Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ




Как система научных знаний социальная работа неизбежно состоит их двух качественно своеобразных, но неразрывно связанных и взаимно обусловливающих друг друга разделов: 1) теоретико-методологического и 2) прикладного. Первый раздел включает в себя методологические основы познания, законы, строгий общий категориальный аппарат и т.д.; второй - сведения практического применения общих теоретических положений к непосредственной социальной работе.

Наивно полагать, что философия напрямую связана со второй частью социальной работы, хотя такие взгляды на связь философии с реальностью уже были (философия "сбора арбузов" или "забивания гвоздей в стену"). Философия связана с практической работой опосредованно, через теоретико-методологический "блок". И в последующем, говоря о значении системы философского знания для социальной работы, мы будем иметь в виду имеющееся объективное различие между указанными частями научного знания.

Социальный работник в любой из сфер своей деятельности так или иначе связан с человеком, взаимоотношениями между личностью и коллективом, между социальными группами и т.д. В строгом смысле слова, вся его деятельность направлена на совершенствование человеческих отношений, на то, что мы называем проведением в жизнь высоких идеалов гуманизма. Именно через развитие идеи гуманизма мы склонны рассматривать связь социальной работы с философской проблематикой, хотя, естественно, не исключаем и наличие многих других "выходов" социальной работы на систему философского знания.

Любой философ как прошлого, так и современности неизбежно приходил и приходит к необходимости обсуждения проблем человека, смысла его жизни и деятельности, его отношения к другим людям, коллективу и природе, его общественной активности и т.п. Несмотря на уникальность в осмыслении различных граней проблемы человека, важным является рассмотрение развития в мировой философии антропологической темы в целом. В различных культурах и эпохах, течениях и философских школах, хотя и по-разному, но в то же время отчетливо, проявлялся и реализовывался общечеловеческий смысл философских исканий.

Уже в конфуцианстве одной из высших ценностей почитается

68

гуманность, милосердие, выдвигается идея о том, что человек "любит не только своих близких", что он готов перенести ради других любые муки. Так, в афоризмах конфуцианства, дошедших до нас, находим, что "прекрасно там, где пребывает милосердие", "если стремиться к милосердию, не будет зла", "у любящих проявлять милосердие нет ничего, чтобы это превышало" [1].

Гуманистические идеи человека как самой высокой ценности и высшей цели, сформулированные еще античными философами (Протогор - "Человек есть мера всех вещей"; Сократ - "Познай самого себя"), затем развивались вместе с общественным прогрессом в средние века и в новое время, а также получили широкое распространение и разработку как в русской, так и в зарубежной современной социальной философии.

Гуманизм, базирующийся на философском понимании человека, учитывал, что любое человеколюбие не имеет основы, если нет условий реализации разума и чувств человека. В "Никомаховой этике" Аристотель писал: "Однако, по-видимому, для счастья нужны внешние блага, ибо невозможно или трудно, совершать прекрасные поступки, не имея никаких средств. Ведь многие поступки совершаются с помощью друзей, богатства и влияния в государстве, словно с помощью орудий, а лишение иного, например, благородного происхождения, хорошего потомства, красоты, исключает блаженство" [2].

Осознавая многостороннюю связь проблемы человека с общефилософской проблематикой, учением о бытии и природе, учением о noзнании, мы тем не менее придерживаемся приоритета значения для социального работника прежде всего проблем так называемой социальной философии, в которых осмысливаются многообразные общественные отношения, как материального, так и духовного порядка, вопросы культуры и общественного сознания. Интерес к изучению общественного сознания является устойчивым, имеющим длительную историческую традицию. Практически на каждом этапе развития человечества наука имеет ту или иную теорию общественного сознания, в основе которой лежит определенная, более или менее зафиксированная концепция общественного сознания. Стоит только посмотреть на историю развития культуры, как в логике ее развития, формирования и функционирования обнаруживается организующее начало этой духовной жизни - определенное понимание общественного сознания.

В современных условиях внимание к общественному сознанию реализовывалось в целой системе управления его развитием: от интенсификации проблем обучения и воспитания до создания теории перестройки гипофиза человека ради достижения определенной цели, от создания программ оптимального развития человека как субъекта исторического процесса до попыток перестроить генетическую природу человека, чтобы "сломать" биологическую неполноценность и вложить целесообразный набор потребностей, инстинктов, влечений и тем самым решить все социальные задачи. В частности, построение

69

научной теории воспитания и образования человека (что является одной из важных проблем и теории социальной работы) невозможно без использования методологии общественного сознания и многие трудности и противоречия развития подрастающего поколения (проблемы "трудных детей", например) порождены не только рядом определенных противоречий развития общества, но и ненаучным подходом к анализу роли субъективного фактора, общественного сознания в развитии общества.

Теория общественного сознания обусловливает в какой-то степени направление научных исследований и в теории социальной работы, в частности, способствует выработке гипотезы научных исследований в отдельных сферах социальной практики, раскрытию сущности социальных процессов, поиску теоретического основания для имеющихся эмпирических фактов.

Что такое человеческая личность и каковы ее место и роль в общественной жизни, ее истории? В чем смысл человеческой жизни? И т.д. Проблемы, которые встали перед человечеством не вчера и сегодня, а обсуждаются в истории философии на протяжении многих веков. Покажем это на примере небольшого экскурса в глубину веков. Вот лишь несколько имен: Спиноза, Вольтер, Дидро, Гоббс, Гердер, Радищев...

"Конечная цель заключается не в том, чтобы господствовать и держать людей в страхе, подчиняя их власти другого, но, наоборот, в том, чтобы каждого освободить от страха, дабы он жил в безопасности, насколько это возможно. Цель государства не в том, чтобы превращать людей из разумных существ в животных или автоматы, но, напротив, чтобы их душа и тело отправляли свои функции, не подвергаясь опасности, а сами они пользовались свободным разумом. Следовательно, целью в действительности есть свобода" [3].

"Любовь к себе и все ее ответвления столь же необходимы человеку, сколь кровь, текущая в его жилах...

Итак, совершенно ясно, что мы обязаны нашим страстям и потребностям... всеми полезными потребностями, которыми мы обогатили вселенную..." [4].

"Существует только одна добродетель - справедливость, одна обязанность - стать счастливым, один вывод - не преувеличивать ценности жизни и не бояться смерти" [5].

"Природа создала людей равными в отношении физических и умственных способностей, ибо, хотя мы наблюдаем иногда, что один человек физически сильнее или умнее другого, однако если рассмотреть все вместе, то окажется, что разница между ними не столь велика, чтобы один человек основываясь на ней, мог претендовать на какоенибудь благо для себя, на которое другой не мог бы претендовать с таким же правом.

Справедливость и несправедливость не являются ни телесными, ни умственными способностями. Если они были бы таковыми, они подобно ощущениям и страстям должны были бы быть присущи и человеку,

70

существующему изолированно. Но справедливость и несправедливость есть качество людей, живущих в обществе, а не в одиночестве"'[6].

"Нет сомнения, что вообще все, что еще не совершилось на земле, совершится в будущем; ибо неувядаемы права человека и силы, заложенные в него богом, неистребимы. Мы удивляемся, как много успели сделать в своей жизненной сфере за несколько столетий греки и римляне... Они были людьми, как и мы; их стремление к наилучшей форме гуманности - это и наше стремление, только применительно к условиям нашего времени, нашей совести, нашим обязанностям. То, что они могли сделать без помощи труда, то можем и имеем право сделать и мы; божество помогает нам только через наше усердие, наш разум, наши собственные силы" [7].

"...Колико человек мысленностию своею властвующ над своими желаниями и страстями, что она возмогает дать телу болезнь и здравие; что напряжение мысленности отвлекает ее от телесности и делает человека способным на преодоление трудов, болезней..." [8].

К этим давним, можно сказать, "вечным" вопросам сегодня добавляются все новые не менее важные и "напряженные". Какова общая картина развития современного общества, трудности, противоречия, тенденции и перспективы этого развития? Как в целом оценивать современную эпоху, социальное, духовное, экологическое состояние нашей планеты? Как предотвратить нависшие над человечеством опасные для его жизни угрозы? Каким образом и нужно ли защищать и отстаивать великие гуманистические идеалы и ценности? И т.д.

Таким образом, философия социальной работы сводится прежде всего к проблеме человека, его сущности, осознанно-смысловым аспектам, Через обсуждение этих проблем мы неизбежно приходим к необходимости ознакомиться со многими другими сторонами общественной жизни, а именно: культурой, искусством, моралью, правом, политикой, религией, идеологией, т.е. с фундаментальными проблемами социальной философии.

Мы согласны с мнением В.Н. Ярской, что концептуальный аппарат философии социальной работы должен содержать и обсуждать универсальные категории культуры и формы мышления: человека, культуру, социум, свободу, гуманизм, конфликт, социальное время и пространство, общественную деятельность, ситуацию, жизнь, смерть, субъект и объект, образ жизни, картину мира, душу, экзистенцию, социальную экологию и т.п. [9].

Принципы построения такого философского основания должны исходить, как это было подчеркнуто выше, из идей гуманизма как стратегии социальной политики и социального действия. Пафос разработки этих идей в наше время должен основываться на понимании того, что гуманитаризация нашей планеты, среды обитания человека, гуманизация всей материальной и духовной культуры - есть деятельность по спасению человечества [10, 11, 12, 13].

В философской концепции социальной работы самым трудным, но

71

необходимым компонентом является та часть, которая достаточно четко определит, в какие конкретные структуры социума и культуры должен вписаться феномен социальной работы и каковы механизмы получения им статуса социального института [14, 15].










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 266.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...