Студопедия
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Анализ стратегической позиции на рынке.
Для анализа стратегической позиции на рынке используется модель Shell/DPM - многофакторная модель анализа стратегических позиций конкретных бизнесов.
Горизонтальная ось – многофакторная оценка конкурентного статуса конкретного бизнеса.
Вертикальная ось – интегральное многофакторное измерение привлекательности отрасли.
Перспективы отрасли бизнеса
Лидер вида бизнеса
| Стратегия усиления конкурентных преимуществ
| Удвоить объем производства или свернуть бизнес
| Стратегия роста
| Продолжать бизнес с особой осторожностью
| Продолжать бизнес с осторожностью или частично свертывать бизнес
| Стратегия генератора денежной наличности
| Стратегия частичного свертывания
| Стратегия свертывания бизнеса
| Конкурентоспособность бизнеса 0
Матрица Shell/DPM Рис. 4.
Для анализа необходимо определить, к какой части данной матрицы относиться конкретный бизнес и почему? Описать, используя переменные из таб.9.
Переменные для стратегического анализа.
Таблица 9.
Переменные, характеризующие конкурентоспособность предприятия (ось Х)
| Переменные, характеризующие привлекательность отрасли (ось Y)
| Относительная доля рынка
| Темпы роста отрасли
| Охват дистрибьюторской сети
| Относительная отраслевая норма прибыли
| Эффективность дистрибьюторской сети
| Цена покупателя
| Технологические навыки
| Приверженность покупателя торговой марке
| Ширина и глубина товарной серии
| Значимость конкурентного преимущества
| Оборудование и месторасположение
| Относительная стабильность отраслевой нормы прибыли
| Эффективность производства
| Технологические барьеры для входа в отрасль
| Кривая опыта
| Значение договорной дисциплины в отрасли
| Производственные запасы
| Влияние государства в отрасли
| Качество продукции
| Влияние поставщиков в отрасли
| Научно-исследовательский потенциал
| Уровень использования отраслевых мощностей
| Экономия масштаба производства
| Заменяемость продукта
| Послепродажное обслуживание
| Имидж отрасли в обществе.
|
Какие можно предложить варианты развития стратегии?
Каковы отличия нашего положения с основными конкурентами?
Оформите данную таблицу в виде двух таблиц с ответами на вопросы для Вашей фирмы.
На основании определенного места в матрице сделать вывод, учитывая данные таблицы 10 и информацию о Вашем предприятии.
Справочные данные о возможной стратегии
Таблица 10.
Позиция в матрице
| Возможные стратегии
| Лидер бизнеса Отрасль привлекательна и предприятие имеет в ней сильные позиции, являясь лидером; потенциальный рынок велик, темпы роста рынка - высокие; слабых сторон предприятия, а также явных угроз со стороны конкурентов не отмечается.
| продолжать инвестирование в бизнес, пока отрасль продолжает расти, для того, чтобы защитить свои ведущие позиции; потребуются большие капиталовложения (больше, чем может быть обеспечено за счет собственных активов); продолжать инвестировать, поступаясь сиюминутной выгодой во имя будущих прибылей
| Стратегия ростаОтрасль умеренно привлекательна, но предприятие занимает в ней сильные позиции. Такое предприятие является одним из лидеров, находящемся в зрелом возрасте жизненного цикла данного бизнеса. Рынок является умеренно растущим или стабильный с хорошей нормой прибыли и без присутствия на нем какого-либо другого сильного конкурента
| стараться сохранить занимаемые позиции; позиция может обеспечивать необходимые финансовые средства для самофинансирования и давать также дополнительные деньги, которые можно инвестировать в другие перспективные области бизнеса
| Стратегии генератора денежной наличностиПредприятие занимает достаточно сильные позиции в непривлекательной отрасли. Оно, если не лидер, то один из лидеров здесь. Рынок является стабильным, но сокращающимся, а норма прибыли в отрасли - снижающейся. Существует определенная угроза и со стороны конкурентов, хотя продуктивность предприятия высока, а издержки низки
| Бизнес, попадающий в эту клетку, является основным источником дохода предприятия. Поскольку никакого развития данного бизнеса в будущем не потребуется, то стратегия состоит в том, чтобы делать незначительные инвестиции, извлекая максимальный доход.
| Стратегия усиления конкурентных преимуществПредприятие занимает среднее положение в привлекательной отрасли. Поскольку доля рынка, качество продукции, а также репутация предприятия достаточно высоки (почти такие же как и у отраслевого лидера), то предприятие может превратиться в лидера, если разместит свои ресурсы надлежащим образом. Перед тем, как нести какие-либо издержки в данном случае необходимо тщательно проанализировать зависимость экономического эффекта от капиталовложений в данной отрасли
| Инвестировать, если бизнес-область стоит того, делая при этом необходимый детальный анализ инвестиций; чтобы переместиться в позицию лидера, потребуются большие инвестиции; бизнес-область рассматривается как весьма подходящая для инвестирования, если она может обеспечить усиление конкурентных преимуществ. Необходимые инвестиции будут больше, чем ожидаемый доход, и поэтому могут потребоваться дополнительные капиталовложения для дальнейшей борьбы за свою долю рынка
| Таблица 10 (продолжение).
Позиция в матрице
| Возможные стратегии
| Продолжать бизнес с осторожностьюПредприятие занимает средние позиции в отрасли со средней привлекательностью. Никаких особых сильных сторон или возможностей дополнительного развития у предприятия не существует; рынок растет медленно; медленно снижается среднеотраслевая норма прибыли
| инвестируйте осторожно и небольшими порциями, будучи уверенным, что отдача будет скорой и постоянно проводите тщательный анализ своего экономического положения.
| Стратегии частичного свертывания Предприятие занимает средние позиции в непривлекательной отрасли. Никаких особо сильных сторон и фактически никаких возможностей к развитию у предприятия нет; рынок непривлекателен (низкая норма прибыли, потенциальные излишки производственных мощностей, высокая плотность капитала в отрасли)
| поскольку маловероятно, что, попадая в эту позицию, предприятие будет продолжать зарабатывать существенный доход, постольку предлагаемой стратегией не развивать данный вид бизнеса, а постараться превратить физические активы и положение на рынке в денежную массу, а затем использовать собственные ресурсы для освоения более перспективного бизнеса.
| Удвоить объём производства или свернуть бизнес Предприятие занимает слабые позиции в привлекательной отрасли.
| инвестировать или покинуть данный бизнес. Поскольку попытка улучшить конкурентные позиции такого предприятия посредством атаки по широкому фронту потребовала бы очень больших и рискованных инвестиций, постольку она может быть предпринята только после детального анализа. Если устанавливается, что предприятие способно бороться за лидирующие позиции в отрасли, тогда стратегическая линия “удвоение”. В противном случае, стратегическим решение должно быть решение оставить данный бизнес.
| Продолжать бизнес с осторожностью или частично свёртывать производство Предприятие занимает слабые позиции в умеренно привлекательной отрасли.
| никаких инвестиций; всё управление должно быть сориентировано на баланс потока денежной наличности; стараться удерживаться в данной позиции до тех пор, пока она приносит прибыль; постепенно сворачивать бизнес
| Стратегия свертывания бизнеса Предприятие занимает слабые позиции в непривлекательной отрасли
| поскольку компания, попадающая в эту клетку, в целом теряет деньги, необходимо сделать все усилия, чтобы избавиться от такого бизнеса, и чем скорее, тем лучше.
|
Заключение
|