Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Научно-техническая революция (сроки и результаты)




Научно-техническая революция (НТР) — коренное качественное преобразование производительных сил, начавшееся в середине XIX в., качественный скачок в структуре и динамике развития производительных сил, коренная перестройка технических основ материального производства на основе превращения науки в ведущий фактор производства, в результате которого происходит трансформация индустриального общества в постиндустриальное.

 

В основе многих выдвинутых ныне теорий и концепций, объясняющих глубинные изменения в экономической и социальной структурах передовых стран мира, лежит признание нарастания значения информации в жизни общества. В связи с этим говорят также об информационной революции.

Признанный классик теории постиндустриализма Д. Белл выделяет три технологических революции:

изобретение паровой машины в XVIII веке;

научно-технологические достижения в области электричества и химии в XIX веке;

создание компьютеров в XX веке.

Новые крупные научные открытия и изобретения 70-80-х годов породили второй, современный, этап НТР. Для него типичны несколько лидирующих направлений: электронизация, комплексная автоматизация, новые виды энергетики, технология изготовления новых материалов, биотехнология. Их развитие предопределяет облик производства в конце ХХ — начале ХХI.

 

Билет № 6

Основные закономерности размещения производства в рыночной экономике

Понятие «факторы размещения» было введено немецким ученым Альфредом Вебером (см. 3 вопрос в билете).

 

Факторы размещения:

- природные

§ с одной стороны, степень влияния природных факторов зависит от уровня развития производительных сил, со временем ослабевает, но не исчезает полностью; разное влияние на разные отрасли - по мере повышения степени обработки сырья влияние уменьшается

§ но, с другой стороны, в настоящее время увеличивается доля «свободных производств» - наукоемких производств, в локализации которых важную роль играют субъективные мотивы, в том числе природные факторы

- общественные

§ наибольшее влияние оказывают трудовые ресурсы и материализованный капитал, нужно учитывать их частичную взаимозаменяемость;

§ возрастает значение информационных ресурсов и сферы НИОКР;

§ государственное регулирование;

§ региональные объединения;

§ ТНК.

Особенности развития и географии АРКП мира. Ведущие компании и центры

Авиаракетноксомическая промышленность:

- ракетостроение

- космические аппараты

- авиационная промышленность (самолеты, вертолеты, двигатели)

- авионика (электроника для самолетов и т.п.)

 

История

Александр Можайский:

- 1870-е гг. – летающая модель на часовой пружине

- 1882 г. – первый самолет на базе паровой машины (весом около 1 тонны) – не полетел

- 1884 г. – один из аппаратов Можайского отделился от земли – первый самолет?

 

1903 г. – полет братьев Райт (Уилбер и Орвилл), длившийся 12 секунд.

1909 г. – перелет через Ла-Манш.

1910 г. – инженер Александр Кудашев стал первым пилотом самолёта российской постройки, поднявшись в воздух с Сырецкого ипподрома в Киеве.

1910 г. – авиаконструктор Игорь Сикорский совершил первый зарегистрированный полет в России.

1926 г. – первый запуск ракеты на жидком топливе.

1933 г. – запуск первой ракеты в СССР.

1942 г. – первый старт немецкой ракеты V2 («фау-2») – первой баллистической ракеты. Позднее в США появляется Редстоун, в СССР – Р-7

1950 – 1980 гг. – стремительное развитие АРКП в ходе холодной войны.

1957 г. – запуск первого спутника.

1961 г. – первый полет человека в космос.

После холодной войны развитие отрасли затормозилось в США и РФ. В Западной Европе развитие, наоборот, ускорилось.

Отрасль пережила шок после терактов 11 сентября 2001 г.: количество заказов в Boeing сократилось за период 2000 – 2002 гг. в 2 раза.

 

Главная черта отрасли – наукоемкость (в самолете Boeing 747 6 млн деталей, из них половина – крепежные). Большое внимание уделяется безопасности и испытаниям. Для того, чтобы вывести новый самолет на рынок требуется 5-7 лет; новый двигатель – 10-12 лет. Продолжительные сроки разработки требуют значительных капиталовложений (в США 20% субсидий на НИОКР приходится на АРКП).

 

Для отрасли характерна высокая монополизация и территориальная концентрация. Ранее на Boeing и Airbus приходилось 90% производства гражданских самолетов, но сейчас уровень монополизации понизился.

