Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Лидеры по добыче, запасам и потреблению угля всех марок.Стр 1 из 28Следующая ⇒
Билет 1 Факторы размещения производства. Рабочая сила Рабочая сила является одним из важнейших общественных факторов размещения промышленности. Основными параметрами трудового фактора являются его наличие, его квалификация, стоимость, производительность труда, а также гендерный и конфессиональный состав. При прочих равных условиях фирмы предпочитают размещать производство в районах и странах с более дешевой рабочей силой. Это особенно характерно для трудоёмких отраслей и производств, выпускающих массовую стандартизированную продукцию на основе технологически сильно расчленённых производственных процессов. Новейшие наукоёмкие производства, выпускающие сложную и часто сменяемую продукцию, базирующиеся на использовании особо сложной техники, ориентируются, главным образом, на квалифицированную рабочую силу.
Автомобильная промышленность мира. Ведущие фирмы и география их деятельности Автомобилестроение зародилось в Германии в 1886 г. Первый автомобиль создал Карл Бенц. Массовое производство автомобилей началось в 1903 г. (Генри Форд). Автомобильная промышленность положила начало фордизму. В настоящее время производство автомобилей составляет около 70 млн. штук в год (1,5 трлн. долл.). 25 – 30 млн. человек в мире напрямую связано с автомобилестроением. На данную отрасль промышленности приходится 12% всего международного товарооборота. Автомобилестроение – лидирующая отрасль промышленного производства по экспортности (75%). Кроме того, это единственная отрасль, в которой рынок превосходит объём производства. Страны-лидеры по производству автомобилей (2009 г.)
На 10 ведущих фирм приходится около 2/3 всего мирового производства автомобилей. В автомобильной промышленности существует тенденция к слиянию и поглощению фирм. Крупнейшие автомобильные компании (2008 г.)
На азиатские фирмы приходится около половины всего выпуска автомобилей в мире (большая часть из них – китайские). Из 50 крупнейших автомобильных компаний мира 17 – китайские. В мире выделяется 3 основных ареала автомобилестроения: - азиатский (43%) - ЕС (26%) в т.ч. Западная Европа (22%), ЦВЕ (4%) - Северная Америка (15%) География деятельности крупнейших компаний: «Тойота» имеет заводы в Австралии, Индии, Шри-Ланке, Канаде, Индонезии, Польше, ЮАР, Турции, Колумбии, Великобритании, США, Франции, Бразилии, Португалии, Аргентине, Чехии, Мексике, Малайзии, Таиланде, Пакистане, Египте, Китае, Вьетнаме, Венесуэле, Филиппинах, России. Большая часть продаж компании приходится на Северную Америку. GM принадлежат марки Buick, Cadillac, Chevrolet, GMC, Holden (Австралия), Opel (Германия), Vauxhall (Великобритания). Кроме того GM тесно сотрудничает с рядом компаний, разделяя рынки сбыта и производя совместную разработку автомобилей и двигателей: Fiat, Alfa Romeo, Lancia, Ferrari, Maserati, Subaru, Isuzu, Suzuki. Компания Volkswagen Group владеет 48 автомобилестроительными предприятиями в 15 странах Европы и шести странах в Америке, Азии и Африке. Ей принадлежат следующие компании: Audi AG, Automobili Lamborghini, Bentley Motors, Bugatti Automobiles, Scania, SEAT, Skoda Auto. Компания «Форд» разделена на три структуры по географическому признаку: Ford North America, Ford Asia Pasific и Ford of Europe. Предприятия Ford (на 2010 год — всего 80) расположены в США, РФ, Канаде, Мексике, Германии, Бразилии, Аргентине, Испании, Китае и прочих странах. Honda имеет множество сборочных заводов по всему миру (в Китае, США, Пакистане, Канаде, Великобритании, Японии, Бельгии, Бразилии, Новой Зеландии, Индонезии, Индии, Таиланде, Турции и Перу).
Николай Николаевич Баранский (1881 – 1963 гг.) – крупнейший советский географ, основатель отечественной научной географической школы XX столетия: теория и практика экономической географии, учения о районах и городах, экономико-географическое положение, территориальное разделение труда, страноведение, экономическая картография.
Пратт энд Уитни американский производитель газотурбинных авиационных двигателей. В настоящий момент Pratt & Whitney является частью корпорации United Technologies. Pratt & Whitney входит в «большую тройку» производителей газотурбинных двигателей вместе с Rolls-Royce и General Electric. Помимо авиадвигателей, Pratt & Whitney производит газотурбинные установки для электростанций, двигатели для локомотивов, ракетные двигатели.
