Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Социальная помощь семьям с детьми-инвалидами




 

В 1992 году были поставлены задачи по созданию и укреплению территориальной сети учреждений нового типа социальной помощи семье и детям: центров социальной помощи семье, психолого-педагогических консультаций, центров реабилитации детей-инвалидов, центров планирования семьи, центров опеки и попечительства, медико-педагогических школ и т.д. Это послужило началом для создания реабилитационных центров, которые организовывались в основном на базе учреждений здравоохранения и образования.

Отделение социальной реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями было создано в июне 2002г.

Отделение социальной реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями оказывает следующие виды помощи:

- медико-социальные - занятия лечебной физкультурой, рекомендованные в индивидуальной программе реабилитации в качестве восстановительной терапии. Данные услуги оказываются как в отделении реабилитации, так и на дому у ребенка;

- психолого-социальные - психологическая диагностика, коррекционные занятия, консультативная помощь родителям ребенка-инвалида; новое направление в работе психолога – кружок развивающей сказкотерапии – «Здравствуй, сказка!». Весь комплекс мероприятий психологической реабилитации направлен на выработку у ребенка уверенности в собственных возможностях, преодоление страха перед действительностью, изживание социально-психологического комплекса «калеки», создание установки на активную самостоятельную жизнь;

- социально-педагогические – мероприятия воспитательного и обучающего характера, направленные на то, чтобы больной ребенок овладел по возможности знаниями, умениями и навыками самоконтроля, самообслуживания и осознанного поведения; организация досуга в зависимости от возраста и состояния здоровья ребенка (участие в спортивных мероприятий, творческих конкурсах, викторинах).

Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями - это сложный процесс взаимодействия ребенка с социальной средой, в результате которого формируются качества человека, как подлинного субъекта общественных отношений. В процессе реабилитации ребенок учится контактировать с окружающим миром, что невозможно без взаимодействия с другими людьми. Следовательно, существует необходимость включения в процесс реабилитации и адаптации не только детей как пациентов, но и членов их ближайшего окружения, ведь реабилитация — это не просто оптимизация лечения, а комплекс мероприятий, направленных не только на самого ребенка,но ина его окружение, в первую очередь на его семью.

Для родителей детей-инвалидов специалистами отделения проводится консультирование:

- по мерам социальной поддержки, установленных действующим законодательством для семей, воспитывающих детей-инвалидов, оказывается содействие в их получении

- по вопросам воспитания, обучения детей

- по социально-медицинским вопросам (гигиена питания и жилища, здорового образа жизни, избавление от вредных привычек)

- по методам реабилитации детей-инвалидов в домашних условиях средствами физической культуры.

    Работающим родителям детей-инвалидов выдаются справки на 4 дополнительных выходных дня в месяц; справки на проезд по единому социальному проездному билету для лиц, сопровождающих детей-инвалидов.

На Западе социально-реабилитационная работа, предполагающая участие родителей, используется немногим более десятка лет. При этом те, кто применяет эту модель на практике, убеждаются в ее преимуществах по сравнению со старой моделью, когда специалисты все свое внимание и все усилия направляли лишь на ребенка, зачастую не проявляя интереса к мнению родителей (например, о том, чему, где и как они хотели бы учить своего ребенка).

Конечно, взаимодействие с родителями предполагает некоторые сложности. Нужно быть готовым к трудностям и разочарованиям. Снятие межличностных или культурных барьеров, уменьшение социальной дистанции между родителем и социальным работником (или любым другим специалистом комплекса услуг по реабилитации) может потребовать определенных усилий. Однако нужно помнить, что при отсутствии взаимодействия специалистов и родителей результат работы с ребенком может быть нулевым. Отсутствие подобного взаимодействия намного снижает эффективность социально-реабилитационных услуг — это может подтвердить любой педагог школы-интерната для детей с ограниченными возможностями или специалист реабилитационного центра

Реабилитационная деятельность включает:

- развитие духовных и физических способностей ребенка;

- содействие в получении соответствующей школы образования;

- установление реального и более комфортного контакта с внешним миром;

- поддержка, повышение и постоянное восстановление физических и моральных сил, а также душевного равновесия;

- облегчение бытовых и жилищных условий, организация и проведение свободного времени, полноценное участие в общественной и культурной жизни.

