Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Ценности вожатого VS ценности компании




Глава 4 Вожатый

Мы часто говорим такую фразу - ВОЖАТЫЙ - ЭТО НАШЕ ВСЕ! И это ни больше, ни меньше. Непосвященный человек может подумать, что нашим вожатым следует позавидовать, ведь руководство понимает ценность и важность вожатого. Но, к сожалению, это не однозначно.

 

Резюме

 

Люди, которые пришли работать в лагерь на три месяца, чтобы донести до детей то, о чем думали десятки, строили другие десятки, продавали и обещали сотни других людей, не могут оказаться в лагере случайно. Представьте себе что все, что делается с октября по май – это колоссальная работа огромного коллектива разных людей.Творческих и не очень, педагогов и экономистов, строителей и садовников, предприятий туризма и питания, организаций по доставке самолетами и поездами - это все стекается в одну воронку, чтобы как ПРОДУКТ досталось ребенку – тому самому клиенту, ради которого все затеивалось. И для того, чтобы из горлышка воронки просочился качественный продукт, мы нанимаем на работу главного посредника – вожатого. Вот тот самый человек, который будет заботиться о ребенке, доносить наши ценности, учить делать осознанный выбор, понимать свободу и принимать на себя ответственность. Это вожатый. Именно он формирует детское настроение, заводит их на коллективные достижения, а иногда…

Представьте себе ситуацию, когда этот вожатый говорит: «вы тут много чего затеяли, но разбираться мне некогда, лето у меня одно и прожить я его должен с удовольствием». Такой вожатый перекрывает горлышко и детям не достается ничего из того, над чем работал огромный коллектив. А достается ребенку «боГатый внутренний мир» вожатого с его необычным жизненным опытом, а также с его ленью, с его самовлюбленностью и желанием завоевать авторитет детей каким-нибудь подручным способом. Именно для того, чтобы такой ситуации не произошло, была организована школа вожатого, хотя не только вожатый, но и каждый сотрудник лагеря обязаны ее пройти.

Всем известно, что работать в лагере могут люди, которые на все лето могут оставить без внимания семью, или это те, кто не имеет пока семьи, или те, кто может работать в лагере всей семьей. Заплыв на девяносто дней – это серьезный заплыв. Нужно оставить всю свою личную жизнь за границами лагеря. К этому следует добавить (если кто-то еще не в курсе), что в лагерях Терра-Юник нельзя пить даже пиво и энергетики, нельзя курить, и это касается даже дворников и кочегаров, нельзя покидать территорию лагеря никогда, кроме твоих личных выходных. Ну, согласитесь, какой нормальный человек примет такие условия? Однако, что вкладывать в формулировку «нормальный».

Школа вожатых начинается в октябре. И первый вопрос, на который мы просим ответить пока еще молодую и незрелую молодежь, известно ли им о наших правилах. Безусловно, да. Большинство поднимают руки в подтверждение того, что с нашими лагерями знакомы, в интернете смотрели, в развивающие игрушки на сайте - играли. Следующий вопрос – не оригинален, однако косит две трети рук наповал: а кто же из тех, кто поднял руки, ну, условно говоря, не курит? Курит подавляющее большинство. После этого следует предложение от ведущего «школы» на следующий час прийти только тех, кто всерьез готов говорить об отказе от вредных привычек на время работы в лагере. После этого, когда численность аудитории сокращается почти на половину, и гордо восседающая половина хочет услышать похвалу, им задают еще один вопрос (и это вместо…) – а зачем тебе это нужно? Многим этот вопрос может показаться несложным, но только до тех пор, пока ему самому не придется на него отвечать. Дело в том, что, отвечая на этот вопрос, абсолютно неуместно рассказывать, что ты хочешь внести большой вклад в чье-то развитие, процветание и т.д. Здесь важен только один ответ, очень искренний – зачем тебе лично это надо. Зачем лишать себя радостей беззаботной летней жизни, радости общения с любимым или любимой, зачем?

Конечно, слушатели школы вожатого очень напрягаются, чтобы ответить на этот вопрос достаточно быстро, но им дается на ответ месяц. На следующий этап могут пройти только те, кто честно ответил на этот вопрос себе и нам. Искренности ради, нужно сказать, что далеко-далеко не все, кто прислали ответы и прошли на следующий этап оказываются оставленными в покое на эту тему. Некоторые продолжают об этом думать до мая месяца, и только на экзамене понимают, что на самом деле – им это не нужно. Ситуации бывают разные, по-разному люди воспринимают новую информацию, кто-то считает восприятие данной информации как предательство ВУЗа, в котором он учится (и, это позиция, достойная уважения), а кто-то делает в себе сумасшедшие открытия и все в жизни начинает выстраиваться по-другому. И вот тогда человек готов на многое, чтобы понять, научиться, измениться. Когда мы задаем вопрос вожатым по окончании сезона, в чем действительно их мотив вернуться на следующий год, они говорят только одно – это сумасшедший заряд энергии и очень ценный жизненный опыт. Да, любовь и признание детей дорого стоят!

 

Ценности вожатого VS ценности компании

 

 

Устраиваясь на работу в любую организацию или компанию, человек обязательно преследует какую-то личную цель. Его основной целью является желание извлечь пользу и получить выгоду от сотрудничества. Чаще всего этой целью является материальное вознаграждение, новый опыт, карьерный рост, новые навыки или умения и т.д. Для достижения этой цели, став сотрудником, человек добровольно принимает на себя обязательства выполнять все требования компании и соблюдать установленную систему правил. Понятно, что в большей степени достижение цели зависит от способности сотрудника подстроиться и изменить что-то в своём поведении, отношении или мировоззрении. Перестроившись, сотрудник становится уже ценностью для компании и выигрывает обязательно.

Компания или организация, принимая на работу сотрудника, тоже хочет получить для себя определенную выгоду. Ее выгода может заключаться в увеличение клиентской базы, увеличении количества продаж, привлечении новых партнёров и т.д. Но всё это зависит от добросовестности, ответственности и исполнительности нанятых сотрудников. Если выигрывает компания, то выигрывает и сотрудник. Причём выигрыш сотрудника двойной – он моральный и материальный.

Принцип, при котором выигрывает и сотрудник и компания (выиграл/выиграл) является главным принципом продуктивного и взаимовыгодного сотрудничества. К такому сотрудничеству стремится и компания «Черномор».

Рассмотрим частный случай взаимовыгодного сотрудничества в компании. При каких условиях выигрывает компания и нанятый работник – вожатый “Терра - Юник”.

В нашем случае можно говорить о взаимодействии двух следующих объектов – компания и дети, но есть особенность. Это взаимодействие происходит через соединяющее звено, которым является вожатый. Изобразим эту схему графически в виде песочных часов. Верхняя часть часов, - это компания, нижняя, - это дети. Узкое горлышко между этими объектами – это вожатый. Поэтому чтобы принцип «выиграл/выиграл» сработал, и компания могла выполнить взятые на себя обязательства перед клиентами (детьми) вожатый должен обладать определёнными качествами. При создании вожатым ситуации «выиграла компания/выиграл клиент», вожатый выигрывает вдвойне. С одной стороны он выигрывает, получая материальное вознаграждение и поощрение от компании. С другой стороны, он выигрывает, получая признание и благодарность от детей и их родителей (духовный и этический выигрыш). Но всё это работает при условии, что вожатый не работает «пробкой» в узком месте соединения двух объектов взаимодействия.

Принцип «выиграл/выиграл» является залогом успешной деятельности во многих областях жизни и выполняя его, человек обретает навыки межличностного лидера, поэтому рассмотрим его подробнее.

Чтобы работать по этому принципу, человеку нужно изначально раскрыть в себе определенные качества и свойства. В каждом из нас есть полный набор самых разных качеств. Но важно найти и поддержать в себе те, которые необходимы для такого сотрудничества. Посмотрим, какие это качества и как их можно найти.

