Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Философские науки и социальная работа




Кроме философии как методологии научного познания, как науки о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления, важным является включение в учебный процесс подготовки социальных работников и ряда философских дисциплин, например логики, эстетики и этики.

Особое значение имеет этика. Основные категории этики - добро и зло, благо, долг, ответственность и другие имеют в социальной работе два значения. С одной стороны, как категории, описывающие определенные отношения, складывающиеся в группе или обществе, с другой - как отношение личности к самой себе, другим людям, различным социальным процессам.

Неадекватность восприятия и истолкования этих категорий часто приводит к конфликтам как на уровне личности, так и - общества, проявляющихся в этом случае в виде социальных конфликтов [26, 27, 28].

В теории и практике социальной работы этические категории тесно связаны с проблемой насилия.

"...Осознание себя как личности не происходит у всех одинаково,

76

некоторые вообще неспособны на борьбу против несправедливости, за свободу и мир. Нельзя ожидать, что все люди встанут на путь ненасилия, автоматически покончив с насилием. ...Одного воспитания при всей его важности недостаточно... изменить мир. Ненасилие не должно быть нацелено только на уничтожение психологических механизмов пассивности и подчинения, Оно должно укорениться в существующем мире, где насилие царствует во времени и пространстве, где люди скорее покорны, чем независимы, скорее беспечны, чем ответственны" [29].

Таким образом, не трудно заметить, что философия является методологической основой социальной работы как учебной дисциплины. Процесс обучения по программе подготовки социальных работников носит диалектико-интегративный характер, познавательная деятельность в рамках курсов по специальности "социальная работа" развивается по законам диалектики и носит творческий характер.

В разделе рассматривались лишь некоторые, на наш взгляд, наиболее актуальные философские проблемы, осмысливающиеся теорией социальной работы на данном этапе ее развития. Но, естественно, это не исключает, с одной стороны, в будущем освоения теорией социальной работы новых философских проблем, а с другой - возвращения к старым, так как развитие социальной практики высвечивает новые грани этих "старых" философских проблем [30, 31, 32, 33].

ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Как уже подчеркивалось в предыдущих разделах, одной из целей процесса обучения социальных работников является формирование необходимых знаний и умений на уровне индивида, группы и общества. "Отбор" конкретных знаний и необходимых навыков осуществляется в соответствии с существующими социальными проблемами. В связи с этим каждый студент, будущий социальный работник должен получать знания об обществе, его социальной структуре, характере и механизмах управления и регулирования социальными процессами, влияния особенностей социальной структуры на характер и специфику социальных проблем, важны также знания в области социальной политики.

В процессе изучения философии следует стремиться к выработке способности интегрировать теоретические и практические знания, приобретать и критически использовать информацию.

Для студентов, обучающихся по программе подготовки социальных работников, требуется проникновение в содержание работ классиков философии, сопоставления идей древних мыслителей с реальными проблемами сегодняшнего дня.

Социально-гуманитарный цикл в программе по направлению "социальная работа" включает курс философии, объединяющей диалектику, теорию познания и социальную философию, а также такие

77

философские дисциплины, как этика, эстетика, логика, история философии.

Профессиограмма социального работника предполагает умение осмыслить глобальные проблемы современности, овладение мировоззренческими и методологическими принципами освоения различных сфер социальной практики, формирование методологической культуры будущего специалиста.

Творческий подход к формированию философской культуры предполагает плюрализм тенденций в развитии философской мысли, что способствует, в свою очередь, усвоению особенностей различных теорий социальной работы.

Методика моделирования ситуации, принятия решения проблемы предполагает сравнение его с точкой зрения клиента, анализ причины кризиса, анализ всего хода решения проблемы.

Философия как методологическая основа процесса обучения социальных работников формирует целостность восприятия действительности, что является важным условием адекватного восприятия социальной практики в целом, а также се отдельных компонентов, в том числе и личностных проблем клиента. Философская культура одно из важнейших условий повышения профессиональной подготовки социального работника.

Литература

1. Семенко И.И. Афоризмы Конфуция. М., 1987. Т. 26.

2. Аристотель. Никомахова этика // Соч.: В 4 т. М., 1984. Т. 4.

3. Спиноза. Богословско-политический трактат // Подар Джин. Откровения еврейского духа: (Я есть кто я есть). Даблвет, 1984.

4. Вольтер. Метафизический трактат //Филос. соч. М., 1988.

5. Дидро. Элементы философии // Соч.: В 2 т. М., 1986. Т. 1.

6. Гоббс. Левиафан, или материя, форма и власть государств церковного и гражданского // Избр. произведения: В 2 т. М., 1964, Т. 2.

