Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ И САМОКОНТРОЛЬ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ




ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

(лекционный курс для студентов I – III курсов. Часть II)

 

 

Рекомендовано Методическим Советом Рыбинского государственного авиационного технического университета имени П.А.Соловьёва в качестве учебного пособия

 

Рыбинск 2017

УДК 796 / 799

Ф 50

 

 

Физическая культура и спорт (лекционный курс для студентов I – III курсов. Часть II)/сост.Ю. Л. Масленникова, Р.Ю. Николаев, Ю.В.Хасанова – Рыбинск: РГАТУ имени П.А.Соловьёва, 2017 г.

Учебное пособие является продолжением Части I лекционного курса рабочей программы «Физическая культура» для студентов бакалавров очной формы обучения. Теоретический материал изложен как формирующий мировоззренческую систему научно-практических знаний в области физической культуры, с опорой на основные научные категории для построения системы оздоровительной физической культуры. Основной акцент сделан на освещение здоровьесберегающих аспектов будущих специалистов, формирования у них здоровьесберегающего поведения, подготовке их к самостоятельной организации досуговой и адаптивной деятельности с учетом будущей профессии и профилактики профессиональных заболеваний средствами физической культуры.Овладение знаниями в области физической культуры и профессионально-прикладных технологий предусматривает последовательное изучение материала в течение VI семестров обучения.

 

Рецензенты: кафедра физического воспитания и спорта ЯрГУ

                  имени П.Г.Демидова, зав.кафедрой, к.б.н.

                  С. М. проф.Воронин;

                 зав. каф. физ.восп. ЯГПУ им К.Д. Ушинского

                  д.б.н. проф. А.А.Мельников.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 2
ТЕМА 1. ЗДОРОВЬЕ, ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ И ЕГО ОТРАЖЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА 6
1.1. 1.1.Здоровье и факторы его определяющие 6
1.2.Образ жизни и его отражение в профессиональной деятельности студента 29
1.3.Физическое воспитание и самосовершенствование в здоровом образе жизни 44
Словарь. Вопросы для самопроверки. Практические задания 47
ТЕМА 2. ОБЩАЯ И СПОРТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ 52
2.1. Роль и возможности физической культуры в обеспечении здоровья и улучшения качества жизни студентов 53
2.2. Общая физическая и спортивная подготовка студентов.Индивидуальный выбор спортивной деятельности 55
2.3. Методические основы самостоятельных занятий физическими упражнениями и самоконтроль в процессе занятий 71
Словарь. Вопросы для самопроверки. Практические задания 106
ТЕМА 3. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ (ППФП) 115
3.1. Основное содержание ППФП будущего бакалавра, её цели, задачи и формы 116
3.2. Личная и социально-экономическая необходимость специальной психофизической подготовки человека к труду. Обеспечение психофизической надёжности специалиста 123
3.3.Особенности студенческого социума и ППФП студента 131
Словарь. Вопросы для самопроверки. Практические задания 144
Литература 157
Приложения 162

 

 

ВЕДЕНИЕ

Современная концепция высшего образования в области физической культуры предполагает создание условий для всестороннего развития будущих специалистов, умений эффективно работать в современном информационном пространстве. Физическая культура сегодня должна ориентироваться на сохранение здоровье и увеличение резервных возможностей организма.

В соответствии с новыми требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования предъявляютсяповышенные требования к профессиональному долголетиювыпускников, сохранению их профессионального здоровья иформированию потребности в здоровом образе жизни. Здоровье человека в значительной степени определяется здоровьесберегающим поведением – некоторой обобщенной характеристикой взаимодействия человека с окружающей средой и социумом.

В данном учебном пособии представлены лекции трёх тем, изучаемых на третьем курсе. В конце каждой темы представлен словарь базовых терминов, тестовые вопросы для самопроверки и практические задания, которые помогают студентам закрепить материал и глубже освоить отдельные стороны вопроса. Представленный теоретический раздел призван помочь студентам в приобретении практического опыта по формированию активной валеологической жизненной позиции, формировании здоровьесберегающего поведения, грамотной организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с учётом будущей профессии.

     Тема «Здоровье, здоровый образ жизни и его отражение в профессиональной деятельности студента»представляет собой тематический обзор базовых понятий в области валеологического образования, основ гигиены и медицины, основанный на работах ведущих ученых и специалистов. В процессе освоения материала студенты получаютзнания и представления о здоровом образе жизни и факторах его определяющих, навыки в организации правильного построения распорядка дня, самостоятельной программы оздоровительной тренировкой Статистически доказывается, что молодёжь находится в группе риска по категории «здоровье».Особое место занимают вопросы физического самовоспитания и самосовершенствования в здоровом образе жизни, профилактики вредных привычек, понимания того, что личное отношение к здоровью и общая культура являются необходимыми условиями формирования здорового образа жизни.

Тема «Общая и спортивная физическая подготовка студентов. Методические основы самостоятельных занятий физическими упражнениями»показывает роль и возможности физической культуры в улучшении качества жизни студентов,освещает вопросы самоопределения в формировании здоровьесберегающего поведения. Особый акцент делается на мотивацию и индивидуальный выбор спортивной деятельности.В темерассмотрены основы самостоятельных занятий физическими упражнениями и самоконтроль в процессе занятий. Предлагаются практические задания по ведению «Дневника самоконтроля», проведению простейших измерений, тестов, оценивания.

В теме«Профессионально-прикладная физическая подготовка будущих специалистов (ППФП)»рассмотрены вопросы личной и социально-экономической необходимости специальной психофизической подготовки человека к труду иобеспечения психофизической надёжности специалиста.Основной акцент сделан на особенности студенческого социума, ППФП студента и специальнуюподготовку с учётом выбранной профессии. Показана роль специальных упражнений в профилактике развития профзаболеваний.

В данном пособии широко использованы научно-исследовательские труды известных ученых, практический опыт ведущих специалистов в области физической культуры и спорта, а также отдельные учебно-методические разработки, направленные на совершенствование образовательного процесса в учебных заведениях различных регионов страны(МГУ, МЭСИ, СПбГУ, УГТУ, ВГУ и др.)

.  

ТЕМА 1. ЗДОРОВЬЕ, ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ И ЕГО ОТРАЖЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА.

Забота о состоянии здоровья студентов всегда занимала центральное место в укреплении здоровья нации. В последние годы в связи с глубокими социально-экономическими, экологическими изменениями выдвигается необходимость особой заботы о здоровом человеке, что предполагает в медико-психологическом обеспечении здоровья студентов смещение акцента с экспертизы здоровья на его сохранение.

 

1.1.ЗДОРОВЬЕ И ФАКТОРЫ ЕГО ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ

Во все временаодной из высших человеческих ценностейсчиталось здоровье, что находит своё отражение в фольклоре:

Здоровье дороже денег.

Здоров буду - и денег добуду.

Береги платье снову, а здоровье смолоду.

Здоровье дороже денег.

Здоровьем слаб, так и духом не герой.

Здоровому и горе не в горе, и беда не в зарок.

Здоров будешь, всё добудешь.

Здоров - скачет, захворал - плачет.

ЗДОРОВЬЕ — состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни.Это основное условие для выполнения человеком его биологических функций.

ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА(здравоохранение) — одна из функций государства. В мировом масштабе охраной здоровья человечества занимается ВСЕМИРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ (ВОЗ).Всемирный день здоровья отмечается ежегодно 7 апреля,Всемирный день психического здоровья — 10 октября

Как показывает статистика, ПРОФИЛАКТИКА БОЛЕЗНЕЙ– более эффективная и менее затратная мера, чем лечение. Эта формула возникла не одно десятилетие назад и, наконец, начинает реализовываться в нашей стране.В России с 2009 году открываются ЦЕНТРЫ ЗДОРОВЬЯ, основная цель которыхвыявление факторов риска, которые приводят к развитию болезней.

К наукам, изучающим здоровье, относятся: диетология,фармакология, биология,эпидемиология, психология(психология здоровья, психология развития, экспериментальная и клиническая психология,социальная психология, психофизиология, психиатрия,педиатрия, медицинская социология и медицинская антропология, психогигиена, дефектология и другие.

Существует более десятка научных определений понятия ―здоровье. Такое разнообразие обусловлено различными точками зрения и профессиями людей, предлагающих свои определения этого понятия. Гигиенисты, клиницисты, физиологи - каждый понимает здоровье по-своему, и все они, отчасти, правы. Наибольшего внимания, пожалуй, заслуживает определение, данное Всемирной организацией здравоохранения. ЗДОРОВЬЕ – ЭТО СОСТОЯНИЕ ПОЛНОГО ФИЗИЧЕСКОГО, ДУХОВНОГО И СОЦИАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧАЯ, А НЕ ТОЛЬКО ОТСУТСТВИЕ БОЛЕЗНЕЙ И ФИЗИЧЕСКИХ ДЕФЕКТОВ.

Какова же реальная ситуация со здоровьем людей? К сожалению, как свидетельствуют статистические данные, наблюдается снижение уровня здоровья населения Земли. Человек стал потребителем, а не производителем своего здоровья. Несмотря на все расширяющуюся сферу медицинского обслуживания, её широкомасштабные мероприятия – стремление к всеобщей диспансеризации, к массовым формам физической культуры, увеличению числа медперсонала, клиник, больниц, наконец, курортов, домов отдыха и т.п. количество людей, имеющих отклонения в здоровье, не уменьшается. Ситуация в России катастрофическая:

- Смертность населенияпревышает рождаемость в 1,6 раза, или на миллион человек в год.

- По продолжительности жизни российские мужчины занимают 135-е место в мире, женщины - 100-е;

- За последние пят лет страна потеряла около трех миллионов мужчин активного возраста;

- Только 16% несовершеннолетних могут быть признаны психически полностью здоровыми.

- В 1995 году «практически здоровых» среди выпускников школы было 19%, в 1997 году - уже 10%, к 2000 году - лишь 6%. А в биологии черта выживания популяции - 20% здоровых особей.        

Как видим, необходимы серьёзные меры по оздоровлению нации. Так из чего складывается здоровьеи чем оно определяется.

Здоровье складывается из здорового тела (физическое), здорового духа (духовное) и здорового сознания (ментальное). Тело, дух и сознание - триединая сущность.

Это простое по внешней форме, но очень сложное по внутреннему содержанию триединство, сущность которого прекрасно изложена, в частности, в восточной и индийской философии.

Истинное глубокое понимание того, что человек есть единое целое, что ни первое, ни второе, ни третье не являются первичным и важнейшим, что человек не только единое целое, но и неотъемлемая часть мироздания, увы, встречается крайне редко. Работа над здоровьем должна проводиться одновременно на всех трех его составляющих. Обратимся к характеристике понятий - тело, духовность, сознание.

Духовность, духовные свойств человека-это такие всем хорошо известные качества как доброта, честность, справедливость, отзывчивость, щедрость, искренность, жалость, смелость, мужество, самоотверженность, трудолюбие, благородство, скромность и т.д., и соответствующие их противоположности. Работа на духовном уровне чрезвычайно сложна и не может опираться на отдельные методики. Необходим некий духовный стержень, вокруг которого естественным образом, без морализма и насилия, будет происходить духовное совершенствование и становление духовного здоровья. В обществе должны действовать соответствующие нравственные нормы, побуждающие человека к определенным поступкам. 

Ментальность- это характеристика сознания человека, его умственных качеств: таких как здравый смысл, сила долговременной и краткосрочной памяти, количество знаний, уровень абстрактного, образного и вербального мышления, сила, выносливость, гибкость и оперативность ума. Работа с сознанием также очень сложна, и здесь также бесполезны морализм и частные методики (например, по развитию интеллекта, образного или логического мышления и т.д.).Необходим естественный механизм, вовлекающий человека в процесс ментального совершенствования. На наш взгляд, таким механизмом является профессионализм, профессиональное мастерство. Любой мастер своего дела автоматически решает проблемы ментального совершенствования и здоровья, поскольку этого требует его мастерство. Для широкой реализации этого необходима определенная социокультурная зрелость общества, в которой приоритет будут иметь не мнимые ценности, а мастерство, умение людей делать что-либо лучше других или делать то, чего не умеют другие.

О системной работе с телом (физическое) будем говорить отдельно и очень подробно в следующих разделах.

ФАКТОРЫ ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВЬЕ

 К факторам, определяющим здоровье, необходимо отнести:

качество наследственности;

качество образа жизни;

качество экологического окружения;

качество социально-экономических условий жизни;

качество медицины.

Все они прямо влияют на здоровье физическое. Но не только на него, но и на дух и сознание человека. Наследственность детерменирует некоторые личностные особенности индивида, имеющие отношение к духовной и ментальной сферам.Наукой доказано, что здоровье человека только на 10-15% зависит от деятельности учреждений здравоохранения, на 15-20% – от генетических факторов, на 20-25% – от состояния окружающей внешней среды и на 50-55% – от условий и образа жизни (рис. 1).

Рис. 1. Зависимость уровня здоровья от различных факторов

Здравоохранение считает приоритетной и стратегически важной программой охраны здоровья населения. Хотя здравоохранение и призвано про- водить мероприятия по профилактике заболеваний, но в настоящее время мы видим, что в лучшем случае оно занимается больными людьми, а для профилактических мероприятий, формирования здоровьесберегающего поведения студентов разработано методик не достаточно. Как видим, только забота государства, без активного участия населения и его правильного поведения в отношении своего здоровья и здоровья окружающих является малоэффективной.

Наследственность-краеугольный камень здоровья. У большинства людей очень слабое и часто неправильное представление о значении наследственности. Мы все рождаемся несовершенными. Кроме широко известных грубых наследственных болезней, которыми занимаются медико-генетические консультации, мы получаем в наследство определенные дефекты в организме, например, ряд несовершенных, то есть неидеально сконструированных органов, которые изначально плохо справляются со своей работой. Считается, что абсолютное большинство наших болезней есть лишь реализация во времени наследственных предрасположенностей.Что же делать с генетическим несовершенством? На сегодняшний день разработаны и эффективно применяются методы компенсации слабых органов путем повышения общего уровня здоровья за счет применения широко известных общеоздоравливающих методов и средств,т.е. комплекса мер, называемым правильным (или ―здоровым) образом жизни, а именно: режим труда, отдыха, рациональное питание, достаточная двигательная активность (физическая культура), общение с природой, ―правильное экологическое поведение и т.п.

