Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Учение о личности и ее связи с обществом




Животное рождается с богатым набором инстинк­тов, а видовые поведенческие амплуа предопределены ге­нетически. Иначе обстоит дело с человеком. Все люди в последние 40 тысяч лет относятся к одному и тому же био­логическому виду Ноmо sapiens. Но никому пока не удава­лось отыскать врожденное «поведенческое амплуа» этого вида. Его нет. Человек гораздо сложнее. Генетические про­граммы, программирующие поведение животных, фикси­руются в молекулах ДНК. Главными средствами передачи программы, определяющей поведение людей, являются язык, показ и пример. Место генетических инструкций занимают нормы, место наследственности в строгом смыс­ле этого слова - преемственность.

Исходя из вышесказанного, очевидно, что сущность человека находится не внутри его организма, а вне его, в общественных отношениях. К.Маркс в 40-х годах 19 в. указал, что «сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех об­щественных отношений».

Однако уже после К. Маркса сформировалась философская антропология, которая в процессе своего развития выдвинула ряд философских концепций относительно природы и сущности человека.

Полного определения, что такое человек, не существует. Ведем рабочее определение. Человек - это: 1) более высокая степень живых организмов на Земле, что есть объективный результат развития Земли и Космос; 2) субъект общественно-исторических и культурных превращений.

Здесь отмечена двойственная природа (биологическая и социальная) человека.

 Личность - это человек, включенный в социальные связи и отношения, способный выполнять об­щественные функции и нести сознательную ответствен­ность за свои действия.

Человек - биосоциальное существо, а личность со­циальна. В человеке можно выделить биологическую, пси­хологическую и социальную структуру. И психологическая и социальная структура личности определяются прежде всего обществом, общественным бытием и, в основном, общественным сознанием.

Что же представляет из себя об­щественное сознание и как оно связано с индивидуальным?

Общественное сознание - это сложная сис­тема идей, взглядов, чувств, настроений, порожденная ма­териальными, социально-экономическими, культурными, национальными и религиозными потребностями людей, обладающая относительной самостоятельностью и активно влияющая на общественное бытие.

Общественное сознание по глубине проникновения в действительность состоит из трех уровней: эмпирическо­го уровня, уровня общественной психологии и идеологиче­ского уровня. Эмпирический уровень состоит из элементов, которые формируются у людей самим укладом их жизни. Уровень общественной психологии - это сово­купность чувств, настроений, эмоций, этических норм оп­ределенной общности людей, складывающихся на основе общности социально-экономической жизни.

Идеологический уровень, идеология - это совокупность теорий, целостная система идей, отражаю­щих общественное бытие с позиций определенного класса, социальной группы.

Связь индивидуального и общественного сознания заключается в том, что человек, живя в конкретном обще­стве, не может быть свободен от ценностей данного обще­ства. Государство через свои институты стремится, чтобы большинство граждан поддерживали идеологические уста­новки правительства, и наиболее эффективно этот замысел государство реализует на социально-психологическом уровне общественного сознания, подавая массам идеологи­ческие ценности в яркой и красочной упаковке рекламных роликов, хитов, боевиков, телепрограмм и различных шоу. Именно в этих формах большинство людей постигают фи­лософию, этические, эстетические, религиозные, политиче­ские и правовые ценности идеологии.

Лекция 13. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

План

1. Общество как саморазвивающаяся и самоуправляемая система

2. Характеристика материальной, социальной, политической и духовной сфер жизни общества

3. Социальное прогнозирование и глобальные проблемы современности

4. Современная НТР и ее возможные последствия.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 235.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...