, наркомании, алкоголизму.

Все это оказывает негативное влияние на духовно-нравственное развитие и физическое здоровье нации, что, в свою очередь, ведет к увеличению количества неблагополучных, малообеспеченных и находящихся в социально опасном положении семей.

Одним из основных факторов подростковой преступности, как следствие семейного неблагополучия, является детская безнадзорность. Для успешной социальной адаптации и реабилитации ребенка необходимо предложить ему деятельность, которая увлечет его, поможет реализовать себя, дисциплинирует, покажет конкретный результат его деятельности.

Организация дополнительной занятости помимо школьной программы позволит рационально и с пользой распределить время ребенка, выявить и развить его способности, наладить социальное взаимодействие, а также она должна являться альтернативой бесцельного времяпрепровождения и профилактикой правонарушений в детской и подростковой среде. Вот поэтому я предлагаю создание Отделения дневного пребывания для детей на базе «Центра социальной помощи семье и детям» города Амурска.

Отделение дневного пребывания предназначено для оказания социальной и иной помощи несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации, нуждающимся в социальной адаптации, а также для защиты их законных прав и интересов.

Основной целью работы отделения является реализация программ социальной реабилитации несовершеннолетних в условиях полустационара.

Задачи отделения:

- профилактика безнадзорности и правонарушений путём вовлечения несовершеннолетних в активную деятельность;

- организация досуговой деятельности несовершеннолетних;

- консультирование родителей по вопросам воспитания детей;

- содействие в решении проблем детско-родительских отношений.

Функции отделения:

- оказание комплексной социальной, медицинской, психологической, правовой, педагогической и иной помощи несовершеннолетним и их родителям в ликвидации трудной жизненной ситуации;

- выявление и анализ факторов, обусловивших социальную дезадаптацию несовершеннолетних;

- определение форм и степени дезадаптации, особенностей личного развития и поведения детей и подростков;

- разработка индивидуальных программ социальной реабилитации несовершеннолетних, включающих комплекс мероприятий, направленных на вывод из трудной жизненной ситуации;

- снижение эмоционально-психического напряжения и повышение социальной адаптации ребенка;

- оказание помощи в восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учебы, в семье;

- организация медицинского обслуживания и оздоровления ребенка;

- организация досуга, вовлечение в разнообразные виды деятельности в Центре.

Для полноценного и качественного функционирования Отделения дневного пребывания детей необходимо просторное помещение, соответствующее педагогическим и санитарно-гигиеническим нормам и позволяющее реализовать деятельность проекта в полной мере. Оно должно быть оснащено всеми средствами коммунально-бытового обслуживания, соответствовать противопожарным требованиям, а также быть светлым, хорошо проветриваемым и безопасным для детей, оборудовано и оформлено с учетом разновозрастного состава группы в виде игровой комнаты.

«Центр социальной помощи семье и детям» располагается в здании бывшего детского сада, вполне соответствующего необходимым требованиям и имеющего достаточно большую площадь и возможность отведения необходимого помещения для реализации проекта.

Помимо помещения, для реализации данного проекта необходима следующая материально-ресурсная база:

- мебель для организации рабочих мест, игровой комнаты (комнаты для занятий) и столовой: столы, стулья, шкафы для личных вещей персонала и воспитанников, а также для хранения реквизитов, игрушек, спортивного инвентаря и прочего оборудования, необходимого в работе;

- компьютеры;          

- видео- и музыкальная аппаратура;

- канцелярские товары: бумага, ножницы, фломастеры, цветные и простые карандаши, цветные мелки, краски и прочее;

- художественные, документальные, познавательные фильмы;

- спортивный инвентарь: скакалки, волейбольные и футбольные мячи, бадминтон и другое;

- настольные и развивающие игры: лото, шахматы, шашки, «Монополия»;

- методические пособия и рекомендации по работе с детьми;

- кухонные принадлежности.