В отделении работают следующие специалисты: педагог, психолог, инструктор по ЛФК (лечебно-физическая культура) и социальный работник.

Специалисты отделения по социальной реабилитации несовершеннолетних с ограниченными умственными и физическими возможностями осуществляют следующие задачи социально-реабилитационной работы:

- умственное развитие детей;

- формирование навыков правильного поведения;

- трудовое обучение и подготовка к посильным видам труда;

- самообслуживание;

- бытовая ориентировка и социальная адаптация;

- знания об умении одеваться в соответствии с ситуацией, об оформлении жилых комнат, сервировке праздничного стола и о приеме гостей;

- получение сведений о музыке, художественной литературе, живописи, кино и других видах искусства.

Основные методы работы с детьми-инвалидами:

– индивидуальные и групповые занятия, беседы, кукольный театр, бисероплетение, изотерапия, физкультурно-спортивные занятия, досуговые мероприятия.

Социально-педагогические услуги, предоставляемые детям-инвалидам, направлены на формирование у них позитивных интересов, в том числе в сфере досуга, организацию их досуга, профилактику отклонений в поведении, оказание содействия в семейном воспитании детей.

Воспитатель отделения реабилитации проводит занятия на развитие внимания, логического мышления, памяти, слухового, зрительного восприятия; занятия по обучению элементам изобразительной деятельности – лепка, рисование, конструирование, аппликация; развивающие игры.

С детьми-инвалидами, которые не посещают дошкольные учреждения проводятся занятия по подготовке к школе. Дети учатся решать логические задачи, читать, писать, становятся более внимательными, учатся слушать воспитателя.

С родителями детей-инвалидов проводятся консультации по обучению основам реабилитации в домашних условиях.

Социально-психологические услуги, предоставляемые детям-инвалидам, направлены на создание благоприятного эмоционального фона, способствующего развитию детей.

В работе с детьми-инвалидами используются методы арт-терапии, нейрогимнастики, релаксационные упражнения.

Коррекционная работа проводится в форме индивидуальных бесед, групповых и индивидуальных занятий. С детьми с тяжелыми нарушениями здоровья проводятся занятия на дому.

Социально-медицинские услуги оказываются по показаниям индивидуальной программы реабилитации и в соответствии с направлением и рекомендациями лечащего врача. Инструктор ЛФК составляет индивидуальный конспект занятий с учетом умений и навыков ребенка. В отделении реабилитации проводятся групповые, индивидуальные занятия, подвижные игры с учетом заболевания детей и их возраста.  Дети, которые сами не могут прийти в отделение – 3 раза в неделю доставляются на машине в сопровождении специалиста отделения. Для детей с тяжелой формой ДЦП и других заболеваний ЦНС организуются занятия на дому. Курс лечебной физкультуры составляет 10 дней. В год проводится 3-4 курса (по рекомендации лечащего врача).

Для большей эффективности занятий используются различные тренажеры, такие как беговая дорожка, велотренажер, шведская стенка, гимнастические мячи, сухой бассейн.

Инструктор ЛФК проводит обучение родителей детей-инвалидов методам реабилитации в домашних условиях: разрабатывает комплекс упражнений для ежедневных занятий с ребенком и дает рекомендации по проведению самостоятельных занятий.

Занятия проводятся индивидуально и в малых группах, организуются совместные мероприятия родителей и детей. Реабилитационные мероприятия проводятся как в отделении реабилитации, так и на дому у ребенка-инвалида.

В отделении организована кружковая работа для формирования и развития интересов детей-инвалидов — «Творческая мастерская», театральный и спортивный кружки (дартс, настольный теннис, шашки, шахматы).

По состоянию на 01.01.2012 года на учете состояло 235 семей, имеющих 242 детей – инвалидов: город – 154 семьи, в них 160 детей-инвалидов; район – 81 семья, в них 82 ребенка-инвалида.

    За 2012 год услуги психолога получили 11 человек, проведено 257 занятий групповых, индивидуальных и на дому.

По состоянию на 01.01.2014 года на учете состояло 225 семей, воспитывающих детей-инвалидов, из них 152 семьи проживают в городе Амурске, 73 семьи в Амурском районе.

    Всего детей-инвалидов — 268, из них 189 проживают в г. Амурске, 79 — в Амурском районе.