Экологические факторы – свойства среды, в которой мы живем.На наше здоровье оказывают влияние климатические факторы, химический и биологический состав воздуха, которым мы дышим, воды, которую мы пьем, и множество других экологических факторов. Экологические факторы могут оказывать на организм человека следующее влияние:

· могут благоприятно влиять на организм человека (свежий воздух, умеренное воздействие ультрафиолетовых лучей помогают укрепить наше здоровье);

· могут выступать в роли раздражителей, тем самым заставляя нас приспосабливаться к определенным условиям;

· могут провоцировать существенные структурные и функциональные изменения в нашем организме (например, темный цвет кожи у коренных жителей регионов с интенсивным солнцем);

· способны полностью исключать наше обитание в определенных условиях (человек не сможет жить под водой, без доступа кислорода).

Среди экологических факторов, влияющих на организм человека, выделяют факторы неживой природы (абиотические), связанные с действием живых организмов (биотические) и самого человека (антропогенные).

КАК ВИДИМ, СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ВСЕЦЕЛО ЗАВИСИТ ОТ ОТНОШЕНИЯ САМОГО ЧЕЛОВЕКА К ЭТОМУ ДАРУ ПРИРОДЫ, ОТ ЕГО ОБРАЗА ЖИЗНИ, ПОВЕДЕНИЯ.

Что же понимается под термином «образ жизни»?Образ жизни включает всю основную деятельность человека: трудовую, социальную, психоинтеллектуальную, двигательную активность, общение и бытовые отношения, а также три категории: уровень жизни, качество и стиль жизни (рис. 2). 

Рис. 2. Структура здорового образа жизни

 

Уровень жизни – это степень удовлетворения материальных, культурных и духовных потребностей (экономическая категория).

Качество жизни – это комфорт в удовлетворении человеческих потребностей (социальная категория).

Стиль жизни – это поведенческая особенность жизни человека, т.е. определенный стандарт, под который подстраивается психология и психофизиология личности (социально-психологическая категория).

Концентрированным выражением взаимосвязи образа жизни и здоровья человека является понятие «здоровый образ жизни» (ЗОЖ) – это способ жизнедеятельности, имеющий своей целью поддержание и укрепление здоровья, базирующегося на внутренне присущей, осознаваемой и реализуемой потребности человека.

В структуру ЗОЖ входят следующие основные элементы

наличие душевного комфорта на основе любви и бережного отношения к окружающему миру;

способ жизни, способствующий выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в условиях, наиболее оптимальных для здоровья и развития человека;

образ жизни человека в соответствии с его индивидуальной конституцией; оптимальная двигательная активность, регулируемая контролем и самоконтролем функционального состояния и физического развития;

совокупность форм и способов повседневной культурной жизнедеятельности личности, объединяющей нормы, ценности, смыслы регулируемой ими деятельности и ее результаты, укрепляющие адаптивные возможности организма, способствующие полноценному, неограниченному выполнению трудовых, социальных и биологических функций; личная гигиена, а также психогигиена; рациональное и сбалансированное питание;

закаливание, включающее использование естественных природно- климатических факторов;

построение режима жизнедеятельности с учетом биологических ритмов; профилактика и отказ от вредных привычек, а также умение сознательно и целенаправленно использовать возможности традиционной и народной медицины;

социально-экономическое обеспечение жизни.

Формирование здорового образа жизни предполагает создание здоровых для жизнедеятельности человека материальных, социальных и духовных возможностей, а также убеждение человека в необходимости быть здоровым.

Выделяют 7 факторов здорового образа жизни

1. Рациональное питание:

- пища, сбалансированное по макро- и микроэлементам;

- правильный баланс в рационе питания растительной и животной пищи, необходимость пищевых волокон;

- регулярность и своевременность питания;

- восполнение недостатка макро- и микронутриентов с помощью СПП и БАД;

- умеренность в питании.

2. Высокая двигательная активность:

- подвижные, спортивные игры; спортивные секции, аэробика;

- активный отдых, прогулки и ближний туризм;

- утренняя гигиеническая гимнастика;

- дыхательная гимнастика.

3. Благоприятный психо-эмоциональный климат:

- наличие нравственных ценностей в обществе;

- разумные жизненные и повседневные цели;

- любовь к людям и к себе;

- видеть свое место в жизни;

- жизнь в гармонии с природой;

- положительный настрой на жизнь;

- рациональная организация рабочего и свободного времени, полноценный отдых;

- материальное благополучие;

- психотерапия, медитация, аутотренинг.

4. Снижение влияния неблагоприятных факторов жизни:

- правильный выбор продуктов питания;

- бытовые средств очистки воды и воздуха;

- выведение из организма различных токсинов, солей тяжелых металлов, радионуклидов путем применения СПП и БАД - энтеросорбентов;

- использование систем и методов очистки организма на клеточном и тканевом уровнях.

5. Повышение защитных сил своего организма:

- закаливание: солнечные ванны, водные процедуры, воздушные процедуры, сауна, комплексное влияние;

- массаж;

- физические тренировки;

- прогулки на природе;

- применение БАД - поливитаминов, адаптогенов, иммуностимуляторов.

6. Преодоление вредных привычек:

- алкоголизм;

- наркомания, токсикомания;

- курение;

- азартные и компьютерные игры.

7. Организация быта:

- разумный выбор места жительства;

- положительный микроклимат в семье;

- экология жилища;

- культурный досуг.

На отдельных факторах хотелось бы остановиться подробнее

Режим сна, труда и отдыха. Для сохранения здоровья очень важно соблюдать правильный режим сна, труда и отдыха. Ложиться спать следует с наступлением темноты, а вставать с восходом солнца. Сон должен быть полноценным. Если человек страдает бессонницей - это следствие общего непорядка в организме, т.е. его организм не обеспечивает центральную нервную систему питанием и кислородом, а также плохо освобождает ее от токсинов. В связи с этим ЦНС не справляется с одной из своих важных функций - регуляцией сна (точнее говоря, с адекватным формированием биоритмов в ответ на природные ритмы). Самое хорошее лекарство от всех болезней, в том числе и от бессонницы - правильный образ жизни! Во-первых, необходима достаточная двигательная активность. Никакой массаж не заменит самой простой гимнастики. Массаж полезен, но это пассивная процедура, необходима ваша собственная физическая активность. Гимнастикой можно заниматься и в восемьдесят лет, выбрав те упражнения, которые вам подходят. Простая ходьба - это не гимнастика, домашняя работа - недостаточная гимнастика. Даже если вам приходится, вроде бы, не мало двигаться, включайте в свой гимнастический комплекс упражнения, отсутствующие в повседневной жизни: подтянитесь, расправьте плечи, делайте любые нагрузочные упражнения(с гантелями, гимнастической палкой, отжимания, приседания, бег), практикуйте упражнения из йоги, из любой восточной оздоровительной гимнастики.   Во-вторых, помните, что своевременное засыпание - это рефлекс на определенные внешние (природные) ритмы и внутренние биоритмы. Очень важно ложиться спать в одно и то же время и, кроме того, не приучать себя к лежанию без сна (например, не стоит читать или смотреть телевизор лежа). Посмотрите, как ведут себя птицы и животные. Они всегда заняты делом. Поиск пищи, еда, обустройство гнезда или норы, игры, восстановление сил после быстрого бега - все это смена разных видов работы. Точно так же и для человека противоестественно часами лежать на диване. Именно смена видов деятельности является отдыхом. Точить, читать книгу, рубить дрова, ремонтировать что-либо, смотреть в театре спектакль, готовить пищу, играть с котенком, сочинять стихи - все это работа (физическая, духовная или умственная) и все это отдых от других видов деятельности. Единственное требование, которое надо выполнять - смена видов деятельности максимум через каждые четыре (лучше три) часа.

