Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Категории «возможность» и «действительность»
Возможность - это философская категория, отражающая объективно существующую тенденцию возникновения предмета и процесса, порожденная действием необходимых и случайных факторов. Возможность характеризуется как момент действительности, как ее потенциальное существование. Гегель отмечал, что возможность - это представительство будущего в настоящем. Действительность - это то, что реально существует в данное время. Видывозможностей. Реальная, или конкретная возможность. Это возможность, для превращения которой в действительность есть все необходимые условия {например, каждому студенту получить диплом специалиста). Абстрактная, или формальная возможность. Это такая возможность, которая не может превратиться в действительность при данных условиях, то есть условия для данной возможности еще не созрели (например, формально любой солдат может стать генералом, а реально?). Обратимая возможность. Это такая возможность, которая, превратившись в действительность, может вернуться в свое первоначальное состояние (например, вода-лед-вода). Необратимая возможность. Это возможность, которая при превращении в действительность не может вернуться в свое первоначальное состояние (например, став взрослым, нельзя вновь вернуться в детство). Превращение возможности в действительность зависит от соотношения целей и средств в практической деятельности. Если цель превышает возможности, то получается иллюзия (например, план захвата СССР фашистской Германией за 4 месяца). Возможность и действительность связаны фактором времени. То есть необходимо учитывать время как условие превращения возможности в действительность, конечно, при наличии прочих условий (например, превращение Украины в мощную европейскую державу). Превращение возможности в действительность в экономике - вероятностный процесс. Следовательно, экономисту надо овладевать методами математического моделирования последствий принимаемых экономических решений.
Лекция 11. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЗНАНИЯ План 1. Сущность и диалектический характер процесса познания 2. Формы чувственного и рационального познания, их единство 3. Философское учение об истине 4. Методы и формы научного познания
Сущность и диалектический характер процесса познания Учение о познании возникло вместе с появлением философии и связано с решением второй стороны основного вопроса философии, т.е. как относятся наши мысли об окружающем нас мире к самому этому миру. Ответ на этот вопрос составляет важный компонент мировоззрения, раскрывает возможности человека правильно познавать и преобразовывать мир. Представители различных философских школ и направлений по-разному отвечали на вопрос о познаваемости мира. Одни из них признавали принципиальную возможность познать окружающий мир, другие ограничивали познавательные возможности человека, третьи вообще считали, что объективный мир непознаваем (агностицизм). Постепенно учение о познании сложилось в особую область философской науки - гносеологию, и философия выполняет гносеологическую (теретико-познавательную) функцию. Можно условно выделить три группы задач, решаемых теорией познания: Первая группа- это задачи, связанные преимущественно с характеристикой объекта познания (выявление источника знания и условий познавательного процесса, характеристика объектов познания). Вторая группа- это задачи, относящиеся преимущественно к обоснованию субъекта познания (определение субъекта познания, раскрытие его роли в процессе познания). Третья группа- это задачи, связанные с раскрытием содержания и сущности процесса отражения, (обоснование закономерностей познавательного процесса, анализ содержания и форм познания как отражения, оценка результатов познания). Познание - это обусловленный прежде всего общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование. Так что же является объектом познания? 1) Объектом познания выступает определенная часть, фрагмент материального мира, на которую направлена познавательная деятельность. 2) Объектом познания выступают различные проявления сознательной деятельности человека, духовные процессы, духовный мир людей. 3) Объектом познания выступает идеализированные теоретические объекты науки. А что такое субъект познания? Во-первых, это общественный, социально сформировавшийся человек, а шире - человеческое общество в целом. Во-вторых, характеризуя субъект познания, следует отметить его активность в ходе познания. Он воспроизводит объект в своем сознании, создавая идеальный образ, полнота и точность которого зависят и от социального опыта человека, его знаний, и от структуры, особенностей органов чувств субъекта, его чувств, воли, эмоций. Таким образом, признание внешнего мира и его отражение в человеческой голове являются исходным принципом теории познания. Отражение - это воспроизведение взаимодействующими телами особенностей и свойств друг друга. Отражение как познание появляется лишь на уровне человеческого мышления. Конечно, человек обладает не только такой формой отражения, как сознание, а в «снятом», преобразованном виде всеми формами отражения, которые присущи животным, растениям, микроорганизмам и предметам неживой природы. Получается стройная эволюционная линия, звеном которой является конкретно-исторический человек с его особенностью мыслить с помощью мозга. Результатом отражения выступает идеальное, которое закрепляется в сознании в виде образа. Все формы сознания от ощущения до понятий и научных теорий носят образный характер. Образ - это предметное и обобщенное отображение, существенными чертами которого является сходство, подобие его источнику, определенная степень адекватности. Образное отражение имеет информационный характер, и определение информации как содержания отражения наиболее распространено в нашей литературе. Информация - это не просто знание, а та часть знания, которая используется для активного действия, для управления, то есть в целях сохранения и развития определенной системы. История познания показывает, что знания обусловлены потребностями общества, запросами производства. Если у общества появляется техническая потребность, то она двигает науку сильнее, чем десяток университетов. Начиная с античной философии и до настоящего времени гносеологические проблемы «задавались» потребностью производства и практики. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 280. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |