Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Утверждение православия на Востоке




Вскоре само арианство разделилось на две партии: строгих ариан и полуариан, которые (партии) еще обозначились на Никейском соборе. Православные учили, что Сын Божий единосущен Отцу (омоусиос), полуариане утверждали, что Сын Божий подобосущен Отцу (омиусиос)), а ариане доказывали, что Сын Божий не единосущен и подобосущен Отцу (омиусиос) и назывались поэтому аномеями (последних возглавил впоследствии еп.Евномий).

Имп. Констанций принадлежал к партии полуариан и поэтому преследовал православных.

В 357 г. св. Афанасий опять был осужден, и борьба в государстве и в Церкви по поводу ереси Ария продолжалась. В 361 г. императором стал Юлиан Отступник, который предоставил свободу всем христианским партиям, надеясь, что они друг друга уничтожат и христианство исчезнет. Афанасий снова занял свою кафедру, но ненадолго, т.к. Юлиан заметил его влияние и значение в церковных вопросах и приказал сослать его.

Окончательно утвердился на Александрийской кафедре Афанасий в 367 г. при Валенте и управлял своей кафедрой до самой своей смерти, которая наступила в 373 г. Престарелому Афанасию трудно было уже бороться за православие, и его сменил в этом деле св. Василий Великий, избранный в 370 г. епископом Кесарийским. Совместно с Григорием Богословом и Григорием Нисским, своим братом, Василий Великий выступил на защиту православия. Большинство епископов Востока были ариане или полуариане, православных было немного. Западные же епископы считали всех восточных епископов арианами. Василий Великий решил восстановить общение православных епископов Востока с западными епископами и обратился с этим вопросом к Римскому епископу. Папа Дамас не откликнулся на обращение Василия. Из епископов Западной Церкви пришел на помощь Василию Великому Амвросий Медиоланский, который донес западному императору Валентиниану, что на Востоке имп. Валент проследует православных.

В 378 г. Валент погиб в войне с готами, а вместе с его смертью окончилось и дело арианства, т.е. следующий имп. Грациан и его восточный соправитель Феодосий I доставили окончательное торжество православию.

Все же отдельные проявления арианства наблюдались еще довольно долго; у готов оно продержалось почти до VIII в., но в самой Римской империи оно существовало лишь до V века.

Ересь духоборов и Второй Вселенский Собор

Ересь Ария послужила толчком к появлению другой ереси, основателем которой был константинопольский епископ МАКЕДОНИЙ. Будучи вначале строгим арианином, он постепенно пришел к мысли, что не только Сын Божий подчинен Отцу и является Его творением, но и Дух Святой есть также служебная тварь. Вопрос заинтересовал праздные умы, и особенно много из строгих ариан присоединились к Македонию. Последователей Македония называют духоборами. Борьбу против ереси повели свв. Василий Великий, Григорий Богослов и Григорий Нисский.

Василий Великий неоднократно обращался к императору и к западным епископам с предложением созвать Вселенский собор, чтобы положить конец арианству и его порождению — ереси духоборов. В целях укрепления православия Василий Вел. послал в Константинополь Сасимского епископа Григория Богослова — своего друга, который очень успешно там боролся с арианством.

Для того, чтобы восстановить православное учение во всей империи, по внушению православных епископов имп. Феодосий в 381 г. созвал в Константинополе Второй Вселенский собор. На соборе присутствовало 150 отцов. Из них особенно замечательны: Григорий Богослов, Мелетий Антиохийский, Григорий Нисский, Кирилл Иерусалимский и др.

Отцы собора предложили македонским 36 епископам, бывшим на соборе, принять православное учение о единосущии Св. Духа с Богом Отцом и Сыном, но они решительно отказались и оставили собор. Отцы собора осудили и арианство со всеми его отраслями, и духоборцев; подтвердили Никейский символ, изложили точное и полное учение о Св. Духе, и кроме того, были добавлены к Символу последующие члены. Так составился полный, известный нам Никео-Цареградский символ веры.

На соборе был поднят вопрос о замещении Антиохийской и Константинопольской кафедр. Египетские епископы опротестовали назначение Григория Богослова на Константинопольскую кафедру. Ради мира Церкви св. Григорий Богослов добровольно отказался от Константинопольской кафедры.

На соборе составлено было также 7 правил канонического характера.

Постановления собора были скреплены подписью императора, который издал указ всем епископам исповедовать Никео-Цареградский символ, а упорствующим предложил удалиться из империи. Часть ариан ушла к готам,— а иные тайком жили в Константинополе и ночью совершали свои богослужения. В противовес этому константинопольские епископы установили совершать всенощные бдения.