Неблагоприятные условия труда и быта ведут к преждевременному старению и сопутствующим ему заболеваниям.Под преждевременным старением подразумевается такое старение, когда люди среднего возраста, не чувствуя себя больными или не считая, что больны по настоящему, в то же время не могут назвать себя и полностью здоровыми. Они сохраняют способность воспринимать мир ярко и эмоционально, мыслить глубоко и точно, их душа полна неизрасходованных сил. Но полноценно жить и работать им мешают быстрая утомляемость, слабость, нарушение сна, разнообразные неприятные ощущения в конечностях (онемение, зябкость, судороги, боли и т.д.), болезненность суставов, головные боли. Когда такое самочувствие появляется у 35-50 летних людей, то, с точки зрения некоторых геронтологов это и является преждевременным старением. Главные причины подобного состояния - это нервно-эмоциональное перенапряжение, психическое переутомление, недостаточная двигательная активность (гиподинамия), переохлаждение, поверхностное дыхание, неправильная осанка, нерациональное питание, курение, употребление алкоголя.

Природа и эмоции. Общение с природой и положительные эмоции - важный фактор оздоровления. Они тесно связаны между собой. Лес, река, поле, ручей, пение птиц, море, горы - не только источник свежего, чистого воздуха, но и звуко-, аромато-, цвето-, гелиотерапия, фито- и зооаэротерапия, т.е. воздействие через кожу, слизистые, дыхательные пути сотен летучих лечебных веществ, растений и животных. Все это помогает снять стрессы и дает мощный источник положительных эмоций. Необходимо регулярно находить время для прогулок в парке и за городом. Те, кто лишает себя такого удовольствия, существенно уменьшают свои шансы на сохранение здоровья.

Рациональное питание. В принципе наиболее рациональным является питание традиционное для данной нации (т.е. формировавшееся веками), местности и семьи. Национальные и семейные традиции питания формируются не случайно, а на основе национального и родового генотипа, определяющего особенности физиологии и биохимии человека, с учетом природных условий в месте проживания, определяющих особенности продуктов питания. Иными словами, национальная, родовая и семейная кухня являются наиболее адекватными генотипу данного человека и месту его проживания. Любые надуманные отклонения от этой традиции, тем более привнесенные из других регионов и других национальных кухонь, нефизиологичны.

Специальные диеты необходимы лишь на время больным с острыми и подострыми заболеваниями. Для остальных наилучшей ―диетой является разнообразное питание с соблюдением принципа умеренности и лишь небольших индивидуальных ограничений. Существует множество систем питания. Приверженцы каждой из них полагают, что только предлагаемая ими система помогает сохранить здоровье. Вопрос о рациональном питании имеет историю, уходящую в глубокую древность. Однако все рекомендации как древних, так и современных ученых в конечном итоге сводятся обычно к ограничению животных жиров и мяса за счет увеличения потребления фруктов и овощей. Чем же объясняются такие рекомендации? Какое влияние оказывают на организм различные пищевые вещества? В состав употребляемых нами пищевых продуктов входят, как известно, белки, жиры и углеводы, минеральные соли, витамины, вода и т.д. Рассмотрим, какое значение имеют для организма основные вещества. 

Белки.Основным источником белков пищи являются все мясные продукты (кроме сала и жира), рыба, птица, сыры, молочные продукты, яйца, орехи, все хлебные злаки, бобовые растения. В организме белки являются важнейшей составной частью тканей, они используются для построения основных структурных элементов клеток, поэтому их нельзя заменить никакими другими веществами. Сложные белковые молекулы образованы из большого числа различных аминокислот, которые, соединяясь в определенной последовательности, обуславливают все многообразие растительных и животных белков. В зависимости от содержания незаменимых аминокислот белки условно делят на «полноценные» и «неполноценные». К первым относятся белки всех молочных продуктов и белки животного происхождения, ко вторым – белки растений. Однако это не означает, что при вегетарианской диете человек питается неправильно в отношении аминокислотного состава белков. Используя различное сочетание растительных белков, можно восполнить недостаток отдельных незаменимых аминокислот в одних белках их присутствием в других. Сравнительная биологическая ценность белков может быть выражена в следующих числах. Если белки молока, содержащие все необходимые аминокислоты, принять за 100, то биологическая ценность белков мяса и рыбы выразится числом 95, картофеля – 80, овса – 75, гороха – 55, пшеницы – 50, риса – 58, ржаного хлеба – 75 (Приложение 1, таблица 1).

Для обеспечения правильно сбалансированного питания установлены оптимальные физиологические нормы белка, согласно которым в пищевом рационе за счет белков должно обеспечиваться 14-16% общей калорийности пищи, причем около 60% белка, предусмотренного этими нормами, должно состоять из белков молока и мяса (рыбы) в связи с тем, что они богаты незаменимыми аминокислотами.

Жиры являются важной составной частью пищи, необходимой для нормального протекания обменных процессов. Различают жиры животного и растительного происхождения. К первым относятся жиры, находящиеся в различных сортах мяса, сало, сливочное и топленое масло. Большое количество животных жиров содержится в сливках и сметане. К растительным жирам относятся оливковое, кукурузное, подсолнечное, хлопковое масла. Много растительного жира находится в орехах. Жиры состоят из глицерина и жирных кислот. Жиры с низкой температурой плавления (растительные) полнее и быстрее перевариваются в кишечнике, они содержат ненасыщенные жирные кислоты. Жиры с высокой температурой плавления (животные) усваиваются хуже. Они содержат насыщенные жирные кислоты. Экспериментально установлено, что при добавлении к пище растительных масел белые крысы лучше растут и быстрее развиваются. Это показывает, что жиры, содержащие большой процент ненасыщенных кислот, являются биологически более ценными, чем твердые (животные) жиры. В организме человека ненасыщенные жирные кислоты не синтезируются, и поскольку они являются незаменимыми веществами, ихнужно обязательно включать в пищевой рацион. Среди животных жиров наиболее ценными являются жиры, находящиеся в сливках, сливочном масле и других молочных продуктах(Приложение 1, таблица 2).

Жиры обладают высокой калорийностью, превосходящей больше чем в два раза калорийность углеводов. Жир, поступающий с пищей, частично идет на создание жировых запасов, частично же окисляется с выделением энергии и образованием конечных продуктов – углекислоты и воды.Оптимальные условия питания создаются при правильном сочетании животных и растительных жиров, так как они дополняют друг друга недостающими жизненно важными веществами. В настоящее время принято считать, что животные жиры должны составлять 60-70%, а растительные 3040% от общего их количества в суточном рационе. Общее количество жиров для здоровых людей, имеющих нормальную массу тела и занятым умственным или легким физическим трудом, не должно превышать 80 г в сутки.

Углеводыявляются важнейшим источником энергии. На их долю приходится около 60-70 % пищевого рациона (400-600 г). Они содержатся преимущественно в растительных продуктах. Из животных продуктов углеводы имеются в молоке. Натуральным продуктом, состоящим почти исключительно из углеводов, является мед. В результате промышленной переработки получают чистые углеводы – сахар и крахмал. Углеводы делятся на три группы. К первой относятся простые углеводы, или моносахариды, содержащие одну молекулу углеводов: глюкоза, фруктоза, галактоза; во вторую группу входят дисахариды, содержащие две молекулы углеводов: сахароза (свекловичный и тростниковый сахар), лактоза (молочный сахар) и мальтоза (солодовый сахар). К третьей группе относятся полисахариды, состоящие из нескольких моносахаридов: крахмал, гликоген, клетчатка. Большое количество крахмала содержится в хлебе, макаронных изделиях, крупах и картофеле (в муке и крупах – 70-80%, в картофеле – около 20%). Сахарозу, глюкозу и фруктозу человек получает с сахаром, фруктами и овощами (Приложение 1, таблица 3).   

С физиологической точки зрения, особое значение имеют глюкоза и гликоген, так как они являются основными источниками энергии, используемой организмом. При необходимости экстренных энерготрат: эмоциональном возбуждении (боль, страх, гнев, ярость и другие чувства), интенсивной мышечной работе – они легко извлекаются из естественных депо организма и быстро окисляются с выделением энергии. Особенно велика роль глюкозы в питании скелетных мышц и центральной нервной системы. Значение глюкозы для нормального функционирования организма подтверждается тем, что при снижении уровня сахара в крови (гипогликемия), появляются резко выраженная мышечная слабость, ощущение утомления, ускорение сердцебиения, усиление потоотделения, побледнение или покраснение кожного покрова и т.д. В тяжелых случаях падает температура тела, нарушается деятельность центральной нервной системы (начинаются судороги, бред, меркнет сознание). Все эти явления сразу же исчезают после введения раствора глюкозы. Неумеренное употребление углеводов может способствовать истощению аппарата поджелудочной железы, вырабатывающего инсулин, облегчать возникновение сахарного диабета. Особенно велика опасность заболевания диабетом при чрезмерном употреблении сахара на фоне даже начальных проявлений атеросклероза и ожирения, а также у лиц с наследственной предрасположенностью к диабету.

Витамины играют очень важную роль в процессах усвоения пищевых веществ и во многих биохимических реакциях организма. Большая часть витаминов поступает с пищей, некоторые из них синтезируются микробной флорой кишечника и всасываются в кровь, поэтому даже при отсутствии таких витаминов в пище организм не испытывает в них потребности. Недостаток в пищевом рационе какого-либо витамина (не синтезируемого в кишечнике) вызывает болезненное состояние, называемое гиповитаминозом. В случае нарушения всасывания витаминов в кишечнике при том или ином заболевании гиповитаминоз может иметь место даже при достаточном количестве витаминов в пище.

Витамин А(ретинол)имеет большое значение для нормальной жизнедеятельности организма человека, так как принимает участие в ряде окислительно-восстановительных процессов, в обеспечении функции зрения, способствует росту скелета, повышает сопротивляемость организма по отношению к инфекционным заболеваниям. Недостаток в организме витамина А вызывает гиповитаминоз, первым признаком которого является так называемая куриная слепота – нарушение зрения при низкой освещенности (в сумерках). Это связано с недостаточным образованием сетчатки глаза пигмента родопсина, для синтеза которого необходим витамин А. Дальнейшее развитие гиповитаминоза А проявляется сухостью роговой оболочки глаз, частым их инфицированием. Кроме того, при недостатке ретинола наблюдается перерождение эпителиальных клеток слизистых оболочек органов дыхания, пищеварения, мочевыводящих путей. Это способствует развитию воспалительных заболеваний внутренних органов.Одним из характерных признаков недостатка витамина А также являются сухость кожи и волос, бледность и шелушение кожных покровов, наклонность к образованию угрей, фурункулов, ломкость и исчерченность ногтей, уменьшение аппетита, повышение утомляемости. Вреден не только недостаток, но и избыток витамина А. Большие дозы витамина А токсичны. При введении в организм более 50 мг ретинола в день в течение длительного времени могут развиваться явления гипервитаминоза – кожный зуд, выпадение волос, общая раздражительность, вялость, сонливость, головные боли, а также обострение желчно-каменной болезни и хронического панкреатита. В организме человека витамин А в готовом виде поступает лишь с продуктами животного происхождения. Наиболее богат им жир печени рыб (трески, морского окуня, камбалы, палтуса) и говяжьей печени. В меньших количествах он содержится в молоке, сметане, сливках, сливочном масле, яичном желтке. В растительных же продуктах содержится провитамин А – каротин, который в стенке тонкой кишки и в печени превращается в витамин А. Источником каротина являются овощи и зелень: морковь, тыква, петрушка, красный перец, укроп, помидоры, щавель, шпинат, зеленый лук, а также плоды и ягоды – абрикосы, мандарины, апельсины, лимоны, персики, рябина, плоды шиповника, урюк, малина, черная смородина. Для лучшего всасывания каротина соответствующие пищевые продукты нужно употреблять в сочетании с растительным маслом или сметаной. Суточная физиологическая потребность в витамине А здорового человека составляет 1,5 мг, в каротине – 3 мг.

Витамин В1 (тиамин)играет большую роль в регуляции углеводного, жирового, минерального и водного обмена. Он оказывает благоприятное влияние на клеточное дыхание, нервную и сердечно-сосудистую системы, органы пищеварения. В организме человека тиамин образуется в кишечнике, но в недостаточном количестве, поэтому необходимо дополнительно вводить его с пищей. При недостатке в пище витамина В1 окисление углеводов не доходит до конца, и в тканях накапливаются промежуточные продукты – пировиноградная и молочная кислоты, в результате чего нарушаются процессы передачи нервных импульсов. Не резко выраженный гиповитаминоз В1 приводит к нарушениям функций центральной нервной системы в виде психической подавленности, общего недомогания, повышенной утомляемости, головной боли, бессонницы, ослабления внимания. Значительный дефицит витамина В1  в организме ведет к развитию тяжелого заболевания. Которое называется бери-бери. Оно сопровождается полиневритом, расстройствами чувствительности конечностей, нарушениями сердечной деятельности (сердцебиение, сердечная слабость), снижением сопротивляемости организма к инфекциям. Суточная потребность в витамине В1  - 2 мг. Потребность в тиамине возрастает при большом содержании в пище углеводов, а также при лихорадочных состояниях, заболеваниях кишечника, повышенной функции щитовидной железы (тиреотоксикозе), невритах и радикулитах. Витамин В1 содержится в ржаном хлебе, гречневой и овсяной крупах, печени и почках крупного рогатого скота и свиньи, ветчине. Лучшими источниками тиамина являются цельные зерна различных злаков, плоды бобовых растений и орехи (арахис, фундук, грецкие орехи). Для профилактики тиаминовой недостаточности рекомендуется употреблять дрожжевые напитки и хлебный квас, а также предварительно размоченные зерна пшеницы и ржи.   

Витамин В2 (рибофлавин) оказывает существенное влияние на зрительную функцию – повышает остроту цветоразличения и улучшает ночное зрение. Этот витамин входит в состав ряда ферментов, участвующих в обмене углеводов, синтезе белков и жиров. Получаемый с пищей рибофлавин соединяется в организме с фосфорной кислотой (фосфорилируется). Вместе с белками эта кислотавходит в состав ферментов, необходимых для клеточного дыхания. Витамин В2  оказывает регулирующее влияние на функции центральной нервной системы и печени, стимулирует образование эритроцитов. При недостаточности в организме рибофлавина ухудшается синтез белка, нарушается окисление молочной кислоты, из печени исчезает гликоген, тормозится образование аминокислот, развиваются нарушения сердечной деятельности и кровообращения. Характерными признаками рибофлавинной недостаточности являются трещины в углах рта. Дальнейшее развитие гиповитаминоза вызывает понижение аппетита, похудание, слабость, апатию, головные боли, чувство жжения кожи, зуд или резь в глазах, нарушение сумеречного зрения. Конъюнктивит. Трещины грудных сосков у кормящих женщин могут быть следствием недостатка витамина В2, так как при лактации значительно возрастает потребность организма в этом витамине. Средняя суточная потребность человека в рибофлавине составляет 2,5-3 мг. Наиболее важные источники рибофлавина: молоко цельное, особенно простокваша, ацидофилин, кефир, сыр, мясо тощее, печень, почки, сердце, яичный желток, грибы, пекарские и пивные дрожжи. Витамин В2 устойчив при кулинарной обработке продуктов.

Витамин В5(пантотеновая кислота)является составной частью многих ферментов, участвующих в белковом, углеводном и жировом обмене, стимулирует образование гормонов коры надпочечников. Наиболее богаты пантотеновой кислотой печень, почки, яичный желток, тощее мясо, молоко, рыба, горох, пшеничные отруби и дрожжи. При кулинарной обработке теряется до 25% витамина В5 . Он вырабатывается в достаточном количестве микробами, обитающими в толстой кишке, поэтому недостатка пантотеновой кислоты, как правило, не бывает (потребность в ней составляет 10-12 мг в сутки).     Витамин В6(пиридоксин)входит в состав многочисленных ферментов, участвующих в обмене аминокислот, ненасыщенных жирных кислот, холестерина. Пиридоксин улучшает жировой обмен при атеросклерозе. Установлено, что витамин В6 увеличивает мочеотделение и усиливает действие мочегонных средств. Выраженная картина недостаточности витамина В6 встречается редко, так как его вырабатывают микробы в кишечнике. Иногда она наблюдается у детей раннего возраста, вскормленных автоклавированным молоком. Это выражается в задержке роста, желудочно-кишечных расстройствах, повышенной нервной возбудимости, судорожных приступах. Средняя суточная доза пиридоксина – 2-2,5 мг. Он содержится в растениях, особенно в неочищенных зернах злаковых культур (пшеницы, ржи и пр.), в овощах, мясе, рыбе, молоке, в печени крупного рогатого скота, яичном желтке, относительно много витамина В6 в дрожжах. Этот витамин устойчив к нагреванию, но разлагается при действии света (особенно ультрафиолетовых лучей).

Витамин В12 (цианокобаламин)имеет сложное строение, его молекулы содержат атом кобальта и цианогруппу. В организме человека этот витамин необходим для образования нуклеиновых кислот и некоторых аминокислот (холина и др.) Витамин В12 обладает высокой биологической активностью. Он стимулирует рост, нормальное кроветворение и созревание эритроцитов, нормализует функции печени и состояние нервной системы. Кроме того, он активирует свертывающую систему крови (повышает активность протромбина), оказывает благоприятное действие на обмен углеводов и жиров – при атеросклерозе он понижает содержание холестерина в крови, увеличивает количество лецитина, обладает выраженной способностью уменьшать отложения жира во внутренних органах.

Витамин С (аскорбиновая кислота) - один из важнейших витаминов в пищевом рационе человека. Физиологическое значение аскорбиновой кислоты в организме весьма многообразно. Аскорбиновая кислота активирует целый ряд ферментов, способствует лучшему усвоению железа и тем самым усиливает образование гемоглобина и созревание эритроцитов. Витамин С стимулирует образование очень важного белка – коллагена. Этот белок связывает отдельные клетки в единую ткань. При его недостатке заживление ран сильно замедляется. Аскорбиновая кислота оказывает влияние на синтез еще одного белка, недостаток которого вызывает нарушение эластичности и проницаемости кровеносных сосудов, вследствие чего появляются многочисленные кровоизлияния, кровоточивость десен. Витамин С оказывает выраженное антитоксическое действие по отношению ко многим ядовитым веществам. Так, установлено обезвреживающее влияние аскорбиновой кислоты на дифтерийный, туберкулезный, дизентерийный и другие микробные яды. Аскорбиновая кислота обладает еще одной чрезвычайно важной способностью. Она повышает естественную иммунобиологическую сопротивляемость организма к инфекционным и простудным заболеваниям, оказывает выраженное влияние на активность макрофагов, захватывающих и переваривающих болезнетворные микробы, внедрившиеся в организм. Суточная потребность взрослого человека в витамине С составляет 70100 мг. Эта норма повышается для людей, работающих в горячих цехах, живущих в районах жаркого климата или Крайнего севера, а также для людей, занятых тяжелым физическим трудом, спортом и т.п. В организме человека витамин С не образуется, поэтому необходимо постоянное поступление его с пищевыми продуктами. Наиболее богатыми источниками аскорбиновой кислоты являются зеленые части растений, большинство овощей и фруктов. Особенно много витамина С в плодах шиповника, черноплодной рябины, черной смородины, лимонах и плодах незрелого грецкого ореха (Приложение 1, табл. 4). В картофеле больше всего витамина С содержится осенью, в декабре его количество уменьшается вдвое, а в марте – в 4 раза.

Витамины группы Dучаствуют в обмене кальция и фосфора: активируют всасывание кальция из пищеварительного тракта, а также отложение кальция в костной ткани и в дентине; стимулируют обмен фосфорной кислоты, играющей важную роль в деятельности центральной нервной системы и общей энергетике организма. Кроме того, витамин D стимулирует рост, влияет на функциональное состояние щитовидной, зобной, паращитовидных и половых желез. Большое количество витамина D имеется в печени морских рыб (вместе с витамином А), несколько меньше – в сливочном масле, молоке, яичном желтке, икре рыб. В растениях витамин D находится в биологически неактивной форме. Особенно богаты им дрожжи. В продуктах животного происхождения витамин D также биологически неактивен, превращение в активную форму происходит в коже под влиянием солнечного освещения или при искусственном облучении ультрафиолетовыми лучами. Поэтому в осенне-зимний период рекомендуется облучение кварцевой лампой. В качестве источника витамина D используется также витаминизированный рыбий жир. Избыточное потребление витамина D оказывает на организм человека токсическое действие – способствует развитию атеросклероза, ведет к отложению кальция во внутренних органах, расстройствам пищеварения.   Витамин Рсодержится в цитрусовых, плодах шиповника, ягодах черной смородины, красном болгарском перце. Биологический эффект витамина Р тесно связан с наличием аскорбиновой кислоты. Он способствует усвоению витамина С и предохраняет его от окисления. Поэтому в присутствии витамина Р потребность в аскорбиновой кислоте снижается. В пищевых растениях, богатых витамином С, всегда имеется и витамин Р. Этим объясняется большая эффективность витамина С, содержащегося в растительных продуктах, по сравнению с синтетическими препаратами. При недостатке витамина Р капилляры становятся хрупкими, повышается их ломкость, появляются точечные кровоизлияния. Используются два препарата витамина Р: из листьев чайного дерева и из зеленой массы гречихи рутин. Суточная потребность здорового взрослого человека в витамине Р – 35-50 мг.