Воспитателем проведено 726 занятий, в том числе 20 занятий на дому. Инструктором ЛФК проведено всего 820 занятий, в том числе 75 занятий на дому.

Специалисты отделения проводят поэтапную реализацию индивидуальных программ реабилитации совместно с учреждениями здравоохранения, образования, физической культуры и спорта, организуют досуг детей в зависимости от возраста и состояния здоровья ребенка, обучают навыкам самообслуживания, поведения, самоконтроля, общения, оказывают консультации семьям, в том числе по вопросам предоставления им льгот и преимуществ.

В отделении реабилитации имеется физкультурный зал, игровая комната, которые оснащены мягким физкультурно-игровым коррекционным оборудованием. Имеется шведская стенка, беговая дорожка, велотренажер, сухой бассейн. Гимнастические матрацы, лечебные пуфики, разноцветные модульные наборы, массажные мячи – все это незаменимо в зале лечебной физкультуры. Так, использование массажных и гимнастических мячей позволяет проводить в игровой форме коррекцию нарушений опорно-двигательного аппарата и профилактику других отклонений в здоровье и развитии детей.

Элементы модульных наборов применяются для специальной гимнастики. Их использование оказывает щадящее воздействие на опорно-двигательный аппарат ребенка при выполнении упражнений и позволяет снижать нагрузку на позвоночник. Для занятий используются также беговая дорожка, велотренажер, гимнастические палочки, эспандеры и др. спортивное оборудование.

Использование в играх мягких разноцветных модульных наборов «Танграм», «Малыш», «Пряничный домик» помогает формировать у детей творческое воображение, конструктивные способности. Отдельные элементы этих наборов используются детьми для конструирования интересных и необходимых для ролевых игр построек.

Развивать слух, музыкальные способности ребенка помогает использование в работе музыкального оборудования. Дети с удовольствием слушают детские песни, классическую музыку, сказки, поют караоке.

В отделении реабилитации проводится большая работа по развитию творческих, спортивных и других способностей детей с ограниченными возможностями, по проведению мероприятий для данной категории детей.

В отделении проводятся массовые мероприятия к знаменательным датам, посвященные Дню семьи, Дню защиты детей, Дню матери. Организуются коллективные выходы в цирк, городской краеведческий музей, ботанический сад, экскурсии в лес; проводятся праздничные чаепития, инсценировки сказок, конкурсы рисунков и поделок.

    В отделении реабилитации проводятся массовые мероприятия, посвященные знаменательным датам. Организуются коллективные выходы в цирк, городской Краеведческий музей, ботанический сад.

В отделении реабилитации в 2012 г. было проведено 58 мероприятий, в них приняли участие 368 детей-инвалидов. В 2013 г. в новогодних мероприятиях приняли участие 164 ребенка-инвалида. Все дети-инвалиды, состоящие на учете, ежегодно получают новогодние подарки. Новогодние утренники для детей-инвалидов и неорганизованных детей из неблагополучных семей проводятся с участием сказочных персонажей, приглашенных из учреждений дополнительного образования. Перед Новым годом детям, которые не имеют возможности посещать отделение реабилитации и не могут прийти на Новогодний утренник, Дед Мороз и Снегурочка приносят подарки домой.

Спортивные мероприятия – «А, ну-ка парни!», «Шашечный турнир», «Летняя спартакиада», «Метки стрелок», «Осенний марафон»; познавательные викторины – «Веселая викторина» (к 1 апреля), «Спасибо за победу» (к 9 Мая), «Моя семья», «В гостях у сказки» (по сказкам К.И. Чуковского), «В гостях у Зебры» (по ПДД); конкурсные программы – «Золушка» (к 8 Марта), «День знаний», «Моя мама лучше всех», «А я умею..!» и многие другие мероприятия. Участие детей с ограниченными возможностями в различных мероприятиях выступает важнейшим социализирующим фактором, приобщая их к общению, восстанавливая их самооценку.

При организации мероприятий отделение реабилитации сотрудничает с творческими коллективами города.

Так, в 2013 г. при проведении праздничных программ к 23 февраля и 8 марта были приглашены театральные коллективы Центра детского творчества «Темп», которые показали для детей спектакли. Ко Дню матери они подготовили праздничную конкурсную программу «Мамины помощники» и приняли участие в Новогоднем карнавале в отделении реабилитации.

