Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Вопрос Влияние остаточных форм присваивающего хозяйства на экологическое равновесиеЗа пределами постепенно расширяющегося ареала производящего хозяйства продолжал существовать мир присваивающего хозяйства, проектируемый на конкретную ландшафтную мозаику. Формы присваивающего хозяйства продолжают существовать в наши дни. Аборигены Амазонии, Новой Гвинеи, тропических лесов Африки, некоторые малочисленные народы Крайнего Севера и др. до сих пор существуют исключительно за счет присваивающего хозяйства. На составленной Б.В.Андриановым карте хозяйственно-культурных типов земного шара на рубеже Х1Х-ХХ вв. показаны, в частности, такие типы, как бродячие охотники саванн, бродячие охотники и рыболовы тайги и тундры, полуоседлые арктические охотники на морского зверя и др. Еще в прошлом веке Э.Гроссе разделил носителей присваивающего хозяйства на "низших" и "высших". К первым относятся племена, выжившие после острого кризиса специализированной охоты благодаря коренному пересмотру своей "экологической политики". Прежняя стихийная и нелимитированная охота была заменена промыслом, рассчитанным на разумную достаточность при максимальном сбережении биологических ресурсов. Сохранение экологического равновесия достигалось применением определенных правил (соблюдение сроков охоты, запрет забоя самок и молодых животных, выделение заповедных территорий, где в любое время не допускалась охота и т.п.). Стратегия такого хозяйства поддерживалась тотемизмом - одной из ранних форм религии, признающей родство между группами людей (род, племя) и определенными видами растений (редко) или животных, которые воспринимаются как предки человека. Охота на тотемических ( тотемизм- верование, связанное с представлениями о родстве между группами людей и т.н. -тотемами – видами животных и растений, каждый род носил имя своего тотема, его нельзя было убивать и употреблять в пищу) - животных запрещена совсем или ограничена. В последнем случае охота сопровождается ритуалами - у убитого животного просят прощения и т.п. Представителям низшего присваивающего хозяйства зачастую приходилось контролировать численность населения, умерщвляя "лишних" новорожденных и стариков. Вместе с тем, существовали также очаги высшего присваивающего хозяйства с получением значительного прибавочного продукта. Примерами могут служить предки ханси и манси на Оби, нивхи на Амуре, ительмены Северо-Восточной Сибири, индейцы Британской Колумбии и Юго-Восточной Аляски и др. Благополучие этих племен определялось в первую очередь очень высокой концентрацией биоты (массовый ход рыбы на нерест, скопление морского зверя у берегов, птичьи базары и т.п.). Для них характерна "экологическая агрессивность". Всегда добывается наиболее доступная добыча. В таких случаях за короткое время удается накопить большие запасы пищи, для которых разработаны надежные приемы хранения. Велика также роль разумно построенного хозяйственного календаря, когда в разные сезоны происходила быстрая переориентация с одних форм добывания пищи на другие. Например, у тлинкитов (одно из племен тихоокеанского побережья Северной Америки) весной основное внимание уделяется охоте на морского зверя, летом - собирательству, а осенью - ловле лосося, идущего на нерест. Благодаря, солидному количеству продукта создавался определенный эквивалент производящего хозяйства с разделением труда, межобщинным и межплеменным обменом, постоянными поселениями и определенной социальной дифференциацией.
Лекция Цивилизации. Признаки. Классификации. Цивилизации поливного земледелия с использованием ограниченных источников воды Термин цивилизация (от лат. civilis- гражданский, общественный) в качестве противопоставления "дикости" и "варварству" впервые прозвучал в книге "Древнее общество", принадлежащей перу американского этнографа и историка Л.Г.Моргана (1818-81) В современных энциклопедических словарях цивилизация определяется как "уровень общественного развития и материальной культуры, достигнутый той или иной общественно-исторической формацией". Ф.Энгельс подходил к определению термина как экономист: "...Цивилизация является той ступенью общественного развития, на которой разделение труда, вытекающий из него обмен между отдельными лицами и объединяющее оба эти процесса товарное производство достигают полного расцвета и производят переворот во всем прежнем обществе." Наконец, некоторые авторы связывают понятие цивилизации с набором конкретных признаков. Г.Чайлд таких признаков называет десять: 1) излишки пищи, наличие прибавочного продукта; 2) разделение труда, выделение ремесла; 3) обмен, внешняя торговля, побуждающая к товарному производству; 4) коммуникации, регулярно используемые пути сообщения; 5) города - поселения, насчитывающие более 5 тыс. жителей; 6) монументальное строительство; 7)счет и письмо; 8) "науки предсказания" - астрономия и геометрия; 9) неприкладное искусство; 10) выделение элиты, классовая структура общества. Иногда ограничиваются триадой: города - письменность -монументальная архитектура. |
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 591. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |