Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Лидеры по добыче, запасам и потреблению угля всех марок.




Билет 1

Факторы размещения производства. Рабочая сила

Рабочая сила является одним из важнейших общественных факторов размещения промышленности. Основными параметрами трудового фактора являются его наличие, его квалификация, стоимость, производительность труда, а также гендерный и конфессиональный состав.

При прочих равных условиях фирмы предпочитают размещать производство в районах и странах с более дешевой рабочей силой. Это особенно характерно для трудоёмких отраслей и производств, выпускающих массовую стандартизированную продукцию на основе технологически сильно расчленённых производственных процессов.

Новейшие наукоёмкие производства, выпускающие сложную и часто сменяемую продукцию, базирующиеся на использовании особо сложной техники, ориентируются, главным образом, на квалифицированную рабочую силу.

 

Автомобильная промышленность мира. Ведущие фирмы и география их деятельности

Автомобилестроение зародилось в Германии в 1886 г. Первый автомобиль создал Карл Бенц. Массовое производство автомобилей началось в 1903 г. (Генри Форд). Автомобильная промышленность положила начало фордизму.

В настоящее время производство автомобилей составляет около 70 млн. штук в год (1,5 трлн. долл.). 25 – 30 млн. человек в мире напрямую связано с автомобилестроением. На данную отрасль промышленности приходится 12% всего международного товарооборота. Автомобилестроение – лидирующая отрасль промышленного производства по экспортности (75%). Кроме того, это единственная отрасль, в которой рынок превосходит объём производства.

Страны-лидеры по производству автомобилей (2009 г.)

Китай 13,7 млн. 22%
Япония 7,9 млн. 13%
США 5,7 млн. 9%
Германия 5,2 млн. 8,4%
Ю. Корея 3,5 млн. 5,7%

 

На 10 ведущих фирм приходится около 2/3 всего мирового производства автомобилей. В автомобильной промышленности существует тенденция к слиянию и поглощению фирм.

Крупнейшие автомобильные компании (2008 г.)

Toyota 9,2 млн. 13%
GM 8,2 млн. 11,7%
Volkswagen 6,4 млн. 9%
Ford 5,4 млн. 7,7%
Honda 3,9 млн. 5,6%

 

На азиатские фирмы приходится около половины всего выпуска автомобилей в мире (большая часть из них – китайские). Из 50 крупнейших автомобильных компаний мира 17 – китайские.

В мире выделяется 3 основных ареала автомобилестроения:

- азиатский (43%)

- ЕС (26%) в т.ч. Западная Европа (22%), ЦВЕ (4%)

- Северная Америка (15%)

География деятельности крупнейших компаний:

«Тойота» имеет заводы в Австралии, Индии, Шри-Ланке, Канаде, Индонезии, Польше, ЮАР, Турции, Колумбии, Великобритании, США, Франции, Бразилии, Португалии, Аргентине, Чехии, Мексике, Малайзии, Таиланде, Пакистане, Египте, Китае, Вьетнаме, Венесуэле, Филиппинах, России. Большая часть продаж компании приходится на Северную Америку.

GM принадлежат марки Buick, Cadillac, Chevrolet, GMC, Holden (Австралия), Opel (Германия), Vauxhall (Великобритания). Кроме того GM тесно сотрудничает с рядом компаний, разделяя рынки сбыта и производя совместную разработку автомобилей и двигателей: Fiat, Alfa Romeo, Lancia, Ferrari, Maserati, Subaru, Isuzu, Suzuki.

Компания Volkswagen Group владеет 48 автомобилестроительными предприятиями в 15 странах Европы и шести странах в Америке, Азии и Африке. Ей принадлежат следующие компании: Audi AG, Automobili Lamborghini, Bentley Motors, Bugatti Automobiles, Scania, SEAT, Skoda Auto.

Компания «Форд» разделена на три структуры по географическому признаку: Ford North America, Ford Asia Pasific и Ford of Europe. Предприятия Ford (на 2010 год — всего 80) расположены в США, РФ, Канаде, Мексике, Германии, Бразилии, Аргентине, Испании, Китае и прочих странах.

Honda имеет множество сборочных заводов по всему миру (в Китае, США, Пакистане, Канаде, Великобритании, Японии, Бельгии, Бразилии, Новой Зеландии, Индонезии, Индии, Таиланде, Турции и Перу).

 

Николай Николаевич Баранский

(1881 – 1963 гг.) – крупнейший советский географ, основатель отечественной научной географической школы XX столетия: теория и практика экономической географии, учения о районах и городах, экономико-географическое положение, территориальное разделение труда, страноведение, экономическая картография.

 

Пратт энд Уитни

американский производитель газотурбинных авиационных двигателей. В настоящий момент Pratt & Whitney является частью корпорации United Technologies. Pratt & Whitney входит в «большую тройку» производителей газотурбинных двигателей вместе с Rolls-Royce и General Electric. Помимо авиадвигателей, Pratt & Whitney производит газотурбинные установки для электростанций, двигатели для локомотивов, ракетные двигатели.

 

Таншань

крупнейший в мире центр выпалки стали (40 млн. т. стали в год)

 

Критерий оптимальности размещения по Лёшу

Август Леш разработал в 1943 г. пространственную теорию рынков сбыта товаров («конус спроса»), позволяющую определить оптимальные границы экономических районов. Критерий оптимальности – получение максимальной экономической прибыли.

 

Первая паровая машина

Джеймс Уатт, в 1784 г, Англия

Билет 2               

Факторы размещения производства. Рынок сбыта

Большое значение рынка сбыта для размещения промышленности отмечается в работах А. Леша, А. Вебера, Лаундхарта и пр.. Важно учитывать объем рыка сбыта, потребительские предпочтения, связанные со спецификой населения и пр. . Особенное значение рынок сбыта оказывает на размещение предприятий текстильной (главным образом, готовые изделия – обувь, одежда) и пищевой промышленности. Ориентация на предпочтения потребителя важна и для производителей электротехники, автомобилей.

 

География угольной промышленности мира. Страны – лидеры. Внешняя торговля углем

У́гольная промы́шленность — Включает добычу (обогащение) и переработку (брикетирование) бурого и каменного угля. Спрос и цены на продукцию более устойчивы по сравнению с нефтедобывающей промышленностью. Потребители – энергетика и металлургия. За вторую пол. 20 века добыч угля возросла почти в 3 раза (сейчас добывается около 5 млрд т ).

 

Доля угля в структуре топливно-энергетического баланса:

1940 г. – 75% (первое место)

1950 г. – 60%

1960 г. – 51%

1970 г. – 42% (на первое место вышла нефть)

1980 г. – 43 %

1990 г. – 29 %

2010 г. – 27 %

 

«Угольные» страны (велика доля угля в структуре ТЭБ):

Китай, ЮАР, Индия, Казахстан, Польша

 

Особенности географии ресурсов:

Северная Америка – 30% (США – 29%)

бывш. СССР – 28% (Россия – 19%, Казахстан, Украина)

Дальний Восток – 22% (Китай, Индия)

Австралия – 9%

ЮАР – 4%

 

Лидеры по добыче, запасам и потреблению угля всех марок.

добыча, млн. т

Запасы, млрд.

потребление

Китай            2240

США       247

Китай   

США              1040

Россия    157

США (углехимия)

Индия           410

Китай     115

Индия

Австралия    354

Индия     93

Япония

Россия           295

Австралия 79

Россия

 

 

ЮАР (энергетика)

 

Районы добычи:

Китай – к северу от Пекина , юго-вост и с-в часть страны (преобладает добыча каменного угля),

США – Аппалачский, Иллинойский бас., Бас. Скалистых гор.

Индия - сев-вост. Район и в районе устья Ганга,

Австралия – восточное побережье (каменноугольные бассейны у Ньюкасла и Блаффа),

Канада – Саскачеванский бас.,

Россия – Канско-Ачинский, Кузбасс, Тунгусский, Ленский бас-ны и др..

Австралия, сменив в к. 1980-х гг США, стала главным экспортером угля.

 

Главные торговые потоки:

Австралия – Япония, р. Корея, Тайвань, Зап. Европа

США – З. Европа

США- Япония

ЮАР- Зап. Европа и Япония

Колумбия – Зап . Евр.

Прочие экспортеры – Канада, Казахстан, Польша, Китай, Россия (СНГ, Румыния, ФРГ, Словакия и пр. )

Прочие импортеры - Бразилия, среди импортеров внутри Европы выделяются Германия, Франция, Италия, Великобритания, Испания, Дания Бельгия и Нидерланды.

 

3. Майкл Юджен Портер

(род. 1947) — профессор кафедры делового администрирования Гарвардской бизнес-школы . Разработал теорию конкурентных преимуществ стран. Популяризировал понятие экономического кластера, показал, что конкурентоспособность компании, во многом, определяется конкурентоспособностью её экономического окружения, которая, в свою очередь, зависит от базовых условий (общего ресурса) и конкуренции внутри кластера. Портер разработал широко известную методику анализа конкурентоспособности, а также описал стадии роста конкурентоспособности национальной экономики (от стадии «первичных факторов», таких как дешёвый труд, до стадии конкуренции на основе инноваций и последней стадии — конкуренции на основе богатства).

 

Теория конкурентного преимущ-ва наций (1990-е гг.) -чем сильнее развита конкуренция на внутреннем рынке страны и выше требования покупателей, тем больше вероятность успеха компаний из этой страны на международных рынках (и, наоборот, ослабление конкуренции на национальном рынке приводит, как правило, к утрате конкурентных преимуществ).