Педагоги Детского подросткового клуба «Юность России» оказывают помощь при проведении спортивных программ, физкультурно-спортивных фестивалей. Дети с ограниченными возможностями занимаются в клубе настольным теннисом, играют в дартс.

За 2011 год услуги психолога отделения реабилитации получили 37 человек, проведено 117 занятий групповых, индивидуальных и на дому. Воспитателем проведено 870 занятий, в том числе 44 занятия на дому; инструктором ЛФК – всего 594 занятия, из них на дому 80. За 2012 год услуги психолога получили 24 человека, проведено 94 занятия. Воспитателем проведено 921 занятие, в том числе 66 занятий на дому; инструктором ЛФК – 515, из них на дому 61.

Специалисты Центра выявляют в городе и районе детей и подростков с ограниченными возможностями и ставят их на учет. Затем социальный работник отделения социальной реабилитации несовершеннолетних с ограниченными возможностями осуществляет патронаж семьи, в которой воспитывается ребенок-инвалид и анализирует социальную обстановку семьи. Если семья нуждается в оказании той или иной видах помощи (материальной, психологической, консультативной), то социальный работник делает все возможное для оказания этой помощи. Специалисты отделения консультируют семью по вопросам предоставления им льгот и преимущества, а также помогают в организации санитарно-курортного лечения, способствуют приобретению необходимых тренажеров, средств передвижения.  

Познакомимся с детьми, которые посещают отделение социальной реабилитации и нуждаются в максимально полной и своевременной социальной адаптации: Каблучкин Вадим, Стасько Максим, Королев Михаил и Чечамина Юлия.

Каблучкин Вадим. Диагноз: энцефалопатия, осложнения: олигофрения, умеренно врожденная дебильность.

Вадим живет в многодетной семье, без отца и матери. Опекуном является бабушка. Положение семьи бедное. Очень сложный ребенок. С Вадимом нужно работать психологу. Сильно поддается влиянию взрослых, что они говорят, он выполняет, может быть агрессивным, поднимает руку на детей. Вадим посещает школу-интернат. Интеллектуальное развитие не соответствует возрасту. Характерные отклонения в логическом мышлении, пространственном. Особенности поведения: общителен, активен, возбудимый, эмоционально неустойчив. Характер межличностных отношений: со взрослыми – активен, общителен, отзывчив; со сверстниками – общителен, иногда грубоват; с младшими детьми – агрессии не проявляет. Положительные качества – отзывчивость, общительность. Отрицательные качества – возможно проявление агрессивных качеств к более слабым, вспыльчив.

Стасько Максим. Диагноз: логоневроз.

Максим живет в полной благополучной семье. Учится в школе. Успеваемость хорошая. Интеллектуальное развитие без отклонений. Психически здоров. Особенности поведения: ровное, замкнутый. Самооценка – занижена. Характер межличностных отношений: со взрослыми – нормальное, замкнутость; со сверстниками – нормальное, не активен; с младшими детьми – нормальное. Положительные качества – доброта, отзывчивость. Отрицательные качества – нерешительность.

Королев Михаил. Диагноз: олигофрения.

Михаил живет в полной благополучной семье. Обучается на дому. Интеллектуальное развитие не соответствует возрасту. Слабо развиты навыки письма, счета. Отклонения в развитии логического мышления, зрительной и слуховой памяти. Особенности поведения: ровное, замкнутое. Самооценка – занижена. Характер межличностных отношений: со взрослыми – замкнутый, пассивен в общении; со сверстниками – замкнутый, пассивен в общении; с младшими детьми – замкнутый, пассивен в общении. Положительные качества - доброта, усидчивость. Отрицательные качества – не выявлено.

Чичамина Юлия. Диагноз: детский церебральный паралич.

Юля живет в полной благополучной семье. Учится в школе. Успеваемость хорошая. Интеллектуальное развитие в норме. Отклонений не выявлено. Психически здорова. Особенности поведения: ровное, уравновешенное. Самооценка – адекватная. Характер межличностных отношений: со взрослыми – активно контактирует, вежлива; со сверстниками – не конфликтует, активно общается; с младшими детьми – без особенностей. Положительные качества – отзывчивая, активно участвует во всех мероприятиях. Отрицательные качества – не выявлено.

Таким образом, первоначально социальный работник анализирует социальную обстановку в семье, социальный статус ребенка. Затем проводит психодиагностику. По выявленным результатам под руководством директора, совместно со специалистами здравоохранения, образования, составляется индивидуальная программа реабилитации ребенка.

Реабилитационная карта Каблучкина Вадима.

Психолог: задания на развитие познавательной сферы – развитие мыслительных способностей, памяти. По необходимости упражнения на снятие агрессивности, напряжения. Профилактические беседы об этике общения, нормах поведения. Педагог: беседы о семье, о школе, о природе, о друзьях. Развитие эстетического восприятия (аппликация, рисование). Познавательные занятия (рассматривание картин, иллюстраций, описание предмета, загадки). Инструктор ЛФК: физическое развитие соответствует возрасту. Отклонений нет. Беседы о пользе физкультуры, об утренней гимнастике.

Реабилитационная карта Стасько Максима.

Психолог:индивидуальные занятия на повышение самооценки и снятие тревожности и страха, гимнастические дыхательные упражнения. Педагог:игры на развитие зрительного, слухового восприятия. Интеллектуальные игры (шашки, шахматы). Занятия по развитию логического мышления (загадки, кроссворды). Инструктор ЛФК: физическое развитие соответствует возрасту. Отклонений нет. Беседы о пользе физкультуры, об утренней гимнастике.

Реабилитационная карта Королева Михаила.

Психолог:упражнения на развитие познавательной сферы. Задания на общую осведомленность, мыслительные способности, формирование крупной и мелкой моторики. Занятия на адаптацию в детском коллективе. Необходимость в повышении коммуникативности. Педагог:игры на развитие зрительного, слухового восприятия. Беседы о семье, о природе, о друзьях. Рассматривание иллюстраций, картинок. Игры в шашки (обучение). Игры на развитие общительности, коммуникабельности. Инструктор ЛФК: физическое развитие соответствует возрасту. Отклонений нет. Беседы о пользе физкультуры, об утренней гимнастике.

Реабилитационная карта Чичаминой Юлии.

Психолог:игровые упражнения на развитие коллективизма, гимнастические дыхательные упражнения. Педагог: беседы на эстетические темы (о музыке, о художниках, о природе), что способствует развитию духовных ценностей. Инструктор ЛФК:необходимы регулярные индивидуальные занятия физкультурой.

    Результаты реабилитационной работы.

Каблучкин Вадим. В общении с детьми Вадим стал более доброжелательным, но не любит когда много детей. Занимается математикой, русским языком, аппликацией, лучше стал писать. Стал более коммуникабельным. Агрессивное состояние проявляется редко.

Королев Михаил. Через два месяца реабилитационной работы Михаил стал более общителен, снизилось психоэмоциональное напряжение. Таким образом, проявляется положительная динамика. Он стал более активен с окружающими, не только в отделении, но и в школе (со слов матери). Снизился уровень тревожности.

Стасько Максим. Через месяц реабилитационной работы Максим стал более общителен, раскрепощен. Наблюдается положительная динамика. Со сверстниками он стал более коммуникабельным.

Чичамина Юлия. Психологически Юля здорова, интеллектуальное развитие в норме. Поэтому в консультациях и работе психолога, педагога не нуждается. Девочке необходимы регулярные занятия физкультурой.

Таким образом, у детей с ограниченными умственными возможностями, с отклонениями в интеллектуальном или психическом развитии, наблюдается положительная динамика. Они становится более адекватными, сдержанными. Дети учатся правильному поведению в коллективе. Снижается психоэмоциональное напряжение. Ребята становятся более общительными, отзывчивыми.

Следовательно, индивидуальные программы реабилитации детей с ограниченными возможностями содействуют в улучшении качества жизни ребенка, имеющего инвалидность, и способствуют «выравниванию» возможностей ребенка, приближая их к возможностям других детей, и возможности полного и активного участия в жизни общества. И так как явно видны положительные результаты социально-реабилитационной работы, следовательно, деятельность отделения по социальной реабилитации несовершеннолетних с ограниченными умственными и физическими возможностями КГУ «Амурский центр социальной помощи семье и детям» является эффективной и необходимой.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 258.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...