Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Добывающая и обрабатывающая пром-сть. Их соотношение по ведущим странам и р-нам
Промышленность состоит из двух больших групп отраслей — добывающей и обрабатывающей промышленности. К добывающей промышленности относятся предприятия по добыче горно-химического сырья, руд чёрных и цветных металлов и нерудного сырья для металлургии, неметаллических руд, нефти, газа, угля, торфа, сланцев, соли, нерудных строительных материалов, лёгких природных заполнителей и известняка, а также гидроэлектростанции, водопроводы, предприятия лесоэксплуатации, по лову рыбы и добыче морепродуктов.
К обрабатывающей промышленности относятся предприятия машиностроения, предприятия по производству чёрных и цветных металлов, проката, химических и нефтехимических продуктов, машин и оборудования, продуктов деревообработки и целлюлозно-бумажной промышленности, цемента и др. строительных материалов, продуктов лёгкой и пищевой промышленности, местная промышленность, а также предприятия по ремонту промышленных изделий (паровозоремонтная, локомотиворемонтная) и теплоэлектростанции.
Обрабатывающая промышленность - ведущий фактор экономического развития стран и их районов. Контрасты развитых и отсталых районов - это прежде всего контрасты в уровне индустриализованности: в выпуске промышленной продукция на душу населения, в доле обрабатывающей промышленности, в доходах населения, в доле промышленности в экономике и т.д. В последние десятилетия роль и место обрабатывающей промышленности в социально-экономическом развитии стран и отдельных регионов и ее размещение заметно изменилось. Сокращается ее доля в валовом национальном продукте (ВНП), национальном доходе и в особенности в численности занятых в народном хозяйстве. Это особенно характерно для развитых стран, где идет снижение числа занятых в обрабатывающей промышленности в связи с ростом третичного сектора экономики. Снижение происходило прежде всего в отраслях с низким уровнем техники и технологии. Количество занятых в отраслях с низкой оплатой труда частично сокращается в результате перемещения таких производств в развивающиеся страны. Можно выделить три группы стран с различным характером развития обрабатывающей промышленности и специфическими тенденциями ее размещения. К первой группе относятся развитые капиталистические страны, ко второй - разнохарактерные и сильно различающиеся по уровню развития страны "третьего мира", к третьей -страны с переходной экономикой (страны Восточной Европы, государства, образовавшиеся на территории бывшего СССР и бывшие социалистические страны Азии, на долю которых приходиться 2/3 площади и 45% населения Евразии). Соотношение между этими тремя группами резко меняется, Главным двигателем мировой индустриализации стали страны Юго-Восточной Азии и Китай, существенно меняющие соотношение сил в мировом хозяйстве. Внутри обрабатывающей промышленности мира постоянно происходит изменение ее структуры. Это отражается на географическом размещении производства. Как правило, в развитых капиталистических странах растет доля отраслей, играющих решающую роль в научно-техническом прогрессе (химия, радиоэлектроника, приборостроение и другие наукоемкие отрасли). В то же время снижается доля традиционных отраслей (пищевая, металлургическая, легкая и др.). Одной из главных особенностей в географии обрабатывающей промышленности развитых капиталистических стран стало частичное выравнивание степени промышленного развития на разных уровнях (район в отдельной стране, страна, и крупный регион). Характерной особенностью современного размещения обрабатывающей промышленности стало строительство ее предприятий вне крупных городских агломераций, приводящее к снижению относительной роли крупнейших городских агломераций с высокой долей такой промышленности. В индустриально развитых странах, в первую очередь небольших по площади, где территориально-производственная структура уже сформировалась и почти весь прирост продукции достигается благодаря повышению производительности труда, сдвиги в размещении обрабатывающей промышленности не очень заметны. В развитых странах, обладающих значительными территориями, пространственные изменения в размещении отрасли более значительны. В первую очередь они заметны там, где идет активное промышленное освоение новых, зачастую труднодоступных районов (Аляска в США, северные и западные регионы в Канадки т.