7. Гердер И. Еще один опыт философии истории для воспитания человечества // Избр. соч. М.; Л., 1959.

8. Радищев А. О человеке, о его смертности и бессмертии // Избр. филос. соч. М., 1949.

9. Ярская В.Н. Философия социальной работы: Вопросы преподавания // Социальная работа. М., 1992. Вып. 5.

10. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990.

11. Камю А. Бунтующий человек. М., 1990.

12. Сартр Ж. Стена. М., 1992.

13. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

14. Гуслякова Л.Г., Потолова Л.М. Социальные службы: структура, кадры, особенности организации в регионе. Барнаул, 1991.

15. Социальная работа. М., 1992-1993. Вып. 1-7.

16. Лосев А.Ф. Философия. Методология. Культура. М., 1991.

17. Проблемы научно-методического обеспечения качества подготовки социальных работников в высшей школе // Научные достижения и передовой опыт в области высшего образования: Информ. сб. М., 1992. Вып. 8.

18. Дубинин И., Гуслякова Л. Динамика обыденного сознания. Минск, 1986.

19. Григорьев С.П., Гуслякова Л.Г. Представление о социальной справедливости в общественном сознании молодежи // Ценностные аспекты общественного сознания. Барнаул, 1990.

78

20. Общедоступный словарь по социологии, психологии и социальной работе / Сост. С.И. Григорьев и др. Барнаул, 1991.

21. Суслова Е. Социальная диагностика: Методы и способы ее осуществления. М., 1993.

22. Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт / Под ред. Т.Ф. Яркиной, В.Г. Бочаровой. М.; Тула, 1993. Т. 1,2.

23. Школа социальных педагогов и социальных работников // Социальная работа и социальная педагогика за рубежом. М., 1991-1992. Вып. 1-6.

24. While I. The historical roots of oner ecologic crisis // Science. 1967. Vol. 155, N 3767.

25. Aufieloe R/ The ctics of environmental conreru. N.Y., 1983.

26. Профессиональная деятельность социального работника: содержание и организация. М., 1993 (Библиотечка социального работника).

27. Социальная сфера: преобразование условий труда и быта. М., 1988.

28. Холостова Е.И. Профессиональный и духовно-нравственный портрет социального работника. М., 1993.

29. Semelin I. Pour sortir de la violence. P., 1983.

30. Концепция государственной социальной службы помощи населению: Семье и личности / Под ред. Л.С. Ржанициной. М., 1992.

31. Григорьев С.И. Социальная работа: шведский вариант в первом приближении. Барнаул, 1991.

32. Управление социальным развитием региона. М., 1990.

33. Социальная работа: Учебные планы и программы: (Шведский опыт) / Сост. Л.Г. Гуслякова и др. Барнаул, 1993.

Основные понятия

Гипотеза (от греч. - основа, предположение) - научное допущение или предположение, истинное значение которого неопределено. Различают гипотезу как метод развития научного знания, включающий в себя выдвижение и последующую экспериментальную проверку предположений, и как структурный элемент исследовательской программы.

Гуманизм (от лат. hymanus - человечный) - мировоззрение, основанное на принципах равенства, справедливости, человечности отношений между людьми, проникнутое любовью к людям, уважением к человеческому достоинству, заботой о благе людей.

Дедукция (от лат. deductio - выведение) - переход от общего к частному; в более специальном смысле термин "дедукция" обозначает процесс логического вывода, т.е. перехода по тем или иным правилам логики от некоторых данных предположений - посылок к их следствиям (заключениям).

Диалектика - философская теория, метод и методология научного познания и творчества вообще. Теоретические принципы диалектики составляют существенное содержание мировоззрения.

Добро и зло - нормативно-оценочные категории, в предельно обобщенной форме обозначающие, с одной стороны, должное и нравственное, с другой - отрицательное и предосудительное в поступках и мотивах людей, в явлениях действительности.

79

Культура (от лат. cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) - специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленной в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.

Метод (от греч. mеthodos) - способ познания, исследование явлений природы и общественной жизни; прием, способ или образ действия.

Мировоззрение - совокупность взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.

Насилие - применение индивидом или социальной группой различных (вплоть до вооруженного воздействия) форм принуждения в отношении других индивидов, социальных групп с целью приобретения или сохранения экономического и политического господства, завоевывание тех или иных прав и привилегий. Нередко насилие применяется в качестве метода социального контроля.

Философия (от греч. philosophia phileo - люблю + sophia - мудрость) - система знаний о наиболее общих принципах развития природы, человеческого общества и мышления.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 253.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...