Таншань крупнейший в мире центр выпалки стали (40 млн. т. стали в год)
Критерий оптимальности размещения по Лёшу Август Леш разработал в 1943 г. пространственную теорию рынков сбыта товаров («конус спроса»), позволяющую определить оптимальные границы экономических районов. Критерий оптимальности – получение максимальной экономической прибыли.
Первая паровая машина Джеймс Уатт, в 1784 г, Англия Билет 2 Факторы размещения производства. Рынок сбыта Большое значение рынка сбыта для размещения промышленности отмечается в работах А. Леша, А. Вебера, Лаундхарта и пр.. Важно учитывать объем рыка сбыта, потребительские предпочтения, связанные со спецификой населения и пр. . Особенное значение рынок сбыта оказывает на размещение предприятий текстильной (главным образом, готовые изделия – обувь, одежда) и пищевой промышленности. Ориентация на предпочтения потребителя важна и для производителей электротехники, автомобилей.
География угольной промышленности мира. Страны – лидеры. Внешняя торговля углем У́гольная промы́шленность — Включает добычу (обогащение) и переработку (брикетирование) бурого и каменного угля. Спрос и цены на продукцию более устойчивы по сравнению с нефтедобывающей промышленностью. Потребители – энергетика и металлургия. За вторую пол. 20 века добыч угля возросла почти в 3 раза (сейчас добывается около 5 млрд т ).
Доля угля в структуре топливно-энергетического баланса: 1940 г. – 75% (первое место) 1950 г. – 60% 1960 г. – 51% 1970 г. – 42% (на первое место вышла нефть) 1980 г. – 43 % 1990 г. – 29 % 2010 г. – 27 %
«Угольные» страны (велика доля угля в структуре ТЭБ): Китай, ЮАР, Индия, Казахстан, Польша
Особенности географии ресурсов: Северная Америка – 30% (США – 29%) бывш. СССР – 28% (Россия – 19%, Казахстан, Украина) Дальний Восток – 22% (Китай, Индия) Австралия – 9% ЮАР – 4%
Лидеры по добыче, запасам и потреблению угля всех марок.
Районы добычи: Китай – к северу от Пекина , юго-вост и с-в часть страны (преобладает добыча каменного угля), США – Аппалачский, Иллинойский бас., Бас. Скалистых гор. Индия - сев-вост. Район и в районе устья Ганга, Австралия – восточное побережье (каменноугольные бассейны у Ньюкасла и Блаффа), Канада – Саскачеванский бас., Россия – Канско-Ачинский, Кузбасс, Тунгусский, Ленский бас-ны и др.. Австралия, сменив в к. 1980-х гг США, стала главным экспортером угля.
Главные торговые потоки: Австралия – Япония, р. Корея, Тайвань, Зап. Европа США – З. Европа США- Япония ЮАР- Зап. Европа и Япония Колумбия – Зап . Евр. Прочие экспортеры – Канада, Казахстан, Польша, Китай, Россия (СНГ, Румыния, ФРГ, Словакия и пр. ) Прочие импортеры - Бразилия, среди импортеров внутри Европы выделяются Германия, Франция, Италия, Великобритания, Испания, Дания Бельгия и Нидерланды.
3. Майкл Юджен Портер (род. 1947) — профессор кафедры делового администрирования Гарвардской бизнес-школы . Разработал теорию конкурентных преимуществ стран. Популяризировал понятие экономического кластера, показал, что конкурентоспособность компании, во многом, определяется конкурентоспособностью её экономического окружения, которая, в свою очередь, зависит от базовых условий (общего ресурса) и конкуренции внутри кластера. Портер разработал широко известную методику анализа конкурентоспособности, а также описал стадии роста конкурентоспособности национальной экономики (от стадии «первичных факторов», таких как дешёвый труд, до стадии конкуренции на основе инноваций и последней стадии — конкуренции на основе богатства).
Теория конкурентного преимущ-ва наций (1990-е гг.) -чем сильнее развита конкуренция на внутреннем рынке страны и выше требования покупателей, тем больше вероятность успеха компаний из этой страны на международных рынках (и, наоборот, ослабление конкуренции на национальном рынке приводит, как правило, к утрате конкурентных преимуществ).