Витамин Кобладает способностью увеличивать свертываемость крови. При гиповитаминозе К, наряду со снижением свертываемости крови, уменьшается прочность капилляров, которую можно восстановить только систематическим приемом витамина К. Суточная потребность взрослого человека в витамине К – приблизительно 1-2 мг. Витамин К содержится в зеленых листьях салата, шпината, белокочанной и цветной капусте, а также в моркови, томатах, ягодах рябины. Природный витамин К устойчив к высокой температуре, не растворим в воде, хорошо растворим в жирах.

Витамин РР (никотиновая кислота)входит в состав ряда ферментных систем организма, контролирующих тканевое дыхание. Витамин РР участвует в регуляции углеводного, белкового и водно-солевого обмена, нормализует уровень холестерина в крови. Никотиновая кислота имеет свойство расширять просвет капилляров и артериол, в результате чего могут исчезать спазмы сосудов. Витамин РР повышает кислотность желудочного сока, регулирует моторную деятельность желудка, способствует лучшему всасыванию и усвоению питательных веществ, оказывает положительное влияние на функции печени. Недостаток никотиновой кислоты в пище нарушает образование ферментов, осуществляющих окислительно-восстановительные реакции и клеточное дыхание. Отсутствие витамина РР в пище приводит к тяжелому заболеванию – пеллагре (от итальянского слова «пелла агра» – шершавая кожа). У больных пеллагрой появляются пигментация, шелушение и изъязвление кожи на открытых участках тела, подвергающихся солнечному облучению, нарушается функция кишечника. В тяжелых случаях наблюдаются психические расстройства со зрительными и слуховыми галлюцинациями. Лучшими источниками никотиновой кислоты являются дрожжи, печень тощее мясо, богаты ею бобовые растения, гречневая крупа, картофель, орехи. Суточная потребность взрослого человека в витамине РР составляет 15-20 мг. 

Витамин Енеобходим для нормального протекания беременности и вскармливания потомства. Витамин Е весьма устойчив к нагреванию и не разрушается при обычных условиях приготовления пищи. Он содержится в растительных продуктах, особенно в растительных маслах (подсолнечном, кукурузном, хлопковом, льняном и др.), в плодах шиповника, яичных желтках, горохе, фасоли, чечевице, а также в зернах ржи и пшеницы. Суточная доза витамина Е составляет 20-30 мг.

Витамин Н (биотин)благоприятно влияет на нервную ткань, участвует в углеводном и жировом обмене. Недостаточность биотина проявляется у человека себорейным дерматитом. Биотин содержится в яичном желтке, печени. Почках, дрожжах, зернах злаковых и бобовых, свежих овощах. Устойчив к высокой температуре. Суточная потребность в биотине ориентировочно определяется в 0,15-0,2 мг. При соблюдении оптимального сбалансированного питания в идеале совсем не следует принимать алкоголя (он нарушает абсорбцию витамина В1, В12 и фолиевой кислоты), курить (курение снижает уровень содержания витамина С в крови на 30-40%), и все эти витамины необходимы для строительства клеток крови и транспортировки кислорода к работающим мышцам.

 

1.2.ОБРАЗ ЖИЗНИ И ЕГО ОТРАЖЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА

В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое снижение состояния здоровья населения и продолжительности жизни. По данным различных исследований, лишь около 30% молодежи имеют нормальный уровень физического состояния здоровья, продолжительность жизни сократилась на 7-10 лет, в результате снизился и производственный потенциал общества.

Важно, что, согласно социологическим опросам, здоровье располагается не на первом месте в иерархии потребностей молодых людей. Только у лиц старше 30 лет такая категория как «здоровье» выходит на первое место. Среди основных причин не внимания к своему здоровью студентами называется нехватка времени и отсутствие воли. Учёные считают, что молодежь находится в группе риска по категории «здоровье», среди них наибольшее количество употребляющих алкоголь, курящих. Студенты не сразу адаптируются к новым условиям, предъявляемым жизнью. В процессе адаптации они забывают о своем здоровье, и даже если раньше они вели здоровый образ жизни, правильно питались, занимались спортом, то в условиях обучения многие не имеют такой возможности по тем или иным причинам. Среди учащихся и студентов широко распространены факторы риска дезадаптации к обучению, обусловленные нарушением правил гигиены умственного труда: нарушение сна, низкая двигательная активность, неполноценный отдых в рабочие и воскресные дни. Эти и другие нарушения приводят к раннему утомлению и переутомлению, которые являются факторами риска для здоровья и успешности обучения.

К факторам, ухудшающим функциональное и физическое состояние здоровья человека, относятся: гиподинамия, гипокинезия, стресс, хроническое умственное и физическое переутомление и перенапряжение, возраст, нарушение режима труда и отдыха, отрицательная фаза биологических ритмов, вредные привычки.

В настоящее время технический прогресс создал предпосылки нарушения рационального образа жизни, и, прежде всего, недостаточную физическую активность человека. Гиподинамия возникает как следствие постепенной ликвидации физических нагрузок и в профессиональном труде, и в быту. Гиподинамия является причиной многих функциональных и структурных изменений в организме. Под ее влиянием снижается эффективность работы сердечно-сосудистой и дыхательной систем, появляется непереносимость даже незначительного уменьшения содержания кислорода в воздухе, ухудшается деятельность пищеварительных органов, развивается гипертрофия мышц и малоподвижность суставов, ухудшается осанка, возникают болезни опорно-двигательного аппарата, снижается выносливость, физическая и умственная работоспособность, сопротивляемость простудным и другим заболеваниям. Все эти изменения приводят к преждевременному старению организма и снижают активную жизнедеятельность человека.

Вторым важнейшим причинным фактором болезней цивилизации является стресс. Стресс – это ответная реакция организма на необычное внешнее воздействие и, образно говоря, подобен пожару или взрыву. Неблагоприятные влияния внешней среды, действуя в первую очередь на нервную систему, которая координирует связь организма с внешним миром, могут вызвать нарушения ее регуляторных функций, что приводит к развитию различных изменений со стороны тех или иных внутренних органов. Медицина в наши дни, какими бы современными методами и средствами она ни обладала, не способна полностью избавить человеческий организм от пагубных последствий двигательного голода, стресса и других негативных факторов развивающейся цивилизации. Особенно большому и постоянному гиподинамическому голоду подвергается школьная и студенческая молодежь.В период сегодняшних социально-экономических реформ революции резко возросло значение гигиены – науки о здоровье, о средствах и методах его сохранения, укрепления и предотвращения отрицательного влияния на него факторов окружающей среды. Гигиеническому регламентированию подвержены любые формы трудовой, учебной, спортивной, культурной деятельности человека, и, как следствие, гигиена изучает условия труда, быта, одежды, питания, занятия спортом, физической культурой отдыха, что, в свою очередь, обязывает гигиеническую науку глубоко познавать состояние почв, воды, воздуха, климата и микроклимата. Для студента состояние здоровья – показатель его общекультурного уровня развития, удовлетворения его физического и духовного интересов в учебе, быте, отдыхе, представлении своей будущности.

По мнению современных ученых, под здоровьем подразумевается гармоническое единство обмена между организмом и окружающей средой, результат которого – нормальная работа всех органов и систем человека. Критериями здоровья можно считать нормальное состояние нервной, сердечно-сосудистой систем, желудочно-кишечного тракта, опорно-двигательного и эндокринного аппаратов, мобильность, высокий уровень адаптации к отрицательным факторам внешней среды.Существует целый комплекс показателей здоровья – их более 100.