Расчет приблизительных затрат на материально-ресурсную базу для реализации данного проекта приводится в таблице 2 (Приложение А).

Приведенная в таблице стоимость является среднерыночной по состоянию на май 2014 года.

Заработная плата на каждого сотрудника штата начисляется в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, согласно установленному порядку в данной организации.

Работа отделения организуется в соответствии с постановлением, утверждаемым главой города Амурска с Амурским районом. Для организации работы Отделения необходимо руководствоваться следующими документами:

- Положение об отделении дневного пребывания;

- Приказ об открытии Отделения дневного пребывания;

- Должностные обязанности каждого сотрудника Отделения дневного пребывания;

- Распорядок дня работы Отделения. Ведется ежедневно с 9 до 18 часов согласно ориентировочному плану мероприятий. Составляется заведующим отделением и утверждается директором Центра;

- План работы на месяц;

- Журнал учета детей и подростков, зачисленных в отделение дневного пребывания, табель посещаемости;

- Личные дела обслуживаемых;

- Ежедневное меню с подсчетом расходов (вес порций, стоимость набора продуктов);

- Отчет о работе Отделения дневного пребывания. Предоставляется ежемесячно директору «Центра социальной помощи семье и детям».

Финансирование работы Отделения дневного пребывания несовершеннолетних происходит за счет средств городского, районного бюджетов, а также спонсорской помощи и благотворительных взносов.

В своей деятельности Отделение дневного пребывания руководствуется Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации и Хабаровской краевой думы, Постановлениями и Приказами Министерств РФ и Хабаровского края, Постановлениями и распоряжениями Правительства и Губернатора Хабаровского края и Постановлениями и распоряжениями главы Амурского муниципального района. А также Решениями Собрания депутатов Амурского муниципального района, Приказами директора «Центра социальной помощи семье и детям» Амурского муниципального района, Положением об Отделении дневного пребывания, должностными инструкциями работников Отделения.

В процессе организации работы Отделения, к работникам предъявляются квалификационные требования о высшем или среднем профессиональном образовании по направлениям «Социальная работа» и «Психология», а также о соответствующем образовании и обладанием необходимыми навыками и опытом для остальных работников штата.

Отделение организовано для пребывания в свободное от учебы время детей и подростков в возрасте от 7 до 13 лет включительно. Отделение рассчитано на 20 человек, которые могут быть разделены на несколько реабилитационных групп. Группы могут быть одновозрастными или разновозрастными по составу, формирование групп осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации; и прием в них осуществляется в течение всего года по мере поступления заявлений при наличии свободных мест.

 На обслуживание в отделение принимаются дети из:

- многодетных, малоимущих (малообеспеченных) семей;

- неполных, опекунских семей;

- семей, где оба или единственный родитель является безработным, пенсионерами по возрасту, инвалидности, временно не способен заботиться о детях в результате болезни, нетрудоспособности, длительных командировок ;

- молодых семей и семей с несовершеннолетними родителями;

- семей, находящихся в состоянии развода, предразводной и послеразводной ситуации;

- семей с педагогической несостоятельностью родителей, неблагоприятным психолого-педагогическим микроклиматом, с эмоционально-конфликтными отношениями.

В отделение принимают детей, испытывающих трудности в общении с родителями, сверстниками, педагогами и другими лицами. Дети с девиантным поведением, с признаками социальной дезадаптации, педагогической запущенности, нарушением межличностного общения, а также дети, перенесшие психологические травмы и находящиеся в состоянии психологического стресса; склонные к правонарушениям; имеющие проблемы в школе, связанные с отклонениями в поведении.

Отделение дневного пребывания осуществляет свою деятельность на базе Центра социальной помощи семье и детям во взаимодействии с учреждениями здравоохранения, образовательными учреждениями, развивает и поддерживает контакты с общественными объединениями, благотворительными организациями.

