Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Нормативно-правовые аспекты социальной работы с семьей




 

Семья в Российской Федерации является объектом государственной семейной политики, цель которой — обеспечение государством необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышения качества жизни семьи.

Семейное законодательство состоит из Семейного Кодекса и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, а также законов субъектов Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст.38 Конституции РФ и п.1 ст.1 Семейного кодекса РФ семья, материнство, отцовство и детство, семья находятся под защитой государства.

Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав.

Таким образом, семья признается естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства.

Ст. 54 Семейного кодекса РФ предусматривает право ребенка жить и воспитываться в семье. В соответствии с п. 2 статьи 54 «каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам».

Совершенствование соответствующей нормативно-правовой базы в социальной защите семьи имеет большое значение. Разработаны и приняты следующие законы:

ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" от 19 мая 1995 г. N 81. Настоящий Федеральный закон устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.

ФЗ "О компенсационных выплатах семьям с детьми, обучающимся и другим категориям лиц" от 23 февраля 1995 г. N 198. В целях обеспечения социальной защищенности семей с детьми, обучающихся, других категорий лиц постановляю:

1) Установить начиная с 1 марта 1995 г. и до принятия нового федерального закона о минимальном размере оплаты труда компенсационные выплаты в размере 70 процентов к пособиям семьям, имеющим детей, стипендиям учащимся, студентам, аспирантам и докторантам, к другим социальным выплатам, финансируемым за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, размеры которых установлены законодательством Российской Федерации исходя из минимального размера оплаты труда. Правительству Российской Федерации в двухнедельный срок утвердить порядок назначения и выплаты указанных компенсационных выплат.
     2) Решения о введении компенсационных выплат к пособиям семьям, имеющим детей, стипендиям учащимся, студентам, аспирантам и докторантам, к другим социальным выплатам, финансируемым за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, принимаются субъектами Российской Федерации и осуществляются за счет собственных доходов соответствующих бюджетов.

3) Настоящий Указ вступает в силу со дня его опубликования. 

Федеральным законом от 24 июля 1999 г. "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" предусмотрено, в частности, установление минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей. Они включаются в установленный минимальный объем услуг по гарантированной выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием.

ФЗ от 24.06.1999 года № 120-ФЗ (ред. от 13.10.2009) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в соответствии с Конституцией Российской Федерации и общепризнанными нормами международного права устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.         

Указ Президента РФ от 14.05.96 №712 «Об основных направлениях государственной семейной политики». Считать главными направлениями государственной семейной политики:

1) обеспечение условий для преодоления негативных тенденций и стабилизации материального положения российских семей, уменьшения бедности и увеличения помощи нетрудоспособным членам семьи;

2) обеспечение работникам, имеющим детей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей;

3) кардинальное улучшение охраны здоровья семьи;

4) усиление помощи семье в воспитании детей.

Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года (далее именуется - Концепция), разработанная на основе Указа Президента РФ от 10 января 2000 г. N 24 "О Концепции национальной безопасности Российской Федерации" (Собрание законодательства РФ, 2000, N 2, ст.170), представляет собой систему взглядов, принципов и приоритетов в сфере регулирования демографических процессов.

Концепция должна служить ориентиром для органов государственной власти, а также для  органов местного самоуправления при решении вопросов, касающихся рождаемости, оказания поддержки семье, здоровья, продолжительности жизни, миграции и иных аспектов демографического развития.

Целями демографического развития Российской Федерации являются стабилизация численности населения и формирование предпосылок к последующему демографическому росту.Задачами демографического развития Российской Федерации в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи являются: создание предпосылок для повышения рождаемости; всестороннее укрепление института семьи как формы гармоничной жизнедеятельности личности; создание условий для самореализации молодежи; обеспечение адресной социальной защиты семьи, включая предоставление материальной помощи при рождении ребенка. В области стимулирования рождаемости и укрепления семьи определены следующие приоритеты: формирование системы общественных и личностных ценностей, ориентированных на семью с двумя детьми и более; повышение материального благосостояния, уровня и качества жизни семьи; создание социально-экономических условий, благоприятных для рождения, содержания и воспитания нескольких детей, включая условия для самореализации молодежи, в том числе  получение общего и профессионального образования, работа с достойной заработной платой, а также возможность обеспечить семью соответствующими жилищными условиями; обеспечение работникам,  имеющим  детей,  условий, благоприятствующих сочетанию трудовой деятельности и выполнению семейных обязанностей; повышение воспитательного потенциала семьи; разработка и реализация стратегии развития доступных форм семейного обустройства детей-сирот, в том числе детей-инвалидов. Обеспечение условий для улучшения материального положения семей предполагает разработку и принятие мер по дальнейшей стабилизации ситуации на рынке труда, повышение уровня заработной платы. В целях обеспечения благоприятных условий для укрепления семьи необходимо дальнейшее развитие законодательства, регламентирующего трудовые отношения, а также совершенствование системы выплаты пособий гражданам, имеющим детей, в том числе повышение размеров пособий и обеспечение их адресности. При этом размеры пособий, а также налоговые вычеты должны дифференцироваться с учетом материальных условий семьи и ее социального положения.Поддержка молодых семей в регионах предполагает улучшение их жилищных условий в случае рождения ребенка, выделение безвозмездных субсидий и использование механизма льготного кредитования в зависимости от числа детей в семье.

Итак, семья - это основа общества и от ее благополучия зависит благополучие общества в целом, поэтому институт социальной работы сегодня просто обязан изучать социальные проблемы неблагополучных семей и активно их решать. В то же время, социальная работа ориентирована не только на решение данных проблем семьи, но и на ее укрепление и развитие, восстановление внутреннего потенциала для выполнения многочисленных общественно значимых функций семьи, стабилизацию демографического и социально-экономического положения в России.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 383.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...