Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Программа обеспечения ЭкБез-ти




В декабре 1997 г. Указом Президента РФ была утверждена «Концепция национальной безопасности РФ» (4 раздела: 1 – Россия в мировом сообществе; 2 – национальные интересы России; 3 – угрозы национальной безопасности РФ; 4 – обеспечение национальной безопасности РФ). Далее, 10 января 2000 г. и.о. Президента РФ В.В.Путин своим указом утвердил «Концепцию национальной безопасности РФ» в новой редакции. А 12 мая 2009 г. Президент РФ Д.А.Медведев своим указом утвердил «Стратегию национальной безопасности РФ до 2020 года» и в этом же указе признаны утратившими силу «Концепция национальной безопасности РФ» в редакции декабря 1997 г. и в редакции января 2000 г.

Стратегия включает 6 разделов:

1. Общие положения

- констатируется: Россия преодолела последствия системного политического и социально-экономического кризиса конца XX века – остановила падение уровня и качества жизни, устояла под напором национализма, сепаратизма и международного терроризма, сохранила суверенитет и территориальную целостность, восстановила возможности по наращиванию своей конкурентоспособности и отстаиванию национальных интересов в качестве ключевого субъекта формирующихся многополярных международных отношений.

- отмечается: в целом сформированы предпосылки для надежного предотвращения внутренних и внешних угроз национальной безопасности, динамичного развития и превращения РФ в одну из лидирующих держав по уровню технического прогресса, качеству жизни населения, влиянию на мировые процессы.

- дается следующее определение: Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года – официально признанная система стратегических приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики, определяющих состояние национальной безопасности и уровень устойчивого развития государства на долгосрочную перспективу.

- раскрываются следующие основные понятия:

а) национальная безопасность – состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие РФ, оборону и безопасность государства;

б) национальные интересы РФ - совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства и др. понятия

2 раздел – Современный мир и России: состояние и тенденции развития

3 раздел – Национальные интересы РФ и стратегические национальные приоритеты

4 раздел – Обеспечение национальной безопасности (9 пунктов отдельных)

5 раздел – Организационные, нормативные правовые и информационные основы реализации настоящей стратегии.

6 раздел – Основные характеристики состояния национальной безопасности (всего один пункт)

 

 47. Бегство капитала: сущность, масштабы и меры противодействия.

Бегство капитала - отток национальных активов, т.е. помещение активов в национальной валюте в инвалютные активы (т.е иностранная валюта). Приобретение экон. агентами иност. активов может осуществляться тремя способами:

1. Путем перевода купленных в стране инвалютных активов за рубеж (трансграничный отток капиталов).

2. За счет аккумуляции (накопления) резидентами инвалютных активов непосредственно за границей (скрытый трансграничный отток капиталов).

3. Через перевод активов из национальной валюты в иностранную без вывоза ресурсов за пределы страны (внутренний отток капиталов).

Существует два альтернативных подхода к расчету величины «убежавшего капитала» - мотивационный и нормативный.

Суть мотивационного подхода состоит в выделении в совокупном оттоке капитала некой «нормальной» части с последующим определением величины бегства по оставшейся, «анормальной» части оттока. В соответствии с этой методикой к убежавшим относятся все те легально и нелегально вывезенные за рубеж инвестиционные ресурсы, доходы по которым не вернулись в страну. При этом величина бегства капитала рассчитывается как разница между накопленной страной за определенный период совокупной суммой иностранных финансовых активов и той частью этих активов, которая принесла стране статистически зарегистрированный инвестиционный доход.

Однако эта методика имеет ограниченное применение и, в первую очередь, - по отношению к развивающимся странами и странам с высоким уровнем внешнего долга. Это связано с невозможностью решить проблему разграничения оттока капиталов на нормальный и анормальный массивы, что объясняется низким качеством статистической информации по трансграничным потокам капиталов в этих странах.

При нормативном подходе решающую роль играют не факторы происхождения, а характер последствий бегства капиталов на национальную экономику.

Этот подход, расценивает бегство как прямой вычет из внутренних накоплений, необходимых стране для финансирования инвестиций и/или обслуживания внешнего долга. Нормативный подход подводит под категорию потерь любой отток частных капиталов из страны с высоким уровнем внешнего долга. Нормативный подход как бы задает изначальную установку («норматив») государству в плане противодействия любому оттоку ресурсов.

Исходя из концепции нормативного подхода, можно оценить масштабы бегства капитала из России за последние годы, основываясь на имеющихся статистических данных платежного баланса. В частности, бегство капитала в узком смысле– это его нелегальный вывоз из страны. В России он осуществляется различными способами и учитывается, прежде всего, в таких статьях платежного баланса, как:

- «непоступление валютной выручки за экспорт»;

- «непоступление товаров в счет погашения импортных авансов»;

- «чистые ошибки и пропуски» (итоговая статья платежного баланса).

Сюда же было бы целесообразно включить и контрабандный экспорт, однако точные данные о его объеме отсутствуют.

Бегство капитала в широком смысле– это такой вывоз капитала из страны, который противоречит ее национальным интересам (когда есть противоречия между инвестиционными целями отдельных фирм и инвестиционными задачами страны в целом). В этом случае к бегству капитала в широком смысле, учитывая потребность России в инвестициях, необходимо отнести и часть легально осуществляемого вывоза. Это такие статьи платежного баланса, как:

· «капитальные трансферты эмигрантов»;

· «портфельные инвестиции»;

· «предоставленные ссуды и займы банковского сектора и сектора нефинансовых предприятий»;

· «прирост остатков на текущих счетах и депозитах за рубежом»;

· «прирост наличной иностранной валюты».

Существует два подхода к решению проблемы бегства капиталов за границу России: либеральный и административный. «Либеральный подход сводится к призыву улучшать инвестиционный климат, в результате чего все частные проблемы (включая отток капитала) решаются сами собой. Что касается административного подхода, то «попытки перекрытия конкретных каналов утечки капитала полезны, но не могут серьезно задержать отток капитала. Поэтому в рамках административного подхода наиболее разумно временное введение госмонополии на стратегический экспорт (нефть и нефтепродукты, газ, уголь, электроэнергия, металлы).

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 381.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...