Многие биологи и философы связывают состояние здоровья со смыслом жизни, высокой социальной значимостью, творческой целеустремленностью человека, постоянно ощущающего чувство удовлетворения, оптимизма, желание трудиться. Представители науки о старении – геронтологии – считают установленным фактом, что долгожители (прожившие 90 и более лет) обладают таким комплексом качеств. Одним из факторов, влияющих на среднюю продолжительность жизни человека, считается уровень культуры и благосостояния общества. Физическая культура – часть общей культуры. И. И. Мечников последние 15 лет своей жизни посвятил проблеме старения. Он обосновал оптимистическую теорию ортобиоза – правильной рациональной жизни, опровергнув тезисы о загробной жизни, душе и т. п. Каждый человек обязан постигнуть «искусство жить»: быть здоровым и работоспособным до глубокой старости. Стержень ортобиоза – умеренность во всем, трудолюбие, здоровый стиль и образ жизни без излишеств. В своей книге «Этюды оптимизма» он писал, что чрезмерное увлечение едой, вредные привычки, перенапряжение в работе неизбежно ведут к преждевременной старости. Таким образом, те, кто желает совершить полный жизненный цикл, должны вести очень умеренный образ жизни и следовать правилам рациональной гигиены. И именно сегодня гигиенисты дают рекомендации, основа которых – ортобиоз. Установлено, что почти все долгожители полны энергии, желания трудиться, сохраняют ясность мысли, способность к творческой деятельности, и, главное, отличаются высокой двигательной активностью, проявлением интереса к достижениям культуры.

Попробуем ответить на вопрос, почему исключительно важна активная работа мускулов для здоровья и продолжительности жизни? Работающие мышцы, мускулатура образуют поток импульсов, постоянно стимулирующий обмен веществ, деятельность нервной системы и всех органов, что, безусловно, улучшает использование тканями кислорода, не откладывается избыточный жир, повышаются защитные свойства организма. Гиподинамия же и ограниченные физические нагрузки интенсивно способствуют затуханию жизнедеятельности организма. Немаловажен душевный настрой человека. Среди долгожителей нет угрюмых, черствых, нелюдимых. В Абхазии бытует поговорка: «Злые люди долго не живут!». Приветливость, горячая любовь к жизни, труду, привязанность к семье, негативное отношение к бездеятельности, пассивному отдыху, принципиальное отношение к вредным привычкам (редко кто курит, почти никто не пьет спиртные напитки) – вот основные источники здоровья, «вечной молодости».

Несколько слов о вредных привычках: курении, переедании, пристрастии к алкоголю. Известно, что доколумбовская Европа не знала табака. На Руси в XVII-XVIII вв. табак применялся при простудных заболеваниях («грудная немочь»), малярии («трясовица»). Но вскоре его стали употреблять («пити табак») в качестве одурманивающего наравне с водкой, вином. Примечательно, что в это же время за употребление табака были введены строгие наказания – «сечение кнутом». О тех, кто курил табак – «позорище рода человеческого» – в народе высказывались так: «Кто курит табак, тот хуже собаки». Представители родины табака – американцы – называют табак «чумой XX века». У нас в стране курят 70%, из них 25% – юноши. Эта социальная болезнь охватила также и некоторую часть прекрасной половины человечества. Вдыхая дым от одной сигареты, и заядлый курильщик, и стоящий рядом «некурящий» вводят в организм сильнейшие яды: никотин, синильную кислоту, угарный газ. В табачном дыме обнаружено ядовитое вещество бензпирин, действие которого (доказано экспериментально) стимулирует образование раковых опухолей. Некоторые положительные ощущения от табакокурения – «успокоение», «прилив сил» – чрезвычайно кратковременны. Процессы деятельности мозговых клеток возбуждаются ненадолго, чтобы на более длительный срок затормозиться. Необходима следующая доза «стимулятора». Возникающие нервозность, беспокойство, раздражительность требуют большей порции «успокоительного» яда. Еще более вредно курение для женщин. Табачный дым, переработанный печенью, «удаляется» из организма почками. В рациональный обмен веществ вмешиваются факторы, резко его нарушающие. Остаточные явления чрезвычайно вредны для мозга беззащитного эмбриона. Накоплено достаточно много факторов, подтверждающих, что уродства детей, их умственная и физическая отсталость, мертворождения – результат увлечения матери курением. Как никогда сегодня актуален лозунг Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ): «Курение или здоровье – выбирайте сами!».

Хотя голод во многих странах мира является и сегодня острой социальной проблемой, возникла и другая, связанная с перееданием, – ожирение. Еще Гиппократ, указывая путь к укреплению здоровья, считал одинаково важным и пищу, и упражнения, а также пропорции между ними. Известный немецкий ученый Иммануил Кант, проживший 80 лет и оставивший человечеству богатейшее философское наследие, видел сохранение здоровья в умении сочетать нагрузку на желудок и ноги с умственным напряжением. Примечательно, что искусство быть здоровым в те времена называли диететикой. Великий Авиценна считал наиболее главными условиями здоровой жизни уравновешенность натуры, выбор здоровой пищи, очистку тела от излишков, сохранение правильного телосложения, чистый воздух, одежду, в которой человек не должен перегреваться или переохлаждаться и равновесие между умственной и физической работой.

По данным статистики, в нашей стране 47% населения обладает масс-сой тела, превышающей рекомендуемые медиками, диетологами нормы. Экспериментально доказано, что ожирение приводит к ряду заболеваний, связанных с излишним весом, разрастанием жировой прослойки в тканях, дополнительной нагрузкой на сердечно-сосудистую систему, перегрузками опорно-двигательного аппарата, с перенапряжением обменных процессов на клеточном уровне. Общеизвестно, что люди с избыточным весом живут на 6-8 лет меньше! Особенно опасно ожирение для людей в возрасте 45-50 лет, когда уменьшаются уровни двигательной активности, функционирования большинства систем организма, ухудшается обменный процесс, снижаются энергозатраты, что наиболее характерно для контингента преподавателей, научных работников. Количество калорий в сутки, необходимых для компенсации энергозатрат, не должно превышать цифры 3000 и 2600 для студентов и студенток. Для профессорско-преподавательского состава наиболее оптимальные пределы:  2600-2800 ккал – для мужчин, 2400-2600 – для женщин. Имея под руками соответствующие таблицы калорийности продуктов питания и энергозатрат при различных видах трудовой деятельности (будут приведены далее), путем несложных расчетов можно найти наиболее оптимальный вариант питания, исходя из ваших возможностей.

Превышение рекомендуемых выше норм, экспериментально обоснованных учеными, может привести к «пищевой наркомании» со всеми вытекающими отрицательными последствиями, в частности, наиболее характерными – связанными с нарушением обменных процессов. Так, нарушение солевого обмена неукоснительно ведет к остеохондрозам, вызывающим острую физическую боль, ограничивающим подвижность суставов, позвоночника, негативно влияющим на мозговое кровообращение. Раньше это заболевание связывали со статическими изменениями, сегодня остеохондрозами поражены представители студенчества. «Помолодела» и гипертония – она стала «школьного» возраста.

Еще одна причина развития различных заболеваний и сокращения продолжительности жизни – алкоголь. Злоупотребление алкоголем приводит к необратимым изменениям печени, вызывает заболевания сердечнососудистой системы и почек, психические расстройства.

Наркомания и наркопреступность – одна из актуальных проблем современности.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 521.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...