Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

СТИЛИ УПРАВЛЕНИЯ В ТУРИЗМЕ.




Стиль— это система постоянно применяемых методов ру­ководства, определяется специфическими характеристиками конкретной личности и отражает особенности работы с людьми и технологию при­нятия решения именно данной личностью. Регламентируется стиль личными качествами менеджера.

«Одномерными стилями», то есть обусловленными одним каким-то фактором.

Основой авторитарного стиля управления и его «эксплуататорской» и «благожелательной» разновидностей является известная теория «X - Y» Дугласа Мак-Грегора.

Согласно теории «X», люди изначально не любят трудиться и при любой возможности избегают работы; у них нет честолюбия, они стараются избавиться от ответственности, предпочитая, чтобы ими руководили; больше всего люди хотят защищенности; чтобы заста­вить их трудиться, необходимо использовать принуждение, конт­роль и угрозу наказания.

Для того чтобы заставить людей работать, следует использовать «эксплуататорский» авторитарный стиль, или «стиль X», который характеризуется централизацией власти в руках одного руководите­ля; основное содержание его управленческой деятельности состоит из приказов и команд. Этому стилю присущи ограниченные контакты с подчиненными, единоличное принятие (или отмена) решения; он не стимулирует проявление инициативы у подчиненных, наоборот, она часто наказуема автократом. Все новое воспринимается с осторожнос­тью или вообще не воспринимается, так как в управленческой работе используются практически одни и те же методы. Менеджер-автократ категоричен, часто резок с людьми, всегда что-нибудь приказывает, распоряжается, наставляет, но никогда не просит. В таких условиях, естественно, отсутствует удовлетворенность трудом, так как подчи­ненные автократу сотрудники считают, что их творческие силы не на­ходят должного применения.

Согласно теории «Y», в мотивах людей преобладают социальные потребности и желание хорошо работать; работа воспринимается как источник удовлетворения. Ответственность и обязательства по отно­шению к целям организации зависят от вознаграждения, получаемого по результатам работы. Наиболее важным вознаграждением является удовлетворение потребностей в самовыражении.

В данном случае наиболее подходящим будет более мягкая «благо­желательная» разновидность авторитарного стиля, или «стиля Y».

Менеджер, использующий демократический стиль, стремится как можно больше вопросов решать коллегиально, систематически ин­формировать подчиненных о положении дел в коллективе. В общении с подчиненными он предельно вежлив и доброжелателен, находится с ними в постоянном контакте, часть управленческих функций де­легирует другим специалистам, доверяет людям. Он требователен, но справедлив.

Исследования показывают, что в условиях авторитарного стиля ру­ководства можно выполнить в количественном отношении в два раза больший объем работы, чем в условиях демократического, но качество работы, оригинальность, новизна, присутствие элементов творчества будут на такой же порядок ниже.

При необходимости стимулирования творческого подхода испол­нителей к решению поставленных задач предпочтителен либеральный стиль управления. Его суть состоит в том, что руководитель ставит пе­ред исполнителями проблему, создает необходимые организационные условия для работы, определяет ее правила, задает границы решения, а за собой он оставляет функции консультанта, эксперта, оцениваю­щего полученные результаты.

Однако такой стиль легко может трансформироваться в бюрократи­ческий, когда руководитель практически не вмешивается в деятельность коллектива, а работникам предоставлены полная самостоятельность и возможность индивидуального и коллективного творчества. При выполнении управленческих функций менеджер-бюрократ пассивен («плывет по течению»), не проявляет выраженных организаторских спо­собностей, слабо контролирует и регулирует действия подчиненных, и, как следствие, его управленческая деятельность нерезультативна. Из всего имеющегося арсенала средств воздействия на коллектив основное место у менеджера-бюрократа занимают уговоры и просьбы, а так как он боится конфликтов, то в основном соглашается с мнением подчиненных и может даже отменить принятое им ранее решение, особенно если это угрожает его популярности. Такой руководитель с подчиненными обыч­но вежлив, мягкость в обращении с людьми мешает ему приобрести ре­альный авторитет, поскольку отдельные сотрудники требуют от него по­блажек, которые он и делает, боясь испортить с ними взаимоотношения.

