Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Первая в мире электростанция общественного пользования




построена Годалминге (50 км от Лондона) компанией Сименс.

 

 

Билет 4

Роль ЭГП и транспортного фактора в размещении промышленности

ЭГП как фактор размещения:

•Формирование – Баранский, Саушкин, Маергойз (отечественные)

•ЭГП = отношение города/района/страны ко внележащим данностям, имеющим экономическое значение. Категория изменяется во времени. Довольно тесно связано с ФГП

•Интегральное ЭГП:

•Центральное положение. Приносит выгоды (Центральная Россия – историческое ядро Русского государства,Мадрид, Берлин, Прага)

•Периферийное (глубинное положение) – крупные районы стран (Аляска) и внутриконт.страны (Монголия)

•Соседское положение – благоприятный фактор при нормальных политических отношениях стран. По Маергойзу – соседство 1 и 2го порядка

•Приморское положение (Тир, Гибралтар, Греция). Приморская урбанизация. Уже в эпоху НТР (60-70-е) – сдвиг производительных сил к морю, т.к. возросло значение морских перевозок. В первую очередь это коснулось нижних этажей (нефтепереработка, ЦМ, ЧМ), занятых переработкой сырья, поступающего в порты. Сказался тренд и на отраслях верхних этажей, отправляющих по морю экспортную продукцию. Наиболее явно – зап. и средиземн.поб. Европы,Ю и ЮВ побережье Хонсю, В и Ю поб.США, В поб.Бразилии, Дальний Восток. Результат – складывание портово-промышленных комплексов. В нек.из них сдвигу к морю способствовало развитие шельфовой добычи нефти и газа, хотя это уже не приморская, а морская промышленность.

•Покомпонентные виды ЭГП - транспортно-географическое положение. Маергойз предлагал выделять энерго-,агрогеогр. Положение и тд.

Транспортный фактор размещения

•Писали Баранский, Колосовский, Саушкин, Маергойз, Никольский (отеч.)

•В индустриальную эпоху этот фактор влиял особенно сильно. Стремление уменьшить долю транспортных расходов в себестоимости проявлялось в политике приближения обр.пром. к источникам энергии, топлива, сырья и районам потребления. Особенно характерно для крупноплощадных стран.

•В эпоху НТР произошла транспортная революция. Итог – резкое удешевление грузо- и пассажироперевозок и изменение роли транспорта. При оценке влияния нужен дифференцированный подход, причем как в отраслевом, так и в региональном аспекте. В 1 случае – при перевозке готовых изделий трансп.издержки – ниже 1%, массовые топливно-сырьевые грузы – 25-30% и более. Во 2 случае – необходимо различать страны с большой территорией (транспорт – 1 из «узких мест») и небольшие страны.

•С учетом изменений в МРТ роль транспорта даже возросла в эпоху НТР

•Его развитие обеспечило большее территориальное рассредоточение пр-ва, избавив его от топливно-сырьевой ориентации. Оно же позволило преодолевать террит.разрыв между добычей и переработкой сырья и топлива, между районами пр-ва и потребления продукции, районами жительства и приложения труда людей

•Основная функция транспорта – преодоление этих разрывов, формирование транспортных мостов

•Развитие привело к освоению новых ресурсных районов (Канада, Аляска, Австралия, Бразилия, Россия). В 1 очередь – доб.отрасли, с/х

•Именно развитие транспорта позволило создавать крупные специализированные предприятия обр.пром., получающие детали и узлы от смежников, расположенных за тысячи километров и на такие же расстояния отправляющие свою готовую продукцию. Процесс – в основе мировой экономической интеграции

•Увеличение мобильности пром.пр-ва, возможность его миграции (в т.ч. - сдвиг к морю и формирование ППК)

•Рост подвижности населения (США – яркий пример)

•Бурное развитие рекреации и туризма

•Постиндустриальная эпоха – новое изменение роли транспорта. По Шлихтеру, сокращение спроса на ресурсо- и энергоемкую продукцию и приоритетное развитие высокотехнолог.отраслей привело к сокращению трансп. издержек до 5-10 % в зап.странах.

