Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Христианство между славянскими народами




В IX веке христианство начало проникать и к славянским племенам, занимавшим до этого времени почти всю восточную половину Европы. Замечательно, что все славянские племена приняли христианство Восточного обряда, хотя некоторые впоследствии отпали в латинство под влиянием западных католических государств. И лишь к обитателям Прибалтики христианство было занесено германскими миссионерами.

Апостолами славян были св. Кирилл и Мефодий, родом из Солуни в Македонии, где было много поселенцев-славян. Отец их был помощником главного военного начальника Македонии.

Кирилл (род. 827 г.), в мире Константин, был младшим. С детства проявлял удивительные способности и получил прекрасное образование при царском дворе, где пользовался уроками знаменитого Фотия. Получив звание философа, он некоторое время был преподавателем философии, но после ушел в монастырь на г.Олимп (Афон) к брату Мефодию, который, оставив военную карьеру, подвизался в монастыре. Здесь у свв. братьев созрела мысль о миссионерской деятельности между славянами. Около 855 года они, изобретя славянскую азбуку, начали перевод Свящ. Писания и богослужебных книг на славянский язык.

В 858 г. император Михаил III отправил свв. братьев в Крым к хазарам, которые просили книжного мужа для борьбы с магометанскими и иудейскими влияниями. Здесь в Корсуне они обрели мощи св. Климента Римского. Близкие сношения с славянами еще более укрепили свв. братьев в решимости заняться обращением славян в христианство.

После успешной своей миссии свв. братья возвратились и опять принялись за свой перевод. Промысел Божий скоро судил им идти с проповедью христианства к славянским племенам.

Христианство в Болгарии

Некоторые славянские племена издавна поселились во Фракии и Македонии. В VII в. фракийские славяне были покорены болгарами, кочевым приволжским племенем, которое, смешавшись с побежденными, приняли славянский язык и образовали там свое государство. Во второй половине IX в. Болгария знакомится с христианством. Сестра болгарского князя Бориса, бывшая в качестве заложницы в Константинополе и принявшая там христианскую веру, начала склонять к принятию христианстве своего брата. В 864 г. Борис крестился. Опасаясь, однако, попасть в политическую зависимость от Греции, вместе с религиозной, Борис начал сношения с папой, который в 865 г. прислал в Болгарию своих миссионеров, начавших изгонять греческих священников. Но в 870 г. при греческом императоре Василии Македонянине болгары опять стали принимать греческое духовенство.

С достоверностью не известно, принимали ли свв. братья в крещении болгар личное участие, но несомненно то, что вскоре после крещения болгары воспользовались их переводами священных и богослужебных книг.

Христианство в Моравии и в Паннонии

Начало распространяться в половине того же IX в. По просьбе моравского князя Ростислава в 863 г. в Моравию и Паннонию были посланы свв. Кирилл и Мефодий. Свв. братья остановились в г.Велеграде. Благодаря знанию славянского языка, а также подготовленному переводу Св. Писания на славянский язык, они имели среди моравов большой успех. Но на них подали жалобу папе Николаю I бывшие там немецкие миссионеры, распространявшие там латинство. Папа Николай I потребовал свв. братьев в Рим. Но во время их путешествия в Рим Николай I умер, а его преемник Адриан II принял их дружелюбно и одобрил их перевод.

Здесь в Риме в 869 г. Кирилл 42-х лет умер, а Мефодий возвратился в Моравию. Ввиду междоусобной борьбы князя Ростислава со Святополком, которого поддерживали немцы, Мефодий остановился в Паннонии у князя Коцеля, по просьбе которого папа возвел Мефодия в сан архиепископа Паннонского и Моравского.

Мефодий продолжал свои труды по переводу богослужебных книг на славянский язык. Но немецкие епископы стали обвинять св. Мефодия перед папой в “еретичестве”. Св. проповедник при этом был заключен в тюрьму, в которой томился три года до победы Святополка над немцами в 874 г.

После этого Мефодий опять поселился в Моравии, где умер в 885 г., назначив своим преемником Горазда.

Немецкое духовенство не давало св. просветителю покоя до самой смерти. Еще перед его смертью явился в Моравию бискуп Викинг, немец, который изгнал впоследствии Горазда и всех учеников Мефодия из Моравии.

Ученики Мефодия удалились в Болгарию, а в Моравии опять утвердилось латинство. В 908 г. Моравия была разделена между богемами и венграми.

Христианство в Богемии (Чехии)

В соседнее государство с Моравией — Богемию христианство начало проникать еще при жизни св. Мефодия. В 880 г. чешский князь Боривой принял христианство вместе со своей женой Людмилой и многими подданными от Мефодия при дворе Святополка.

Язычество, однако, было еще сильно в стране. Около половины Х в. Болеслав Жесткий начал гонение на христиан. Несколько после германский Император Оттон I способствовал распространению христианства в Богемии, но уже западного обряда.

В 975 г. богемский князь Болеслав Благочестивый основал епископию в Праге, с подчинением ее латинскому архиепископу в Майнце.

Христианство в Польше

В Польше первоначально христианство распространялось по восточному обряду. Вначале с христианством знакомили поляков беженцы из Моравии (когда последняя распалась).

В 966 г. польский князь Мечислав женился на сестре богемского князя Домбровке и принял христианство восточного обряда. По смерти Домбровки Мечислав женился на принцессе из саксонского дома, немке Оде. Это повело к усилению влияния латинского духовенства и искоренению восточного обряда в Польше. Закрепилось латинство в Польше в половине XI в. при Казимире I, когда учреждены были две епископии — в Гнезне и Кракове.

Христианство в Сербии и Хорватии

В VII в. поселились на Балканском полуострове два славянских народа — сербы и хорваты, которых византийский император Ираклий (610-641) пригласил с той целью, чтобы они очистили Иллирию от аваров. Ираклий обратился к Римскому епископу с просьбой прислать священников для насаждения среди сербов и хорватов христианства (Иллирия, где поселились сербы и хорваты, входила тогда в состав Римской епископии). Но христианство западного обряда не имело успеха среди сербов и хорватов. В конце IX в. при Василии Македонянине сербы и хорваты обратились к греческому императору с просьбой прислать священников из Константинополя. Присланные священники крестили всех сербов и хорватов (ок. 970 г.) и упрочили христианство восточного обряда, благодаря проповеди на славянском языке и книгам, переведенных свв. Кириллом и Мефодием.

У сербов христианство сохранилось до настоящего времени. В Хорватии же, которая близко находилась от Рима, сильно сказывалось влияние Западной Церкви. К концу XI в. Хорватия пала под оружием венгров-католиков, и хорваты большей частью приняли католичество. Тем не менее, хорваты удержали славянский язык, на который переведены были латинские богослужебные книги и написаны особым, так называемым, “глаголическим” письмом (глаголицею). Сербы и хорваты чтут свв. Кирилла и Мефодия как своих первоучителей (Хорватия, по-немецки Кроация, входила в состав Югославской Республики, теперь — независимое государство. Главный город — Загреб).

Христианство среди руссов

Христианство среди руссов стало появляться одновременно с распространением христианства среди других славянских народов. У летописца Нестора записано предание, согласно которому вера Христова была известна на Руси уже в апостольские времена: по берегам Черного моря проповедовал ап. Андрей Первозванный, который доходил до гор Кавказских. В IV в. на юге Руси уже существовали епархии — Херсонесская, Готская, Сурожская, Босфорская и др.

Со второй половины IX в., когда русские славяне составили одно государство, вследствие частых сношений с Константинополем христианство на Руси стало распространяться более успешно.

В 864 г. киевские князья Аскольд и Дир совершили поход на Константинополь. Поход не был удачным. Патр. Фотий после усиленного моления с народом погрузил ризу Богоматери в море, поднялась буря, и суда руссов были разбиты.

Русские князья после этого просили крещения, а также взяли с собой на Русь епископа.

Походы Олега еще более способствовали знакомству руссов с христианством. При Игоре было уже столь большое количество христиан, что при заключении договора с греками часть русских клялась на Крест и Евангелие. В договоре упоминается уже соборная церковь в Киеве во имя прор. Илии.

Более успешно стало распространяться христианство на Руси при св. кн. Ольге, которая сама была ревностною христианкою и заботилась об утверждении веры в стране. Сын ее — Святослав не подражал своей матери, хотя не запрещал никому принимать христианство. Окончательно христианство восторжествовало на Руси при св. Владимире (980-1015).










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 456.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...