    1. Для такого сотрудничества нужен особый характер. Поэтому нужно осознать качества своего характера и при необходимости изменить его. Характер человека - это набор его природных качеств, и естественных реакций, которые определяют поведение человека. Изменить характер, - означает воспитать его, т.е. приобрести умение сознательно воздействовать на своё поведение и реакции. Это умение очень простое и оно заключается в следующем, - человек способен сам повлиять на своё поведение, выбрав следующее:

- развить в себе силу воли, т.е. сознательным волевым усилием изменять линию своего поведения;

- быть воспитанным, т.е. знать и выполнять общепринятые нравственные правила и нормы поведения;

- жить по совести, т.е. руководствоваться в трудных жизненных ситуациях высшим чувством справедливости, способным контролировать выбор своей линии поведения.

    2. Нужные качества для такого сотрудничества даёт человеку и выработанная им самим его философская позиция в жизни. Для человека нравственного она продиктована его внутренней нравственностью, жизненной мудростью и любовью. И, человеку выбравшему такую позицию, нужно иметь достаточно храбрости и стойкости, чтобы её удерживать и защищать.

    3. Одним из главных качеств, необходимых для работы согласно принципа «выиграл/выиграл» является чуткость к другим людям, т.е умение почувствовать то главное, что важно для другого человека. Именно чуткость создаёт в коллективе определенную психологическую атмосферу доверия и уважения.

Все эти качества нужно развивать любому человеку, ибо они помогают выработать навыки межличностного лидерства и позволят работать вам успешно в любом коллективе.

А теперь рассмотрим взаимосвязь между качествами сотрудников и успешностью компании.

Умение сотрудником удерживать свою внутреннюю нравственную позицию совместно со стойкостью характера и храбростью её защищать проявляется затем как ценное для компании качество – это уже наработанная способность сотрудника отстоять и поддержать позицию самой компании. Именно это качество сотрудников помогает компании выполнить свои обещания перед своими клиентами. На уровне обратной связи в таком случае, сотрудник может получить большее материальное вознаграждение от компании.

Проявление сотрудниками чуткости по отношению к сотрудникам и клиентам (в данном случае детям и их родителям) является для компании залогом её будущих успешных отношений с ними. Благодаря чуткости своих сотрудников, компания удерживает и клиентов и сотрудников. Соответственно, что этот фактор влияет в итоге на благополучие самих сотрудников.

Без этих качеств и свойств невозможно качественно выполнить принцип сотрудничества «выиграл/выиграл».

Для вожатого выполнение принципа «выиграла компания/выиграл клиент» начинается с воспитания в своем характере честности, которая лежит в основе межличностных отношений компании. Из честного отношения к своей роли рождаются все честные соглашения о взаимодействии с компанией. Почему нужно быть честным и ориентироваться на совесть? Потому, что когда человек лукавит, он это знает и чувствует неловкость. Это начинают чувствовать и окружающее. Постепенно они занимают в межличностных отношениях оборонительную позицию, становятся осторожнее и не хотят общаться с таким человеком. В этом случае принятые человеком обязательства становятся бессмысленными и угнетают его ещё больше. Чтобы быть успешным, нужно учиться умению говорить правду – это важно для длительного совместного взаимодействия.

Сознательно выбранная человеком жизненная позиция говорит нам и об уровне его ответственности и зрелости. Ответственный человек это тот, кто точно знает, что он может себе позволить сделать, а что нет. Философское отношение к себе и к своей роли в жизни или коллективе говорит о внутренней зрелости человека. Зрелость и чуткость переплетаются и создают уровень ответственности человека в любых отношениях.

Рассмотрим теперь вариант создания ситуации «проиграла компания/ выиграл клиент». В нашем случае такая ситуация может возникнуть тогда, когда вожатый не взял на себя ответственность донести ценности компании до детей. Он проявил лень или малодушие и работал с целью удовлетворить свои амбиции и проявиться в детском коллективе «своим парнем». Как это отражается на «выигрыше» вожатого? В этом случае он точно теряет часть материального поощрения от компании и получает не чистую и честную поддержку от детей, а сомнительное одобрение. Ведь в таком поведении есть скрытое лукавство, и дети это чувствуют. Этот выигрыш сомнительный, ибо он бездуховный.