Стили:

Одномерные в человеке на 50%

Авторитарный   Единоначалие Сдержан в общении Отношение с подчиненными зависит от настроения Придерживается жесткой дисциплины и правил Демократы   Решения принимаются коллективно, делегирует полномочия, поощряет инициативу, не зависит от настроения Либеральный   Не принимает самостоятельно решения только озвучивает, снимает ответственность, не принимает участие в неформальных коллективных мероприятиях Нейтральное настроение нет эмоций

 

 

х

9.1               9.9
                 
                 
        5.5        
                 
                 
                 
1.1             1.9
                 
                   

отношение на производстве

 

1.9)   социальное руководство, с учетом интересов личности

9.9)   коллективное управление

1.1)   примитивное руководство, минимум усилий прилагается к заботе о людях и для налаживания эффективного производства

9.1)   авторитарное руководство, режим подчинения руководителю

5.5)   производственно командное управление, компромиссный менеджмент

Критерии и методы выбора эффективного стиля управления: Блейк и Мутон исходили из того, что самым эффективным стилем руководства, оптимальным стилем, было поведение менеджера в по­зиции 9.9. По их мнению, такой руководитель сочетает в себе высокую степень внимания к своим подчиненным и такое же внимание к про­изводительности. Они также утверждали, что есть множество видов деятельности, где трудно четко и однозначно выявить стиль руковод­ства, но считали, что профессиональная подготовка и сознательное от­ношение к целям позволяют всем руководителям приближаться к сти­лю 9.9, тем самым повышая эффективность своей работы.

ЭКСКУРСИОННАЯ МЕТОДИКА

Методика проведения экскурсий направлена на то, чтобы помочь экскурсантам легче усвоить содержание экскурсий. Делается это с помощью методических приемов, которые делятся на две группы - приемы показа и приемы рассказа, но практика требует применения еще более сложной классификации методических приемов: по их назначению, времени и месту использования и т. д.

Задача методических приемов - обеспечить наилучшую действенность экскурсионного метода сообщения знаний аудитории.

Все методические приемы могут быть по своему назначению подразделены следующим образом:

- приемы непосредственного ведения экскурсии (показ и рассказ);

- приемы, направленные на создание условий для эффективного проведения экскурсии.

В классификации приемов проведения экскурсии выделяются две группы:

Приемы показа,куда входят приемы, организующие наблюдение (изучение, исследование) объектов и позволяющие выделить объект из окружающей среды, из целого; приемы, задача которых, опираясь на воображение экскурсантов, сделать зримыми изменения во внешнем облике объекта; приемы, которые дают возможность увидеть объекты в нужном виде, построенные на движении - приближении экскурсионной группы к объекту, удалении от него, движении вдоль него.

Приемы рассказа - это приемы, построенные на пояснении объекта, описании его внутреннего вида и вызывающие у экскурсантов зрительные ассоциации, а также приемы репортажа, которые дают возможность понять изменения, происходящие в наблюдаемом объекте, и т. д.

Практически все методические приемы можно разделить на две категории: более простые, создающие условия для проведения экскурсии и более сложные - приемы непосредственного проведения экскурсий.

Методические приемы, как было сказано ранее, делятся на общие, применяемые на всех экскурсиях независимо от того, что показывается и о чем идет рассказ; частные, присущие одному виду экскурсий (производственных, музейных, природоведческих); единичные приемы, используемые при наблюдении какого-либо одного уникального объекта (например, Храм Покрова на Нерли в летний погожий день, когда здание отражается в водной поверхности прилегающего к нему озера). Такие приемы, как правило, являются "находкой" одного экскурсовода и не применяются всеми, кто проводит подобные экскурсии; приемы, используемые в определенное время года, дня.

Методические приемы показа:










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 615.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...