п.). Во всех этих случаях главным фактором в территориальных сдвигах производства служат богатейшие минеральные ресурсы. Обрабатывающая промышленность идет в эти районы вслед за добывающей. Ослабление фактора сырьевой зависимости благодаря развитию новых видов транспорта и, как следствие, снижение транспортных издержек привели к территориальному отрыву обрабатывающей промышленности от топливно-сырьевых баз. В результате этого страны, бедные собственными топливно-сырьевыми ресурсами (Япония, Италия и др.), смогли создать крупную современную обрабатывающую промышленность, поскольку проблема снабжения ресурсами потеряла значимость. Одновременно повысилось значение транспортно-географического положения. Это вызвало значительный сдвиг обрабатывающей промышленности к морю. Наряду с ориентацией на дешёвую рабочую силу этот фактор способствовал ее росту в "странах новой индустриализации". Обрабатывающая промышленность вносит существенный вклад в загрязнение окружающей среды, усиливая рост экологической взаимозависимость стран. Из ее отраслей наиболее негативно воздействуют на природную среду нефтепереработка, металлургия, химическая промышленность, производство цемента, резинотехнических изделий, целлюлозно-бумажная и некоторые отрасли пищевой промышленности. Поскольку развитые капиталистические страны имеют самые высокие показатели индустриализации и урбанизации, именно в них наиболее значительны нагрузки на окружающую среду и потому наиболее остро проявляются экологические проблемы. Поэтому внедрение ресурсо- и энергосберегающих технологий в обрабатывающей промышленности стало, тут одним из приоритетных направлений в политике сохранения природной среды. Экологический фактор размещения все более приобретает первостепенное значение, оказывает все большее влияние на размещение промышленности. Канаме Акамацу Японский ученый, в конце 30-х годов разработал парадигму «летящих гусей» (догоняющего развития) как обобщенную теорию экономического развития. По его представлению, существует три фазы развития отрасли: Фаза №1: Продукция поступает в экономику через импорт зарубежных производителей; Фаза №2: Для удовлетворения растущего национального спроса открываются новые местные производства; Фаза №3: Излишки продукции экспортируются на новые зарубежные рынки. Акамацу открыл, что последовательное появление импорта (М), местного производства (Р) и экспорта (Х) графически напоминают формирование стаи диких гусей. Изучая в течение многих лет полный цикл развития товаров и отраслей текстильной промышленности, Акамацу смог продемонстрировать динамику внутренних процессов и изменение конкурентоспособности японского промышленного сектора. Он рассматривал в первую очередь страны В и ЮВ Азии. Лидером (главным гусем) он видел Японию, за ней – страны НИС (Юж.Корея, Тайвань, Сингапур, Гонконг), далее – ведущие страны ЮВА (Филиппины, Индонезия, Таиланд, Малайзия). Замыкают клин Китай и Вьетнам, мощные, но неразвитые экономики.
Baosteel Shanghai Baosteel (Китай, государственная компания) – 2й производитель стали в мире (после ArcelorMittal), более 20 млн т ежегодно. Название – по штаб-квартире (Баошань, район городского подчинения Шанхая). Существует с 1978г., при помощи японцев Бурже Аэропорт Париж-Ле Бурже — аэропорт, музей, расположенный в 12 км к северо-востоку от Парижа, в коммуне Ле Бурже. В настоящее время используется как для гражданской авиации (самолёты бизнес-класса), так и для известного авиационного шоу. 1919 – 1932 – единственный гражданский аэропорт Парижа (до Орли) Ле Бурже известен как посадочная площадка Чарльза Линдберга, совершившего исторический трансатлантический перелёт в 1927 году.
Конус вредности» Д.Смита аналог конуса спроса Леша. Учитывает соотношение полезности и вредности планируемого предприятия. По мере увеличения расстояния от предприятия уровень вредности уменьшается. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 233. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |