Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ФИЛОСОФИЯ КАК ОСНОВА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Для теории и практики социальной работы чрезвычайно важно понимать значение гносеологических, теоретико-познавательных вопросов, так или иначе общезначимых в системе философского знания. Обращение к теоретико-познавательным вопросам, во-первых, неизбежно выявит необходимость рассмотреть содержание основного философского вопроса; во-вторых, и это, конечно, важнее, приведет к логической потребности рассмотреть понятие "методология", ее роли в познании как компаса в научных исследованиях и другие проблемы, возникшие в ходе обсуждения этой темы, В-третьих, методологический подход неизбежно поставит задачу рассмотрения форм и методов научного познания, среди которых первостепенная роль должна уделяться именно методам исследования. Метод познания можно в общем виде определить как форму теоретического освоения действительности, исходящей из закономерности движения и развития изучаемого объекта (явления, факта, процесса). Метод познания - не что иное, как система принципов теоретической и практической деятельности. В курсе философии обосновывается, что метод в науке не может быть отделен от теории (так как метод в научном познании, приводящий к получению новых знаний, и есть в то же время теория). Этот факт важен в процессе усвоения различных теорий социальной работы (как уже отмечалось в других разделах, в практике социальной работы, развертываемой на основе той или иной теории социальной работы, например системной, динамической и т.п., используются и различные методы для решения проблем клиента: групповая терапия, кризисная терапия, ролевая игра и т.п.). Важный момент курса философии - показ того, что формы познания выступают как бы логическим средством проявления и функционирования самого метода, это обусловлено тем, что как в освоении теории социальной работы, в ее использовании для исследования социальной действительности, так и в практике социальной работы необходимо знание анализа и синтеза, индукции и дедукции, гипотез и места интуиции в познании [16, 17]. Принимая во внимание тот факт, что социальная работа существует в виде профессиональной и непрофессиональной деятельности, необходимо повысить значимость изучения такой философской проблемы, как эмпирический и теоретический, научный и обыденный уровни познания. 72 Эмпирический и теоретический уровни познания В общем можно отметить, что эмпирический и теоретический уровни познания различаются прежде всего по характеру и объекту исследования. Так, под теоретическим объектом понимаются результаты идеализации и абстрагирования, эмпирические объекты имеют как бы непосредственный прообраз. Эмпирический и теоретический уровни познания различаются также но уровню отражения объективного мира, характеру связи с практикой. Важность изучения особенностей эмпирического и теоретического уровней познания при изучении курсов по социальной работе обусловлена также и тем, что социальная работа, как академическая дисциплина, находится в стадии развития, и в этой ситуации эмпирический уровень познания как бы служит ее фундаментом. В связи с этим и является актуальным рассмотрение соотношения эмпирического и теоретического уровней как уровней познания, присущих научному знанию в целом. Логика познания, или движения от эмпирического к теоретическому уровню Одним из существенных моментов обучения для социального работника является соединение теории и практики, а также на основе данных, полученных в процессе практики, дальнейшее развитие теории. В связи с этим возрастает значимость освоения "цепочки": от методов сбора информации к описанию результатов, формулировке гипотезы, включения ее в существующие теории (или "выход" из них), объяснения полученных фактов и предвидение или прогнозирование новых. Важно усвоить, что исходным "пунктом" может быть и теория, и тогда выстраивается другая "цепочка": теория - гипотеза - сбор информации - объяснения - прогнозирование. Эта тема курса философии показывает логику познания, вырабатывает умение построения научной теории, раскрывает механизм постановки проблем (что является важным в практике социальной работы, так как постановка проблемы - существенное звено любой социальной программы и социального проекта), выдвижение гипотез показывает возможность моделирования в социальном прогнозировании. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 299. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |