Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

СОЦИОЛОГИЯ ВО ВЗАИМОСВЯЗЯХ С ТЕОРИЕЙ И ПРАКТИКОЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ




Социология, как уже отмечалось, тяготеет к тем теориям социальной работы, что ориентированы преимущественно на так называемую структурную социальную работу, деятельность социономов по оказанию помощи различным социальным группам нуждающихся, по оптимизации работы учреждений социальной работы, по повышению эффективности социальной политики в обществе в целом. В этой связи в объективе социологического анализа находятся и социальные предпосылки, условия осуществления психосоциальной работы, т.е. технологии социальной помощи конкретным людям, описанной в понятиях психосоциальных подходов к определению специфики теорий социальной работы.

Анализ современных теорий социальной работы позволил нам сделать вывод о том, что значительная их часть выросла из социологических концепций того или иного характера, либо и сегодня по существу является ими, лишь определенным образом трансформи

124

ровавшись применительно к проблемам социальной работы. В этой связи существенно важно установить связь этого теоретического знания с основными направлениями практической деятельности социальных работников.

Взаимосвязь теории социальной работы и социологии о контексте проблем оказания практической помощи нуждающимся семьям

Под рассматриваемым углом зрения первостепенное внимание следует уделить определению оснований группировки различных семей и выработке стратегии оказания помощи им в зависимости от характера и остроты их кризисного развития, а также возможностей общества оказать помощь и самозащитных потенций семейного коллектива вообще и каждого из его членов в отдельности. В качестве оснований для социологической группировки семей, нуждающихся в помощи, как правило, берутся следующие:

а) доход на одного человека в семье с учетом прожиточного минимума;

б) число детей и иждивенцев в семье;

в) наличие или отсутствие одного или обоих родителей;

г) здоровье членов семьи;

д) способность к труду взрослых членов семьи;

е) наличие жилья, сбережений, земельных участков;

ж) социальное положение, статус членов семьи в обществе и др.

С учетом характера социальных групп, нуждающихся в помощи с точки зрения традиционных теорий социальной работы структурного и психосоциального характера, этот перечень состояний должен быть скорректирован. Так, группировка семей по наличию членов семьи, их различный социально-иерархический статус для социальной работы мало значимы. В социологии же это - одно из оснований группировки населения по социальному положению.

Далеко не все группы населения, выделенные по признаку наличия жилья различного качества (и количества), принимаются во внимание в теории и практике социальной работы, хотя в контексте социологического знания это может быть важным с учетом цели конкретного исследовательского проекта. Аналогичным образом, не все основания социально-демографической градации общества важны для социальной работы, хотя некоторые из них (число пенсионеров, различия половозрастной структуры, характеристика долей одиноких, полных и неполных семей и др.) имеют значение для формирования оптимальных моделей социальной работы по различным регионам, типам поселений, административным социально-территориальным единицам.

В то же время существует немало совпадений, которые дают основания сделать вывод о близости и значимости для практики социологии и теории социальной работы. Например, изучение образа жизни разновозрастных семей и семей с различным стажем совместного

125

проживания может быть одинаково важным как для теории социальной работы, так и для социологии, а также для практики воспроизводства, жизнедеятельности различных групп семей. То же можно сказать и об изучении аномалий образа жизни различных групп риска. Практика работы с этими категориями населения одинаково активно требует, нуждается в результатах как собственно социологических исследований, так и изучения их с позиций теории и методики социальной работы.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 277.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...