4 фактора конкурентного преимущества – «ромб конкуретного преимущества» - корпроративная стратегия , структура и конкуренция, состояние факторов (знание, капитал, инфратруктура, челов. фактор), состояние спроса, существование сопуствующих и поддерживающих отраслей. + вмешательство правит-ва и роль случая. Теория технологического разрыва - согласно теории цикла жизни продукта, происходит перенос отдельных отраслей из Центра на Периферию в интересах центра. Господство центра обусловлено контролем над технологическими нововведениями. И над интернациональным капиталом. . EADS Европейский аэрокосмический и оборонный концерн (сокращённо EADS — European Aeronautic Defence and Space Company) (Euronext: EAD) — крупнейшая европейская корпорация аэрокосмической промышленности, образованная слиянием немецкой компании Daimler-Benz Aerospace AG, французской Aerospatiale-Matra и испанской CASA. EADS является единственным акционером (100 %) компании Airbus S.A.S., занимающейся производством пассажирских, грузовых и военно-транспортных самолётов. Также концерну принадлежит: § 100 % компании Eurocopter (вертолёты), § 100 % EADS Astrium (спутники), § 50 % ATR (турбовинтовые самолёты), § 47 % Dassault (истребители), § 40 % MBDA (ракеты).
Порто да Мадейра - крупнейший порт в Бразилии или оффшорная зона на Мадейре.
6. Конус спроса А. Леша – геометрическая модель, которая позволяющая оценить количественно реальный спрос на продукцию конкретного предприятия с учетом реальной конкуренции. Объем спроса принято изображать в форме конуса, круговое основание которого и есть элементарная рыночная зона. Чем дальше от центра круга — места производства, — тем выше цена и ниже спрос. В определенной точке цены одного и того же товара двух соседних производителей становятся одинаковыми; тут и проходит граница рыночных зон.
Первый паровоз Ричард Тревитик, 1803 г., (1804 г. - патент), близ города Мертир-Тидвил (Уэльс, Великобритания)
Билет 3 1. Принципы размещения промышленного производства – это исходные научные положения, которыми руководствуется государство/ТНК при осуществлении своей экономической политики. a. Приближение к источникам сырья, топлива, энергии и к районам потребления продукции; b. Первоочередное и комплексное использование наиболее эффективных видов природных ресурсов; c. Эффективное размещение производительных сил на территории страны; d. Реализация преимуществ и экономических выгод международного разделения труда в развитии и размещении производительных сил;
2. Изменения в структуре мировой энергетики в индустриальную и постиндустриальную эпохи В индустриальную эпоху к традиционному источнику энергии – углю добавляются: с 1930-х годов нефть и газ, с середины 50-х атомная энергия (первая АЭС – Обнинская 1954 год). Максимальное значение нефти как главного источника энергии пришлось на первую половину 70-х годов, тогда с ее помощью вырабатывалось около 42% энергии. Атомная энергетика, в отличие от нефтяной, развивается в ограниченном количестве стран, поэтому не играет столь важной роли в структуре энергопотребления мира (около 6%). Развитие альтернативной энергетики началось в 70-80-х годах XX века в Европе. Однако при существующем уровне развития технологий доля всех источников альтернативной энергии не может превысить 20-25% общей выработки (т.к. нужна компенсация когда нет ветра например). Этой доли достигли некоторые европейские страны – Дания, Португалия. Гидроэнергия не относится к альтернативным источникам (alternative), но относится к возобновимым (renewable).
Джон Фридман – американский географ, урбанист австрийского происхождения. Известен как один из основателей (вместе с Торстеном Хагерстрандом и Иммануилом Валлерстайном) центр-переферийной парадигмы в географии. Рассматривал ее в контексте городов и агломераций.
Ниссан – японский автопроизводитель, штаб-квартира в Йокогаме. Альянск Рено-Ниссан занимает 4е место в мире. В 2008 году Ниссан произвел 3,9 млн автомобилей (6е место в мире) подавляющее большинство из них легковые.
Куру – Гвианский космический центр. Космодром использующийся Францией и Еврпоейским Союзом для космических запусков. В настоящее время основные площадки принадлежат Европейскому космическому агенству. В 2007 году начато строительство площадок для пуска российских «Союз-2». Жизненный цикл продукта» или изделия (ЖЦИ) - совокупность процессов, выполняемых от момента выявления потребностей общества в определенной продукции до момента удовлетворения этих потребностей и утилизации продукта (Маркетинговые исследования, проектирование продукта, производство или обслуживание, проверка, упаковка и хранение, продажа и распределение, монтаж и наладка, техническая поддержка и обслуживание, эксплуатация по назначению, послепродажная деятельность, утилизация и(или) переработка).
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 260. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |