Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Конституционно-правовой статус человека и гражданина. Личные права и свободы. Политические права и свободы. Экономические, социальные и культурные права.




Конституционные права, свободы и обязанности закреплены в статьях 21-63 (Раздел II) Конституции РБ в количестве 91 нормы, выступают как единое целое.

В самом общем виде правовой статус личности определяется как совокупность прав, свобод и обязанностей, которыми она наделяется как субъект правоотношений.

В соответствии со статьей 21, «обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства.

Государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренных международными обязательствами государства».

Принцип равенства граждан означает, что все граждане, независимо от пола, национальной принадлежности, вероисповедания и других отличий имеют одинаковые возможности для осуществления конституционных прав.

Равноправие граждан обеспечивается во всех областях экономической, политической, социальной и культурной жизни. Основной Закон не только провозглашает принцип равноправия, но и содержит специальные гарантии его выполнения. Равенство перед законом означает наличие как равных прав, так и равных обязанностей.

Еще одно положение в области прав человека – запрет на ограничение конституционных прав и свобод – содержится в статье 23 Конституции. В соответствии с ней, «ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц. Никто не может пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими закону».

Вместе с тем, статьей 63 Конституции Республики Беларусь устанавливается, что отдельные права не могут ограничиваться даже при осуществлении особых мер в период чрезвычайного положения. В частности, к таковым относятся:

·право на жизнь (ст.24 Конституции);

·никто не должен подвергаться пыткам, жестокому, бесчеловечному либо унижающему его достоинство обращению или наказанию, а также без его согласия подвергаться медицинским или иным опытам (ч.3.ст.25 Конституции);

·никто не может быть признан виновным в преступлении, если его вина не будет в предусмотренном законом порядке доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность (ст.26 Конституции);

·каждый имеет право самостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой

Принципы правового положения личности имеют универсальное значение. Они определяют основные черты статуса всех членов общества, распространяются на все без исключения права и обязанности, независимо от того, какой отраслью права они зафиксированы.

Итак, основными принципами правового статуса личности в Республике Беларусь являются:

1.Равенство всех перед законом;2.Гарантированность реализации прав и свобод личности;

3.Недопустимость ограничения прав и свобод личности;

4.Обладание каждым лицом не только правами, но и обязанностями.

Политические права и свободы

В отличие от личных прав, которые по своей природе неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, политические права и свободы связаны с обладанием гражданством государства. Это различие отражает Конституция, адресуя личные права «каждому», политические – «гражданам».

Права и свободы:

Свобода печати и информации

Свобода собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования

Свобода объединенийПраво на управление делами общества и государства

Право избирать и быть избранным

Право на равный доступ к любым должностям в государственных органах

Право на обращение в государственные органыСвобода печати и информации


Административное право: понятие, сущность. Субъекты административного права. Органы государственного управления.

Административное право – отдельная самостоятельная отрасль права, которая регулирует отношения в сфере государственного управления. Административное право – это управленческое право, или право управления, которое регулирует все управленческие отношения, за исключением тех, которые закреплены другими отраслями права. Нормы административного права определяют участников административно-правовых отношений, их правовое положение, принципы организации и деятельности органов управления, устанавливают систему административных проступков и ответственность за их совершение.

Субъекты административного права – лица и организации, наделенные административной правоспособностью или административной правосубъектностью: • граждане РБ; • иностранные граждане и лица без гражданства; • органы государственного управления и их структурные подразделения, госпредприятия; • учреждения и иные государственные организации; • негосударственные предприятия и учреждения; • общественные объединения; госслужащие; • служащие предприятий, учреждений и общественных объединений.

Наиболее характерные административно-правовые отношения между: 1) органами государственного управления по вертикали; 2) государственными органами управления по горизонтали (министерства); 3) органами государственного управления и подчиненными им предприятиями, учреждениями; 4) органами государственного управления и негосударственными предприятиями (регистрация фирмы); 5) органами государственного управления и гражданами.

В качестве способов правового регулирования административное право использует:

предписание – возложение прямой юридической обязанности совершать определенные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой;

запрет – возложение прямой юридической обязанности не совершать (воздерживаться от совершения соответствующих действий) в условиях, предусмотренных правовой нормой;

дозволение – предоставление участнику правовых отношений субъективных прав на совершение определенных действий либо отказ от их совершения по своему усмотрению;

рекомендацию – пожелание юридического характера, как наилучшим образом поступать в условиях, предусмотренных правовой нормой.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 211.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...