Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос Влияние остаточных форм присваивающего хозяйства на экологическое равновесие




За пределами постепенно расширяющегося ареала производящего хозяйства продолжал существовать мир присваивающего хозяйства, проектируемый на конкретную ландшафтную мозаику. Формы присваивающего хозяйства продолжают существовать в наши дни. Аборигены Амазонии, Новой Гвинеи, тропических лесов Африки, некоторые малочисленные народы Крайнего Севера и др. до сих пор существуют исключительно за счет присваивающего хозяйства.

На составленной Б.В.Андриановым карте хозяйственно-культурных типов земного шара на рубеже Х1Х-ХХ вв. показаны, в частности, такие типы, как бродячие охотники саванн, бродячие охотники и рыболовы тайги и тундры, полуоседлые арктические охотники на морского зверя и др.

Еще в прошлом веке Э.Гроссе разделил носителей присваивающего хозяйства на "низших" и "высших". К первым относятся племена, выжившие после острого кризиса специализированной охоты благодаря коренному пересмотру своей "экологической политики". Прежняя стихийная и нелимитированная охота была заменена промыслом, рассчитанным на разумную достаточность при максимальном сбережении биологических ресурсов. Сохранение экологического равновесия достигалось применением определенных правил (соблюдение сроков охоты, запрет забоя самок и молодых животных, выделение заповедных территорий, где в любое время не допускалась охота и т.п.). Стратегия такого хозяйства поддерживалась тотемизмом - одной из ранних форм религии, признающей родство между группами людей (род, племя) и определенными видами растений (редко) или животных, которые воспринимаются как предки человека. Охота на тотемических ( тотемизм- верование, связанное с представлениями о родстве между группами людей и т.н. -тотемами – видами животных и растений, каждый род носил имя своего тотема, его нельзя было убивать и употреблять в пищу) - животных запрещена совсем или ограничена. В последнем случае охота сопровождается ритуалами - у убитого животного просят прощения и т.п. Представителям низшего присваивающего хозяйства зачастую приходилось контролировать численность населения, умерщвляя "лишних" новорожденных и стариков.

Вместе с тем, существовали также очаги высшего присваивающего хозяйства с получением значительного прибавочного продукта. Примерами могут служить предки ханси и манси на Оби, нивхи на Амуре, ительмены Северо-Восточной Сибири, индейцы Британской Колумбии и Юго-Восточной Аляски и др. Благополучие этих племен определялось в первую очередь очень высокой концентрацией биоты (массовый ход рыбы на нерест, скопление морского зверя у берегов, птичьи базары и т.п.). Для них характерна "экологическая агрессивность". Всегда добывается наиболее доступная добыча. В таких случаях за короткое время удается накопить большие запасы пищи, для которых разработаны надежные приемы хранения.

Велика также роль разумно построенного хозяйственного календаря, когда в разные сезоны происходила быстрая переориентация с одних форм добывания пищи на другие. Например, у тлинкитов (одно из племен тихоокеанского побережья Северной Америки) весной основное внимание уделяется охоте на морского зверя, летом - собирательству, а осенью - ловле лосося, идущего на нерест. Благодаря, солидному количеству продукта создавался определенный эквивалент производящего хозяйства с разделением труда, межобщинным и межплеменным обменом, постоянными поселениями и определенной социальной дифференциацией.

 

Лекция Цивилизации. Признаки. Классификации. Цивилизации поливного земледелия с использованием ограниченных источников воды

Термин цивилизация (от лат. civilis- гражданский, общественный) в качестве противопоставления "дикости" и "варварству" впервые прозвучал в книге "Древнее общество", принадлежащей перу американского этнографа и историка Л.Г.Моргана (1818-81)

В современных энциклопедических словарях цивилизация определяется как "уровень общественного развития и материальной культуры, достигнутый той или иной общественно-исторической формацией". Ф.Энгельс подходил к определению термина как экономист: "...Цивилизация является той ступенью общественного развития, на которой разделение труда, вытекающий из него обмен между отдельными лицами и объединяющее оба эти процесса товарное производство достигают полного расцвета и производят переворот во всем прежнем обществе."

Наконец, некоторые авторы связывают понятие цивилизации с набором конкретных признаков. Г.Чайлд таких признаков называет десять:

1) излишки пищи, наличие прибавочного продукта;

2) разделение труда, выделение ремесла;

3) обмен, внешняя торговля, побуждающая к товарному производству;

4) коммуникации, регулярно используемые пути сообщения;

5) города - поселения, насчитывающие более 5 тыс. жителей;

6) монументальное строительство;

7)счет и письмо;

8) "науки предсказания" - астрономия и геометрия;

9) неприкладное искусство;

10) выделение элиты, классовая структура общества.

Иногда ограничиваются триадой: города - письменность -монументальная архитектура.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 441.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...