Как возникает ситуация «выиграла компания/проиграл клиент». Такая ситуация возникает когда вожатый не сумел открыть в себе чуткость. Он слепо и тупо выполняет все инструкции, правила и не умеет прочувствовать ситуацию. Дети очень чувствительны и их оскорбляет бесчувственное отношение к ним и к их нуждам. Выполняя любые указания или правила компании нужно быть всё же чутким. Дети воспринимают вожатого как представителя компании. Поэтому когда они теряют уважение к нему, они перестают относиться и с должным уважением к самой компании. Так что выигрыш опять сомнительный, а проигрыш налицо.

Как одна, так и другая ситуация не устраивает компанию «Черномор». Именно поэтому мы готовим вожатых заранее, открыв школу вожатых. Мы помогаем вожатым легко раскрыть в себе все нужные для успешного сотрудничества качества.

Рассмотрим ещё один важный момент, влияющий на взаимодействие сотрудников в коллективе.

Для создания эффективного межличностного взаимодействия в коллективе, каждый человек должен осознать уровень своей «достаточности». Нельзя работать в коллективе исходя из принципа собственной недостаточности, и завидовать другим людям. Нужно иметь желание обучаться и достигать высшего уровня своих возможностей. Тогда делая свой вклад в общий результат, человек испытывает моральное удовлетворение. Если для компании это заметно, то она обязательно это отметит и выразит свою признательность и благодарность.

Что нужно знать для успешного взаимодействия с компанией? Важно знать, понимать и принимать следующие правила успешного взаимодействия:

   1. Чётко знать и понимать что, когда и как должно быть выполнено сотрудником (вожатым), ибо для компании важен тот результат, который она запланировала и выдала сотрудникам уже как инструкции, планы и т.п.

   2. Сотрудник обязан знать и принимать все установленные границы действий, в которых компания хочет достигнуть нужных ей результатов. Это документ о зонах ответственности, это прописанные компанией правила, расписания, порядки занятий и т.д. Для компании важно сохранить её идею, и её идеологию.

   3. Сотрудникам нужно ознакомиться со всеми ресурсами (информационными, техническими, материальными, организационными). Ведь для компании важно обеспечить максимальное выполнение разработанной программы, поэтому это важно знать.

   4. При необходимости сотрудники (вожатые) должны предоставит плановую отчетность (дневник вожатого, заполненные инструктажи). Она необходима для контроля выполняемого сотрудниками процесса. Поэтому сотрудники (вожатые) обязаны заполнять разработанные компанией документы. Кроме того, для компании важна обратная связь с сотрудниками (вожатыми). Это помогает выяснить и устранить возможные недоработки компании в каких-то вопросах.

Всё это необходимо знать для соглашения о взаимодействии и исполнения принципов компании. Ибо это её организационные методы. Поэтому, разобравшись в них, возникающие перед сотрудниками задачи типа «как и что мне делать» легко решаются. И ему нужно концентрироваться больше на результатах, чем на методах. Методики компании, всегда включают в себя и её основную идею. Методики компании «Черномор» несут в себе идею и концепцию лагерей осознанного выбора, лагерей “Терра - Юник”.

 

Итак, для соблюдения в своих рабочих отношениях принципа «выиграла компания/выиграли дети» и для того, чтобы не стать «пробкой» в этом взаимодействии, вожатому компании «Черномор» необходимо помнить следующие:

1. Смотреть на свою работу с точки зрения донесения ценностей компании и с точки зрения степени удовлетворенности отдыхом ребенка.

2. Всегда помнить, что вы являетесь посредником в отношениях компания \ дети.

3. Анализировать и определяться в том, какие результаты приемлемы для обеих взаимодействующих сторон.

4. Знать, что характер и отношения создаёт ваше «Я» и все то, что с ним связано: честность, совесть, способность доверять и любить. Выбирая жить в согласии со своим «Я» вы выбираете самую нравственную жизненную позицию и поведение.

6. Важно не только понять, что из характера отношений созданных вами как вожатыми вытекают все соглашения или договоренности о взаимодействиях, партнерстве, самоконтроле, но и стать их творцом, создателем.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 530.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...