 

4 фактора конкурентного преимущества – «ромб конкуретного преимущества» - корпроративная стратегия , структура и конкуренция, состояние факторов (знание, капитал, инфратруктура, челов. фактор), состояние спроса, существование сопуствующих и поддерживающих отраслей. + вмешательство правит-ва и роль случая.

Теория технологического разрыва - согласно теории цикла жизни продукта, происходит перенос отдельных отраслей из Центра на Периферию в интересах центра. Господство центра обусловлено контролем над технологическими нововведениями. И над интернациональным капиталом.

.

EADS

Европейский аэрокосмический и оборонный концерн (сокращённо EADS — European Aeronautic Defence and Space Company) (Euronext: EAD) — крупнейшая европейская корпорация аэрокосмической промышленности, образованная слиянием немецкой компании Daimler-Benz Aerospace AG, французской Aerospatiale-Matra и испанской CASA. EADS является единственным акционером (100 %) компании Airbus S.A.S., занимающейся производством пассажирских, грузовых и военно-транспортных самолётов.

Также концерну принадлежит:

§ 100 % компании Eurocopter (вертолёты),

§ 100 % EADS Astrium (спутники),

§ 50 % ATR (турбовинтовые самолёты),

§ 47 % Dassault (истребители),

§ 40 % MBDA (ракеты).

 

Порто да Мадейра

- крупнейший порт в Бразилии или оффшорная зона на Мадейре.

 

6. Конус спроса А. Леша

– геометрическая модель, которая позволяющая оценить количественно реальный спрос на продукцию конкретного предприятия с учетом реальной конкуренции. Объем спроса принято изображать в форме конуса, круговое основание которого и есть элементарная рыночная зона. Чем дальше от центра круга — места производства, — тем выше цена и ниже спрос. В определенной точке цены одного и того же товара двух соседних производителей становятся одинаковыми; тут и проходит граница рыночных зон.

 

Первый паровоз

Ричард Тревитик, 1803 г., (1804 г. - патент), близ города Мертир-Тидвил (Уэльс, Великобритания)

 

 

Билет 3

1. Принципы размещения промышленного производства

– это исходные научные положения, которыми руководствуется государство/ТНК при осуществлении своей экономической политики.

a. Приближение к источникам сырья, топлива, энергии и к районам потребления продукции;

b. Первоочередное и комплексное использование наиболее эффективных видов природных ресурсов;

c. Эффективное размещение производительных сил на территории страны;

d. Реализация преимуществ и экономических выгод международного разделения труда в развитии и размещении производительных сил;

 

2. Изменения в структуре мировой энергетики в индустриальную и постиндустриальную эпохи

В индустриальную эпоху к традиционному источнику энергии – углю добавляются: с 1930-х годов нефть и газ, с середины 50-х атомная энергия (первая АЭС – Обнинская 1954 год). Максимальное значение нефти как главного источника энергии пришлось на первую половину 70-х годов, тогда с ее помощью вырабатывалось около 42% энергии. Атомная энергетика, в отличие от нефтяной, развивается в ограниченном количестве стран, поэтому не играет столь важной роли в структуре энергопотребления мира (около 6%).

Развитие альтернативной энергетики началось в 70-80-х годах XX века в Европе. Однако при существующем уровне развития технологий доля всех источников альтернативной энергии не может превысить 20-25% общей выработки (т.к. нужна компенсация когда нет ветра например). Этой доли достигли некоторые европейские страны – Дания, Португалия. Гидроэнергия не относится к альтернативным источникам (alternative), но относится к возобновимым (renewable).

 

Джон Фридман

 – американский географ, урбанист австрийского происхождения. Известен как один из основателей (вместе с Торстеном Хагерстрандом и Иммануилом Валлерстайном) центр-переферийной парадигмы в географии. Рассматривал ее в контексте городов и агломераций.

 

Ниссан

– японский автопроизводитель, штаб-квартира в Йокогаме. Альянск Рено-Ниссан занимает 4е место в мире. В 2008 году Ниссан произвел 3,9 млн автомобилей (6е место в мире) подавляющее большинство из них легковые.

 

Куру

– Гвианский космический центр. Космодром использующийся Францией и Еврпоейским Союзом для космических запусков. В настоящее время основные площадки принадлежат Европейскому космическому агенству. В 2007 году начато строительство площадок для пуска российских «Союз-2».

Жизненный цикл продукта»

или изделия (ЖЦИ) - совокупность процессов, выполняемых от момента выявления потребностей общества в определенной продукции до момента удовлетворения этих потребностей и утилизации продукта (Маркетинговые исследования, проектирование продукта, производство или обслуживание, проверка, упаковка и хранение, продажа и распределение, монтаж и наладка, техническая поддержка и обслуживание, эксплуатация по назначению, послепродажная деятельность, утилизация и(или) переработка).

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 226.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...