•Новые требования к скорости, надежности, безопасности доставки

•Новое развитие контейнерных мостов, транспортных коридоров, магистралей (разные виды транспорта- разные направления). Например, строится трансазиатская магистраль (примерно Великий Шелковый путь)

 

Высокотехнологичные» отрасли. Их роль в современной экономике. Ведущие страны

· Изначально – 50-е, в отношении атомной энергетики (впервые)

· Отнесение отрасли к числу высокотехнологичных условно: в эту группу включаются те отрасли, для которых характерны превышающие некоторый фиксированный уровень объема затрат на НИОКР по отношению к объему выпускаемой продукции, добавленной стоимости

· Самые наукоемкие отрасли (последняя стадия НТР)

· Получают большую часть венчурного капитала

·  Критерии относительны из-за возникающих инновационных волн. Последние формируют технологический уклад, источниками, которых выступают базисные инновации

· Как правило, относят аэрокосмическую промышленность (самолётостроение, ракетостроение, создание космических аппаратов), фармацевтическую и микробиологическую промышленность, генную инженерию, производство вычислительной техники и микроэлектроники, производство медицинских и оптических инструментов, программного обеспечения, беспроводные технологии, роботехнику, нанотехнологии и искусственный интеллект, экологически чистые технологии, энергосбережение и альтернативная энергетику, переработку отходов, атомную, солнечную, водородную энергетику, системы безопасности и биометрию, пр-во датчиков, детекторов, электронных анализаторов, систем скрытого наблюдения, навигационные технологии, оборонные технологии и технологии двойного назначения

· Среднегодовые темпы прироста отраслей (UNIDO)

Группа отраслей 1995 - 2000 2000 - 2005
Производство оргтехники, компьютеров 17,4% 8,6%
Производство оборудования для радио, телевидения и связи 29,0% 14,1%
Производство автомашин, грузовиков 3,6% 5,4%

 

· Генная инженерия – вспоминаем агрогео и Латинку. Mоnsanta – базируется В Сент-Луисе, Миссури, трансформация с помощью агробактерий, технология генной пушки. Кукуруза, RR-соя - США, BT-cotton - Китай, CIMMYT в Сьюдад-Обрегоне, Мексика. Институт риса на Филиппинах.

· Международные проекты (НАСА, ЦЕРН)

· Силиконовые технопарки по всему миру: Силиконовая долина, Силиконовый лес (Портленд), Силиконовая прерия (Остин), Дорога 128 (Бостон), Бангалор и парки Карнатаки, японские примеры

· Электронные компоненты – Intel – монополист пр-ва микрокомпьютеров, Нэк, Тошиба, Хитачи – интегральные схемы

· Ведущие страны – США, Япония, Сингапур, Франция, Швеция (самая инновационная экономика), Финляндия, Швейцария, Бразилия. В 2008 году на НИОКР в мире было потрачено $1,12 трлн. Первое место по объёму НИОКР занимают США ($382,6 млрд.), второе — Япония, однако Китай может опередить Японию в 2011 году

 

Николай Николаевич Колосовский

Понятийный аппарат советской районной школы был расширен Н. Н. Колосовским в 1940-50-х годах. Им, в частности, введены термины энерго-производственный цикл (совокупность производств, объединенных связями по сырью и энергии), территориально-производственный комплекс (совокупность производств, от размещения которых на одной площадке достигается дополнительный экономический эффект), разработана теория экономического районирования.

Дж.Моторс

крупнейшая американская автомобильная корпорация. Штаб-квартира находится в Детройте. По выпуску автомобилей (8,2 млн. в год) компания занимает 2-ое место в мире (после Тойоты). Компании принадлежат марки Buick, Cadillac, Chevrolet, GMC, Holden, Opel, Vauxhall). Моногород GM (его так и называют) – Флинт.

Рюссельсхайм

центр машиностроения в земле Гессен. Здесь базируется Опель (с 1898г.) и Hyundai-Kia European Technical Center

 

Центральные места»

В соответствии с ТЦМ (В.Кристаллер), существует оптимальная каркасно-сетевая структура населённых пунктов, которая обеспечивает доступ к объектам сферы услуг, максимально быстрое перемещение между городами и эффективное управление территорией. Система населённых пунктов обладает определённой иерархией, число уровней которой прямо пропорционально социально-экономическому развитию территории. С ростом уровня иерархии населённый пункт предоставляет всё больший набор услуг всё большему числу нижестоящих поселений.

Система центральных мест (т. н. «сетка Кристаллера») имеет форму пчелиных сот (смежных шестиугольных ячеек). Центры некоторых ячеек являются узлами шестиугольной решётки более высокого порядка, центры её ячеек — узлами решётки ещё более высокого порядка и т. д. вплоть до наивысшего уровня с единственным центром.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 206.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...