Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ




РЕФЕРАТ

Выпускная квалификационная работа содержит  листов формата А4. Включает 1 таблицу, 1 приложение и 53 использованных литературных источника.

НЕБЛАГОПОЛУЧНАЯ СЕМЬЯ, СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ, БЕЗНАДЗОРНОСТЬ, СЕМЬИ С ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ, БЕСПРИЗОРНОСТЬ.

Объектом исследования является неблагополучная семья как социальное явление.

Предметом – деятельность КГУ «Амурский центр социальной помощи семье и детям».

Цель работы - поиск и обоснование путей повышения эффективности социальной работы с неблагополучными семьями (на основе анализа деятельности центра социальной помощи семье и детям).

В первой главе дипломной работы были рассмотрены теоретико-правовые аспекты работы с неблагополучными семьями, ее необходимость на современном этапе, принципы и основные направления деятельности.

Во второй главе было изучено состояние социальной работы с неблагополучными семьями в городе Амурске на примере КГУ «Амурский центр социальной помощи семье и детям», проанализированы структура, цели, задачи и основные направления деятельности Центра.

В третьей главе были выработаны предложения по совершенствованию социальной помощи неблагополучным семьям в городе Амурске.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение                                                                                                                  5

1 Социальная работа с неблагополучными семьями                                        11

1.1 Неблагополучные семьи как объект социальной работы                          11

1.2 Современные технологии социальной работы с семьей                               17

1.3  Нормативно-правовые аспекты социальной работы с семьей                  25

2 Социальная помощь семье в городе Амурске                                             31

2.1 Структура, цели и задачи КГУ «Амурский центр социальной помощи

 семье и детям»                                                                                               31

2.2 Социальная работа с неблагополучными семьями в Амурском

центре социальной помощи                                                                          41

2.3 Социальная помощь семьям с детьми-инвалидами                                    50

3 Социальный проект организации досуга и занятости детей и

подростков «Молодое поколение»                                                               62

Заключение                                                                                                            76

Список использованных источников                                                                  81

Приложение А Приблизительные затраты на реализацию проекта

«Молодое поколение»                                                        

ВВЕДЕНИЕ

 

Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует самоутверждению человека, стимулирует его социальную и творческую активность. Другими словами в семье осуществляется первичная социализация ребенка.

Как социальный институт семья призвана выполнять ряд функций (репродуктивную, экономическую и хозяйственно-бытовую, воспитательную, рекреационную и психотерапевтическую и другие функции) и имеет определенный социальный статус. Социальный статус семьи — сочетание индивидуальных характеристик членов семьи с ее структурными и функциональными параметрами. В психолого-педагогической литературе описаны 4 статуса семьи: социально-экономический статус (материальное положение семьи, жилищные условия, имущественная обеспеченность), социально-психологический статус (благоприятный психологический климат), социокультурный статус (общая культура семьи, уровень образования взрослых членов) и ситуационно-ролевой статус (отношение к ребенку и его проблемам).

Особенности социального статуса конкретной семьи определяют ее воспитательные возможности и характер детско-родительских отношений.

Семейное воспитание имеет ряд несомненных достоинств. К ним следует отнести благоприятный эмоциональный и морально-психологический климат, атмосфера любви, заботы и поддержки, близость родительского воздействия, духовная связь и преемственность между поколениями, постоянный пример взрослых, нравственное воспитание личности, через усвоение системы ценностей, семейных традиций, стереотипов поведения и общения и т.д. Однако встречаются так называемые неблагополучные семьи, воспитание в которых, как правило, деформирует личностное развитие ребенка. Кроме того, неблагополучные семьи являются источником социального сиротства. Исследователи проблемы социального сиротства (В.В. Чечет, Л.И. Смагина, А.К. Воднева, Л.М. Шипицына и др.) среди основных причин данного явления указывают на кризис института современной семьи. Можно назвать целый ряд факторов, определяющих семейное неблагополучие и влияющих на рост числа детей, лишенных родительской опеки.

Падение жизненного уровня, безработица и низкие доходы семьи, ухудшение условий содержания детей; структурные изменения в семьях - увеличивается число неполных семей, а также детей, рожденных вне брака матерями-одиночками или несовершеннолетними матерями, в силу чего растет число отказных детей; отсутствие или недостаток в семьях эмоционального, доверительного общения, высокий уровень конфликтности в отношениях между взрослыми членами семьи и в детско-родительских отношениях, неблагоприятный эмоциональный фон в целом, педагогическая некомпетентность родителей и т.д.

Падение нравственных устоев семьи, алкоголизм и наркомания родителей, а отсюда — жестокое обращение с детьми, пренебрежение их интересами и потребностями. Неблагополучие в семье ведет к психической травматизации детей, агрессивности, дисбалансу в сфере общения, увеличению числа правонарушителей, педагогической запущенности.

У понятия «неблагополучная семья» нет четкого определения в научной литературе. Употребляются синонимы данного понятия: деструктивная семья, дисфункциональная семья, семьи группы риска, негармоничная семья.

Проблемы, с которыми сталкивается подобная семья, касаются разных сторон жизни: социальной, правовой, материальной, медицинской, психологической, педагогической и других.

При этом только один вид проблем у семьи встречается довольно редко, поскольку все они взаимосвязаны и взаимообусловлены. Например, социальная

неустроенность приводит к психологическому напряжению, что порождает семейные конфликты; материальная ограниченность не позволяет удовлетворять насущные потребности, отрицательно сказывается на физическом и психическом здоровье взрослых и детей.

Неблагополучная семья – это семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные дети». В таких семьях дети чаще всего получают серьезные психологические травмы, которые не лучшим образом сказываются на их дальнейшей жизни. Семья оказывает решающее влияние на развитие личности, закладывает фундамент человеческих качеств. И чтобы этот фундамент был прочным, семья должна быть благополучной. Семейное благополучие во многом зависит от того, является семья полной или неполной.

Социальная неустроенность родителей приводит к психологическому напряжению, что, в свою очередь, порождает семейные конфликты, обострение не только супружеских, но и детско-родительских отношений. Ограниченность или отсутствие необходимых материальных средств не позволяет удовлетворять многие насущные потребности, отрицательно сказывается на физическом и психическом здоровье взрослых и детей, а порой толкает членов семьи на аморальные и асоциальные действия и поступки. Педагогическая некомпетентность взрослых ведет к нарушениям психического и личностного развития детей.

Подобные проблемы можно перечислять до бесконечности, к тому же в каждой семье они приобретают свой особый характер. Конечно, не всякая семья, сталкивающаяся с трудностями, становится неблагополучной. Некоторые семьи довольно успешно преодолевает невзгоды, что в конечном итоге объединяет, сплачивает ее членов. Но бывает и так, что, потеряв уверенность в себе, взрослые впадают в апатию, снижается их социальная активность, появляется безразличие не только к своей судьбе, но и к судьбе детей, что негативно сказывается как на семье в целом, так и на воспитывающихся в ней детях. Таким образом, несмотря на вариативность смысловой нагрузки понятия «неблагополучная семья» главной ее особенностью является отрицательное, разрушительное, десоциализирующее влияние на формирование личности ребенка, которое проявляется в виде разного рода ранних поведенческих отклонениях.

Таким образом, неблагополучные семьи - это семьи имеющие трудноразрешимые проблемы, ограничивающие её возможности в создании благоприятных условий для жизни и полноценного развития всех её членов. К неблагополучным семьям относятся: семьи алкоголиков, наркоманов, психически неуравновешенных людей, неполные и малообеспеченные, многодетные и нетрудоспособные семьи, имеющие детей или родителей инвалидов, молодые и безработные семьи, семьи с несовершеннолетними либо с престарелыми родителями, семьи с повторным браком и сводными детьми, а также семьи, в которых родители заняты индивидуальной трудовой деятельностью, сопряжённой с разъездами.

В семье ребёнок усваивает нормы человеческих отношений, а став взрослым строит свои семейные отношения в соответствии с тем, какие отношения были у его родителей между собой, и как они относились к нему. От состояния семьи, на которую влияют все изменения, происходящие в обществе, зависит состояние государства. На протяжении всего своего существования человечество понимало важность семьи.

Блонский П.П. говорил о семье как органе воспитания «семья есть самое возвышенное, что только можно придумать для воспитания нашего рода; из тихого святилища семьи приходит к нам счастье человека, и только одна семейная жизнь даёт для всей человеческой жизни самое важное – развитие и образование доброго сердца». По мнению Эллен Кей, лишь «в тихой и сердечной атмосфере семейного воспитания может естественно и нормально развиваться нежная индивидуальность ребёнка».

С неблагополучными семьями не понаслышке знаком каждый третий россиянин. 25-26 мая 2013 г. был проведен инициативный всероссийский опрос на тему семейного неблагополучия. Было опрошено 1600 человек в 130 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. 20 июня 2013 года Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в г.Москве представил данные о том, есть ли у россиян в их окружении семьи, которые можно назвать неблагополучными и что именно, по мнению опрошенных, свидетельствует о неблагополучии в семье.

Каждый третий россиянин сообщил, что среди его знакомых есть семьи, которые можно назвать неблагополучными (33%), но в основном это единичные случаи (29%) и только у 4% таких примеров в окружении много. Чаще неблагополучные семьи есть в окружении селян и респондентов с низким уровнем дохода (по 37%). 62% опрошенных сообщают, что в их кругу нет таких семей — в основном это жители городов - миллионников (75%).

Пьянство в семье и невнимание к детям и их нуждам — одни из самых распространенных форм неблагополучия в семьях: по 24% россиян отметили, что в их окружении есть семьи с подобными проблемами. Менее распространенные беды — применение физического насилия к детям (10%), употребление наркотиков (6%), асоциальная деятельность (4%).

Из вышесказанного можно сделать вывод, что поддержание нормального функционирования института семьи должно являться одним из основных направлений социальной политики государства. Также это объясняет выбор данной темы выпускной квалификационной работы.

Методологической основой исследования являются принципы, разработанные в отечественной и мировой науке по направлению «Социальная работа». Информативной базой выпускной аттестационной работы послужили: законы Российской Федерации и подзаконные нормативные акты, постановления Правительства, нормативные документы и методические материалы по работе с неблагополучными семьями, фактические данные по деятельности КГУ «Амурский Центр социальной помощи семье и детям», труды отечественных и зарубежных ученых в области социальной работы с неблагополучными семьями, материалы глобальной сети Интернет.

Объект дипломного исследования – семейное неблагополучие как социальное явление.

Предмет исследования – деятельность КГУ «Амурский центр социальной помощи семье и детям».

Целью данной работы являлся изучение теоретических основ социальной помощи неблагополучным семьям, изучение нормативно-правовой базы социальной защиты неблагополучных семей, изучение деятельности КГУ «Амурский центр социальной помощи семье и детям».

Цель исследования определяет задачи работы:

- Провести анализ научной литературы по выбранной теме;

- Рассмотреть современные технологии социальной работы с семьей;

- Рассмотреть нормативно-правовые аспекты социальной работы с семьей;

- Проанализировать деятельность КГУ «Амурский центр социальной помощи семье и детям»;

- Разработать социальной проект по усовершенствованию социальной помощи неблагополучным семьям в г.Амурске.

Поставленные цель и задачи достигаются при помощи таких методов исследования как методы изучения документов, нормативно-правовых актов, сравнительного анализа, наблюдения, обобщения.

Структура дипломной работы включает в себя: введение, три главы (первая глава - «Социальная работа с неблагополучными семьями»; вторая глава - «Социальная помощь семье в г.Амурске»; третья глава – «Социальный проект организации досуга и занятости детей и подростков «Молодое поколение»), заключение, список использованных источников и одно приложение.

 

 

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 267.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...