Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Первый автомобиль (кто, где, когда)




Первые известные чертежи автомобиля (с пружинным приводом) принадлежат Леонардо да Винчи. В 1885 году немецкий изобретатель Г. Даймлер, а в 1886 году его соотечественник К. Бенц изготовили и запатентовали первые самодвижущиеся экипажи с бензиновыми двигателями. В 1895 году К. Бенц изготовил первый автобус с ДВС. В 1896 году Г. Даймлер изготовил первое такси и грузовик.

Билет 5

1. Концепция факторов и условий размещения (по А. Горкину и Л. Смирнягину)

Согласно этой концепции, факторы размещения – это свойства производства, которые определяют набор необходимых или желательных свойств среды, а условия размещения – это и есть эти характеристики, изменяющиеся от места к месту и во времени.

Факторы размещения – свойства данного производства, которые определяют необходимость его экономической близости к условиям производства.

Ограниченность набора факторов размещения:


• Затраты на сырье и материалы (материальный фактор)
• Затраты на топливо и энергию (Топливно-энергетический)
• Рабочую силу (трудовой)
• Основные фонды (фактор капиталовложений)
• Налоговый фактор (различные формы региональной политики – стимулирование слаборазвитых районов или размещение производства путем введения наоргов, дотаций и тп)
• транспорт


Эти факторы есть у всех производств, меняются только их структура и абсолютная величина
А условия размещения – это характеристики свойств среды относительно степени благоприятствования изучаемому производству.

(Например, для выплавки стали в доменных печах необходимы благоприятные условия транспортировки сырья (не слишком дорогая и в достаточных объемах в сравнительно небольшие сроки) – ведь нужна руда и уголь, привезенные в одно место. В этом примере фактор – это необходимость такого сочетания сырья и наличия именно ж/д транспорта (т.к. ни самолетами, ни машинами не навозишься – невыгодно или же просто невозможно), а условия среды – это наличие подходящей ж/д и расположение месторождений сырья.

Условия размещения могут меняться (строительство новой ж/д ветки, дающей доступ к месторождению сырья или рынку сбыта).

Факторы для одного и того же производства могут меняться
• в пространстве (открытие нового месторождения сырья)
• во времени, в результате:

научно-технического прогресса => появления новых технологий (бездоменная выплавка стали на примере Оскольского электрометаллургического комбината, когда решающим фактором становится энергия для электродуговых печей, а в качестве сырья используется более удобная для транспортировки пульпа, доставляемая по пульпопроводу из Лебедянского ГОК),


социально-экономического развития (например, появление в данном месте более квалифицированной рабочей силы)
изменения экологической ситуации (истощение запаса прочности среды и опасность ее необратимого разрушения)
пространственного эволюционирования системы расселения (развитие или разрастание города, необходимость вынесения производств за его пределы или отнесения подальше от городской черты) и т.д.

 

Первые работы посвященные факторам размещения производства, появляются в последней четверти XIX в. (Шеффле, Лаунгардт, Лориа), когда в результате коренных изменений в транспортных средствах; сдвигах в структуре топливно-энергетической базы, возрастания подвижности рабочей силы и других факторов промышленность стала решительно освобождаться от рамок местных границ, что, прежде всего, выражалось в расширении экономической возможности выбора разных вариантов размещения и росте их числа.

Условия размещения – необходимые для данного производства, изменяющиеся от места к месту свойства элементов среды, выраженные через их экономическую оценку.
Условия крайне многообразны (социальные, политические, культурные, демографические, экономические и т.д).
Примеры:
• физическое наличие людей
• половозрастная структура
• квалификация + возможность ее повышения
• уровень доходов и тп
• наличие социальной инфраструктуры (поликлиники, школы)
• уровень профессиональной организованности (профсоюзы)
• наличие научной базы (НИОКР, университеты)
• конфессиональный фактор
• политический фактор

 

Тяготение промышленности к агломерациям сводится к стремлению получить выгоду по одному или нескольким факторам благодаря наличию в агломерациях особо благоприятных условий производства (развитая инфраструктура, контакты с наукой, связи с клиентурой и тд). Выгоды от размещения в крупной агломерации проявляются в форме экономии на рабочей силе (большой рынок труда, меньше затрат на жилищно-бытовое и культурное обслуживание), сырье (возможность кооперации с ближайшими соседями), рынке (преимущество использование крупного транспортного узла, большие размеры рынка, лучшая информация о конъюнктуре).

























Роль обрабатывающей промышленности в современной экономике

Данный вопрос связан с формированием общества развитого потребления.

Потребление, основанное на удовлетворении первичных потребностей, имеет пределы. Все более интенсивное и длительное потребление времени и пространства (физического, экономического, информационного) человеком, продолжительность жизни которого возрастает, и который в процессе потребления создает новые сферы деятельности.

В постиндустриальной экономике главное место занимает промышленность, производящая продукцию, которая способствует сжатию пространства и времени благодаря применению информационных технологий. Она также способствует удовлетворению возрастающей потребности общества в информации, продлению человеческой жизни, сохранению здоровья, защите окружающей среды и биоты.

Транспортное машиностроение, электронная промышленность, включая медицинское и экологическое приборостроение, фармацевтика, полиграфическая, прочие (мед. инструменты, спортивное оборудование и инвентарь, товары для творчества.

 

3. Исаак Моисеевич Маергойз

— экономико-географ, страновед. Вместе с основоположником отечественного страноведения - Витвером Иваном Александровичем был создателем кафедры экономической географии капиталистических стран.

На протяжении всей своей научной деятельности И.М. Маергойз занимался проблемой использования картографических методов в экономической географии, изучением географии городов мира, внешней торговлей. Разработал концепцию промышленных районов зарубежных стран. Внес большой вклад в формирование учения об экономико-географическом положении.

 

НАСА

 – национальное управление США по аэронавтике и исследованию космического пространства. Расположено в г. Вашингтон. Агентство, принадлежит федеральному правительству США и подчиняется непосредственно вице-президенту США. Ответствечает за гражданскую космическую программу страны. Год основания 1958.

 

Турин

(Пьемонт) – один из крупнейших промышленных центров Италии. Центр автомобилестроения («Фиат»). Ядро всего комплекса — автомобильные заводы, дающие 80 % всего итальянского выпуска автомобилей. FIAT принадлежат также металлургические, авиационные, вагоностроительные, тракторные заводы, производство судовых двигателей и др. Вторым мощным индустриальным комплексом в Турине являются предприятия фирмы RIV (выпуск шарикоподшипников и станков для их изготовления). Кроме того, в Турине имеются многочисленные машиностроительные заводы других фирм, предприятия резиновой, кабельной, химической (серная кислота, красители, химическое волокно и др.), фармацевтической промышленности.

Длинные волны»

- теория циклов, разработанная Штумпетером и Кондратьевым. 50-60-летние циклы внедрения крупных промышленных нововведений, в ходе которых меняются ключевые отрасли, соотношения факторов размещения, появляются специфические районы концентрации новейших производств. ДЛИННЫЕ ВОЛНЫ КОНДРАТЬЕВА - долговременные тенденции циклического развития экономики, включающие понижательную и повышательную фазы. Длинные волны называют еще «большими циклами Кондратьева»

“длинные волны”возникают в результате нарастания общеэкономических противоречий национальной экономики. Отклонение от оптимальной структуры экономики. Колебания отражаются на экономической структуре общества. Материальная основа – изменения в технологиях. Методы регулирования – развитие международного сотрудничества, кооперации труда.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 199.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...