Приём в отделение производится на основании следующих документов:

- заявления от родителей/законных представителей несовершеннолетнего, а также личного обращения ребёнка;

- копии паспорта одного из родителей/законных представителей;

- свидетельства о рождении ребёнка;

- медицинской справки от участкового педиатра.

Группа формируется преимущественно из семей, состоящих на обслуживании в Центре социальной помощи семье и детям. Помещение несовершеннолетних в отделение дневного пребывания осуществляется исключительно на добровольной основе и с согласия родителей. Все услуги в Отделении предоставляются бесплатно.

К услугам детей игровая комната (в ней также проводятся все занятия, тренинги и прочее), столовая, уличная спортивная площадка. В период нахождения в отделении, воспитанники обеспечиваются двухразовым питанием: обед и полдник. В каникулярное время при необходимости возможно предоставление завтрака.

Главный принцип в работе с воспитанниками отделения - индивидуальный подход, чуткое и внимательное отношение к нуждам ребёнка и его запросам. На каждого составляется индивидуальный план социальной реабилитации (согласно которому определяются сроки пребывания ребенка в Отделении), в создании которого участвуют психолог, социальный педагог, специалист по социальной работе. В ходе реализации этих планов в отделении проходят различные праздники, конкурсы, викторины, психологические тренинги, спортивные мероприятия, развивающие игры, позволяющие воспитанникам раскрыть себя, проявить способности и таланты, присущие всем без исключения детям. Все это способствует росту самооценки, повышению авторитета среди сверстников, укреплению уверенности в себе и в своих силах.

В штате отделения дневного пребывания предусматриваются следующие должности:

- заведующий отделением;

- психолог;

- социальный педагог;

- специалист по социальной работе;

- культурный организатор;

- повар.

График работы отделения ориентирован на рабочий день с 10 до 19 часов по будням, в каникулярный период – с 9 до 18 часов. Дети находятся на отделении от 4 до 5 часов в день.

Направления реализации проекта включают в себя следующие пункты:

1) Спортивно-оздоровительная деятельность. Ее задачами являются укрепление здоровья детей, формирование умения и навыков заботы о своем здоровье, пропаганда здорового образа жизни. Формы реализации: соревнования, подвижные игры, тематические беседы, уроки здоровья, командные игры, посещение бассейна, конкурсы рисунков на спортивную тематику.

2) Творческая деятельность направлена на развитие фантазии и воображения, выявление и развитие творческих и организаторских способностей ребенка. Формы реализации: конкурсно-игровые программы; концерты, ярмарки, театрализованные представления; конкурсы рисунков, стихов, поделок; выставки и прочее.

3) Нравственно-патриотическая деятельность, к задачам которой относятся формирование патриотических чувств, приобщение к традициям национальной культуры, увеличение нравственных ценностей, расширение знаний по истории родного края. Формы реализации: митинги, экскурсии в музеи, народные праздники, тематические беседы, викторины, просмотр фильмов.

4) Трудовая деятельность. Ее задачами являются развитие трудовых навыков, воспитание ответственного и творческого отношения к труду. Формы реализации: субботники, озеленение и облагораживание городских территорий, тематические беседы;

5) Социально-бытовое ориентирование, задачи которого:  целенаправленно формировать позитивные качества личности; всемерно способствовать реальной адаптации воспитанников в социуме; учить высказывать своё мнение, находить свои ошибки и самостоятельно преодолевать их; воспитание культуры поведения и общения на примерах образцового или неправильного поведения.

Приблизительный план работы на день:

10:00 Организационные работы, разработка программ реабилитации,  подготовка плана мероприятий и прочие методические работы.

12:30-13:00 Прием детей

13:00-13:30 Круг приветствия (рефлексия настроения детей), разминка

13:30-14:00 Обед

14:00-16:00 Занятия с психологом, социальным работником, подготовка уроков, мероприятия, прогулки на свежем воздухе, подвижные игры

16:00-16:20 Полдник

16:20-16:50 Круг прощания, обсуждение прошедшего дня

16:50-17:00 Уход детей домой

17:00-19:00 Подведение итогов дня, заполнение отчетных документов, подготовка к следующему рабочему дню.

Культурно-массовые мероприятия (лекции, посещение музеев, концерты, экскурсии и прочее) включаются в распорядок дня в соответствии с планом мероприятий на текущий месяц.

Тематика профилактических и коррекционно-развивающих групповых занятий для детей:

- тренинги, формирующие умение противостоять насилию в семье;

- нравственно-психологические основы взаимодействия юношей и девушек;

-личностный рост;

- профилактика семейных проблем;

- гармонизация детско-родительских отношений (детские, родительские и детско-родительские группы);

- тренинги развития коммуникативных навыков;

- позитивное мышление как способ преодоления трудных жизненных ситуаций.

В работе Отделения предполагается посещение с воспитанниками культурных объектов города и района, проведение совместных детско-родительских праздников и мероприятий.

Предполагаемые конечные результаты данного проекта:

- профилактика асоциального поведения у подрастающего поколения;

- полезная занятость детей как альтернатива бесцельного времяпровождения и профилактика правонарушений;

- привитие навыков здорового образа жизни;

- приобретение новых знаний и умений;

- развитие ценностных отношений к окружающему миру, к людям, к себе самому;

- повышение культурного и интеллектуального уровня;

-формирование и развитие гармоничной, творческой и социально-адаптивной личности;

- воспитание социальной адекватности, чувства коллективизма, взаимопомощи.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Одной из серьезнейших проблем, вставших в настоящее время перед российским обществом и перед западной цивилизацией в целом, является кризис семьи как базового социального института. Развитие и распространение этого процесса обусловлено рядом негативных факторов: массовым алкоголизмом, наркоманией, ростом агрессивности и жестокости, низким уровнем жизни, нерешенностью жилищного вопроса, ухудшением экологической обстановки и связанного с ней ослабления здоровья населения, в том числе рождающихся детей, и т.д. Большое значение имеют и неблагоприятные демографические тенденции, которые сами порождаются и подпитываются тяжелым состоянием семьи. Отдельную проблему составляет рост насилия в семье, достигший в современной России беспрецедентного уровня, во многом из-за отсутствия законодательного обеспечения соблюдения прав личности внутри семьи.

Неблагополучная семья является зеркалом общего социального неблагополучия. Актуальность изучения неблагополучной семьи обусловлена необходимостью обеспечения национальной безопасности России в ее демографическом аспекте: тенденции неблагополучия на уровне внутрисемейных отношений составляют ощутимую угрозу как для физического воспроизводства общества, так и для его морального воспроизводства в плане сохранения и межгенерационной трансляции базовых социальных ценностей.

Семья является интеллектуальным и посредническим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, и, прежде всего, опыта эмоциональных и демократических взаимоотношений между людьми, опыта отношения к явлениям, продуктам жизни. Семья выполняет ряд функций важных для общества, необходимых для жизни каждого человека. Это воспитательная, репродуктивная, хозяйственно - бытовая, социально - контролирующая, экономическая, рекреационная, психотерапевтическая и другие функции.

Неблагополучные семьи условно делятся на две группы: семьи с явной (открытой) формой неблагополучия и внутренне неблагополучные семьи (скрытая форма). К скрытым формам относятся соперничество, мнимое сотрудничество и изоляция. К открытым формам неблагополучия относятся употребление алкоголя или наркотиков членами семьи, нарушение детско-родительских отношений, конфликтные семьи, семьи с детьми-инвалидами.

К технологиям социальной работы с семьей относятся экстренная помощь, срочная социальная помощь, немедленное удаление из семьи детей, находящихся в опасности или оставленных без попечения родителей, организация социальных приютов, социально-психологическое консультирование, социально-правовое консультирование, педагогическое консультирование, психокоррекционные мероприятия и другое.

В городе Амурске для оказания необходимой социальной помощи неблагополучным семьям и семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, функционирует «Центр социальной помощи семье и детям». Центр в своей работе руководствуется Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации и Хабаровской краевой думы, Постановлениями и Приказами Министерств РФ и Хабаровского края, Постановлениями и распоряжениями Правительства и Губернатора Хабаровского края и Постановлениями и распоряжениями главы Амурского муниципального района. А также Решениями Собрания депутатов Амурского муниципального района, Приказами начальника Управления социальной поддержки населения администрации Амурского муниципального района и собственным Уставом.

 К категориям детей и граждан, обслуживаемых Центром, относятся: дети-инвалиды; дети, оставшиеся без попечения родителей; безнадзорные дети; беспризорные дети; дети, стоящие на учете в инспекции по делам несовершеннолетних; сироты без государственного содержания; дети из многодетных семей; дети из неполных семей; женщины беременные; женщины, кормящие детей.

В структуру Центра входит отделение организационно методическое и приема граждан, отделение профилактики безнадзорности несовершеннолетних, отделение социальной реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями и социальный приют для несовершеннолетних.

В Центре за последние 3 года была проведена обширная работа по всем направлениям со всеми категориями граждан, попадающих к категориям обслуживания. Специалистами Центра регулярно проводились рейдовые мероприятия по отработке мест концентрации несовершеннолетних, с целью выявления и изъятия безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, а также в неблагополучные семьи, состоящие на учете, с целью контроля и предупреждения либо выявления фактов жестокого обращения с детьми, нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних.

Еженедельно проводились планерные заседания с участием специалистов отделения, специалистов управления социальной поддержки населения.

Каждый год организовывался отдых и оздоровление детей из малоимущих семей, детей и подростков из остронуждающихся и социально незащищенных семей «группы риска» через все типы оздоровительных лагерей. Ежегодно организовывался прием вещей и канцелярских принадлежностей от населения, предпринимателей, проводилась работа со спонсорами по привлечению дополнительных денежных средств. В Центре функционирует социальный приют для несовершеннолетних, отделение социальной реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями, организована работа педагога-психолога, который активно принимает участие в работе с алкоголезированными семьями с целью прохождения ими лечения.

В связи с необходимостью усиления внимания государства и общества, общественных организаций и средств массовой информации к проблеме семейного неблагополучия и детской безнадзорности был разработан социальный проект организации досуга и занятости детей и подростков «Молодое поколение». Целью работы отделения является реализация программ социальной реабилитации несовершеннолетних в условиях полустационара.

Задачи отделения:

- профилактика безнадзорности и правонарушений путём вовлечения несовершеннолетних в активную деятельность;

- организация досуговой деятельности несовершеннолетних;

- консультирование родителей по вопросам воспитания детей;

- содействие в решении проблем детско-родительских отношений.

Предполагаемые конечные результаты данного проекта:

- профилактика асоциального поведения у подрастающего поколения;

- полезная занятость детей как альтернатива бесцельного времяпровождения и профилактика правонарушений;

- привитие навыков здорового образа жизни;

- приобретение новых знаний и умений;

- развитие ценностных отношений к окружающему миру, к людям, к себе самому;

- повышение культурного и интеллектуального уровня;

-формирование и развитие гармоничной, творческой и социально-адаптивной личности;

- воспитание социальной адекватности, чувства коллективизма, взаимопомощи.

Подводя итоги, необходимо отметить, что, как правило, дети усваивают образцы поведения своих родителей, приобретают убежденность в их эффективности и в будущем могут применять их в качестве воспитания уже своих детей, поэтому следует уделять как можно больше внимания проблемам современной семьи, внутрисемейным отношениям, предусматривать перспективы и тенденции ее развития.

 











Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 342.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...