 

Aerospace & Defense Top Companies

 

  Aero sales ($m), 2008 Total sales ($m), 2008
1. EADS (Netherlands) 63,308 63,308
2. Boeing (USA) 60,909 60,909
3. Lockheed Martin (USA) 42,731 42,731
4. Northrop Grumman (USA) 33,887 33,887
5. BAE Systems (UK) 30,928 30,928
6. General Dynamics (USA) 29,300 29,300
7. United Technologies (USA) 24,540 58,681
8. Raytheon (USA) 23,174 23,174
9. Finmeccanica (Italy) 23,030 23,030
10. Thales (France) 18,532 18,532
11. General Electric (USA) 16,819 182,515
12. Safran (France) 15,079 15,114
13. L-3 Communications (USA) 14,901 14,901
14. Honeywell International (USA) 12,650 36,556
15. Rolls-Royce (UK) 11,363 16,849

 

Территориальные центры:

- США (2/3 рынка гражданской авиации), Канада (Bombardier – 17-е место в Top Companies)

- Западная Европа (гражданское авиастроение, двигатели; Великобритания, Франция)

- Россия

- Бразилия (Embraer – 20-е место в Top Companies)

- Китай

Предпринимают активные попытки развития отрасли:

- Индонезия

- Южная Корея

 

Для Германии и Японии характерна недоразвитая АРКП из-за ограничений после Второй Мировой войны.

В Японии запрет действовал до 1952 г., страна ориентируется на закупки в США, местные заводы – субподрядчики американских компаний.

 

Основные центры:

Франция: Париж, Тулуза, Бордо, Бурж, Мариньян

Великобритания: Западный Мидленд, Бристоль с окружением, Восточный Мидленд (Дерби – «Роллс-Ройс»), Большой Лондон

 

США: (Калифорния) Лос-Анджелес, Лонг-Бич, Сан-Диего, Сан-Хосе, Анахайм; Сиэтл – Boeing; военные заказы – Калифорния, Техас (Хьюстон, Даллас-Форт-Уэрт), Нью-Йорк, Миссури (Сент-Луис), Коннектикут; северо-восток: Нью-Йорк, Бостон, Хартфорд; мыс Канаверал (Флорида).

 

Россия: Объединенная Авиастроительная Корпорация

Альфред Вебер

Немецкий ученый, автор классической работа «Теория размещения промышленности» (1909 г.). Предложил способ количественной оценки факторов производства путем расчета воздействия на издержки производства.

Анализ теоретических основ размещения промышленного производства (на основе изолированного предприятия).

 

Факторы размещения:

- транспортный

- рабочая сила

- издержки на сырье и материалы

 

Линии, соединяющие точки с равными транспортными издержками Вебер назвал изодопанами, при этом изодопана, в пределах которой транспортные затраты совпадают с экономией затрат на рабочих издержках, является критической для данного рабочего пункта.

 

Теория была опровергнута критиками в 1930-е гг., в основном – экономистами (Германия, СССР).

 

Минусы теории:

- не учитывается конкуренция;

- целью предпринимателя является не минимализация издержек, а максимизация прибыли;

- не всю информацию можно извлечь из территориальной структуры;

- не учитывается социально-политический фактор.

 

В дальнейшем стали учитываться:

- регулирующая роль государства

- воздействие НТП

- экологический фактор

- фактор инерции размещения (влияние страых мощностей на размещение новых)

- инфраструктура

 

Для теории характерно широкое применение математических методов.

Единой теории размещения создать так и не удалось.

ОПЕК

Организация стран-экспортёров нефти, The Organization of the Petroleum Exporting Countries - международная межправительственная организация (также называемая картель), созданная нефтедобывающими странами в целях стабилизации цен на нефть. В состав ОПЕК входят 12 стран: Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия, Венесуэла, Катар, Ливия, Объединённые Арабские Эмираты, Алжир, Нигерия, Эквадор и Ангола. Штаб-квартира расположена в Вене.

 

ОПЕК как постоянно действующая организация была создана на конференции в Багдаде 10—14 сентября 1960. Первоначально в состав организации вошли Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия и Венесуэла (инициатор создания). К этим пяти странам, основавшим организацию, позднее присоединились ещё девять: Катар (1961), Индонезия (1962—2008, 1 ноября 2008 г. вышла из состава ОПЕК), Ливия (1962), Объединённые Арабские Эмираты (1967), Алжир (1969), Нигерия (1971), Эквадор (1973—1992, 2007), Габон (1975—1994), Ангола (2007). В настоящее время в ОПЕК входит 12 членов, с учетом изменений состава, произошедших в 2007 г.: появления нового члена организации — Анголы и возвращения в лоно организации Эквадора. В 2008 году Россия заявила о готовности стать постоянным наблюдателем в картеле.

 

Корзина ОПЕК– цена корзины определяется как средний арифметический показатель физических цен 12 сортов нефти, добываемой странами картеля.

Чанчунь

- столица и крупнейший город (агломерация – 7,5 млн. чел.) китайской провинции Цзилинь. Крупнейший центр производства автомобилей в Китае, «колыбель» автомобильной промышленности страны, «Китайский Детройт». Здесь находится штаб-квартира FAW – старейшей китайской автомобилестроительной компании (государственная).










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 200.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...