Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Научный и обыденный уровни познания




Для усвоения и дальнейшего развития целого ряда проблем различных курсов цикла "социальная работа" ('Теория социальной работы", "Методика социальной работы", "История социальной работы", "Этика социальной работы" и др.) важным представляется рассмотрение в курсе философии соотношения научного и обыденного уровней познания, выявление их специфики. Связано это, как уже подчер

73

кивалось, с тем, что непрофессиональная социальная работа в своем возникновении и функционировании предшествует профессиональной.

Как уровни отражения действительности научные и обыденные уровни различаются по ряду признаков. Так, с точки зрения особенностей объекта познания можно говорить о "донаучном" и "антинаучном" обыденном сознании.

В первом случае обыденное сознание, выступающее непосредственным отражением действительности как бы первым "встречается" с объектом познания как в плане генезиса знания вообще, так и в отношении к индивидуальному опыту личности.

Антинаучное - чаще всего возникает в результате пассивного, некритического восприятия различной информации, встречающихся фактов и существующих на уровне группы или даже общества в целом различных стереотипов [18].

В практике социальной работы знания о специфике компонентов и уровней обыденного сознания имеют особое значение, так как социальный работник при выборе социальных технологий и методик должен учитывать имеющийся уровень знаний об этой проблеме у самого клиента либо характер его эмоционального отношения к ним, а также стереотипы, имеющиеся в обществе, социальной группе или у отдельных личностей, так или иначе связанные с этой проблемой.

Например, проблема, с которой пришел клиент,- это кризис, вызванный разводом. Такая ситуация существует в различных стереотипных формах: "один из супругов - сама добродетель, другой - подлец", "раз уходит, пусть все оставит мне" и т.д.

На уровне обыденного сознания происходит передача из поколения в поколение огромной социальной информации, способствующей формированию определенных социальных норм, национальной психологии, совершенствованию народных традиций. Через воспитание "на миру", через традиции, обряды, народное творчество, фольклор формируется способность сопереживать другим людям, формируется положительное эмоциональное отношение к жизни, к близким людям, человечеству, наполняются содержанием такие понятия, как достоинство, честь, гуманизм, справедливость.

На обыденном уровне у представителей отдельных социальных групп существуют и представления о справедливости, которые, естественно, социальный работник должен учитывать при работе с клиентом. Так, исследования, проведенные в конце 80-х годов в Алтайском и Красноярском регионах выявили следующие представления о справедливости у молодежи.

Справедливость - это есть:

а) процесс все более полного и всестороннего удовлетворения растущих материальных и духовных потребностей каждого человека;

б) реальная обеспеченность социального равенства, когда все имеют равные права и обязанности, а также возможности их реализации;

в) соответствие уровня развития богатств общества и развития каждого человека;

74

г) рапное распределение материальных и духовных благ между людьми;

д) деяние бога, божественная благодать;

с) обеспечение полезного, необходимого человеку в каждый период, момент его жизни;

ж) равноправие, когда каждый гражданин общества наделен одинаковыми и всеми правами и т.д. [19].

Диалектика в социальной работе

Необходимость рассмотрения диалектики, как составной части философского знания, обусловлена, во-первых, тем что в социальной работе чрезвычайно важно видеть и понимать диалектику социальных процессов, всей общественной жизни, диалектику познавательной деятельности личности и коллектива. Из бесконечно богатой по своему содержанию диалектической проблематики, на наш взгляд, существенно важными являются:

а) различение объективной и субъективной диалектики;

б) уяснение основных принципов всеобщей взаимосвязи и развития;

в) представление об основных диалектических закономерностях, о соотношении законов диалектики и законов науки.

Наконец, социальный работник не может и шагу шагнуть без уяснения диалектики понятий социальной работы в контексте категорий философии.

Философские категории и категории социальной работы

Философские категории представляют собой всеобщие формы отражения объективного мира, как бы "ступени" все углубляющегося и развивающегося процесса познания. Но следует иметь в виду, что философские категории - это не только обобщенное осмысление полученной информации об объекте, но и форма постановки новых проблем.

В философской литературе существует множество "вариантов" построения системы философских категорий, но до сих пор проблема их систематизации остается нерешенной.

Изучение этой темы важно в связи с тем, что категории социальной работы как самостоятельной научной теории находятся еще в стадии первичного "выделения" и "осмысления", следовательно, понимание общих принципов формирования системы философских категорий будет способствовать и разработке категориального аппарата социальной работы [20, 21, 22, 23].

Природа и общество

Эта проблема курса философии имеет социальный аспект, который выступает одной из важных проблем структурной социальной работы. Экологические проблемы, чрезвычайные ситуации в обществе, выз

75

ванные природными катастрофами,- являются самостоятельным объектом деятельности одной из специализаций в области социальной работы. Философы все чаще стали говорить о том, что "при нынешнем состоянии экологических исследований мы не способны точно установить, где и когда человек осуществил решающие изменения в жизни природы, какой вклад он внес в формирование нынешней ситуации. ...В последней трети XX столетия мы столкнулись со страшно обостряющейся проблемой, как избежать ответного экологического удара" [24].

Одна из актуальных проблем курсов всего цикла дисциплин по программе подготовки специалистов в области социальной работы - проблема бедности. В философии она также рассматривается и чаще всего - в связи с проблемой соотношения природы и общества. В частности, при рассмотрении темы народонаселения. "Проблемы народонаселения, конечно, отличаются от проблем ресурсов в смысле большой к ним причастности как живого, так и неживого мира природы, но обе эти группы проблем едины в том, что наши основополагающие моральные традиции связаны в основном со сферой интересов тех, кто будет жить на земле после нас, в течение следующих нескольких столетий. Демографическая ситуация дальней перспективы принимается во внимание уже не только в странах Запада, но и в ряде беднейших районов планеты, где вопросы экономического развития необходимо решить прежде всего, чтобы уже в последствии сконцентрировать усилия на отдаленном будущем. Поэтому облегчение бремени бедности остается предварительным условием решения проблемы населения" [25].










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 246.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...