Ересь Аполлинария

В связи с арианством и во время арианских смут возникло лжеучение Аполлинария.

Аполлинарий Младший, ученый епископ Лаодикийский (с 362 г.), своим еретическим учением обязан арианству. Арий, между прочим, проводил такое воззрение, что Сын Божий в воплощении принял только человеческое тело без души, а вместо души у Него во время земной жизни было Его Божество. На основании этого воззрения все выражения Св. Писания об ограниченности существа Господа Иисуса Христа Арий относил не к человеческой Его природе, а к ограниченной Божественной. Аполлинарий в учении о существе Сына Божия был согласен с православными и отрицал учение арианское, однако, желая опровергнуть арианское учение об ограниченности божественной природы в И.Христе, он почти повторил учение Ария.

Аполлинарию нужно было доказать, что выражения Св. Писания об ограниченности существа Иисуса Христа относятся к Его человеческой природе, но тут он натолкнулся на вопрос о соединении в Лице И.Христа Божественной и человеческой природы. Для него, как и для Ария, было непонятно, каким образом две самостоятельные природы — Божеская и человеческая — соединяются вместе и образуют одно существо Богочеловека.

При самостоятельности обоих природ ему казалось невозможным единство Лица Господа Иисуса Христа. Если во Христе полная человеческая природа и полная Божественная, то, думал он, выходит два Лица, два Христа: Христос человек и Христос Бог.

Следуя платоновскому делению человека на три части — дух, или ум, душу неразумную и тело, — Аполлинарий так объяснял догмат о воплощении: Сын Божий принял только душу неразумную и тело человеческое, а вместо ума человеческого у Него было Божество. Таким образом, приписав Иисусу Христу неполную человеческую природу, Аполлинарий полагал, что он опроверг ариан, относя к человеческой душе Иисуса Христа все выражение Св. Писания об ограниченности Его природы, и избежал представлявшегося ему раздреления в Лице И.Христа.

Но в воззрениях Аполлинария заключалась ересь. Правда, он не имел большого числа последователей. Отцы Церкви — свв. Афанасий Великий, Григорий Богослов — опровергали и это лжеучение. Но его воззрения служили поводом к развитию других ересей. Ересь Аполлинария была осуждена на Втором Вселенском соборе.

Несторий и его учение

Вопрос о соединении двух природ в Лице Иисуса Христа довольно долго интересовал умы людей науки, хотя в конце IV в. Церковь вполне раскрыла учение о Лице Иисусе Христа. Первой из ересей, возникших при научном разъяснении вопроса об образе соединения в Лице И.Христа Божественной и человеческой природ и их взаимном отношении, была ересь Нестория.

НЕСТОРИЙ, как и Арий, был воспитанником Антиохийского училища, не допускавшего таинственности в понимании догматов веры. Богословам Антиохийского училища казалось непонятным учение о соединении двух природ, Божественной и человеческой, ограниченной и неограниченной, в одном лице Богочеловека. Признавая православное учение о единосущии Христа Спасителя с Богом Отцом, эти богословы старались уяснить чисто рационалистическим путем учение о таинственном соединении Божественной и человеческой природ в Лице Иисуса Христа, вследствие чего уклонились далеко в сторону от церковного учения и впали в новую ересь.

Виновником новой церковной смуты является Несторий, патриарх Константинопольский. Однако первое появление такого рода еретических мыслей следует отнести к ДИОДОРУ, еп. Тарсийскому (+394 г.) и его ученику ФЕОДОРУ Мопсуетскому, видному преподавателю Антиохийского училища. Эти два епископа учили о двух природах в И.Христе и двух лицах: одно лицо земное — человека, другое — Божественное. Бог Слово воспринял в Себя человека. Человек носил в себе Бога. Тесного единства между ними не было, разве только моральное.

Несторий был учеником Феодора Мопсуетского. Развивая учение своих предшественников, Несторий не стал признавать соединения двух естеств в И.Христе в одну Ипостась. От Девы Марии, учил Несторий, родился только человек Иисус естественным образом. Бог Слово соединился с ним Своею благодатью, которая освящала Иисуса-человека. За добродетельную жизнь человек Иисус во время крещения был удостоен усыновления от Бога. Человеческое естество представляло собою одежду, или храм, в котором обитало Божество. Страдало человечество, так как Божество страдать не может. Богородица называется у Нестория Христородицей, так как она родила человека Христа, а не Бога Слова.

Выводом из этого учения является отрицание таинства воплощения и искупления, отрицание христианства.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 333.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...