Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Категории «возможность» и «действительность»




Возможность - это философская категория, отра­жающая объективно существующую тенденцию возникно­вения предмета и процесса, порожденная действием необ­ходимых и случайных факторов. Возможность характери­зуется как момент действительности, как ее потенциальное существование. Гегель отмечал, что возможность - это представительство будущего в настоящем.

Действительность - это то, что реально су­ществует в данное время.

Видывозможностей.

 Реальная, или конкретная возможность. Это воз­можность, для превращения которой в действитель­ность есть все необходимые условия {например, каж­дому студенту получить диплом специалиста).

Абстрактная, или формальная возможность. Это та­кая возможность, которая не может превратиться в дейст­вительность при данных условиях, то есть условия для данной возможности еще не созрели (например, формаль­но любой солдат может стать генералом, а реально?).

Обратимая возможность. Это такая возможность, ко­торая, превратившись в действительность, может вер­нуться в свое первоначальное состояние (например, вода-лед-вода).

Необратимая возможность. Это возможность, кото­рая при превращении в действительность не может вер­нуться в свое первоначальное состояние (например, став взрослым, нельзя вновь вернуться в детство).

Превращение возможности в действительность за­висит от соотношения целей и средств в практической дея­тельности. Если цель превышает возможности, то получа­ется иллюзия (например, план захвата СССР фашистской Герма­нией за 4 месяца).

Возможность и действительность связаны фактором времени. То есть необходимо учитывать время как условие превращения возможности в действительность, конечно, при наличии прочих условий (например, превращение Ук­раины в мощную европейскую державу).

Превращение возможности в действительность в эко­номике - вероятностный процесс. Следовательно, экономисту надо овладевать методами математического моделирования последствий принимаемых экономических решений.

 

Лекция 11. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЗНАНИЯ

План

1. Сущность и диалектический характер процесса познания

2. Формы чувственного и рационального познания, их единство

3. Философское учение об истине

4. Методы и формы научного познания

 

Сущность и диалектический характер процесса познания

Учение о познании возникло вместе с появлением философии и связано с решением второй стороны основно­го вопроса философии, т.е. как относятся наши мысли об окружающем нас мире к самому этому миру. Ответ на этот вопрос составляет важный компонент мировоззрения, раскрывает возможности человека правильно познавать и преобразовывать мир.

Представители различных философских школ и на­правлений по-разному отвечали на вопрос о познаваемости мира. Одни из них признавали принципиальную возмож­ность познать окружающий мир, другие ограничивали по­знавательные возможности человека, третьи вообще счита­ли, что объективный мир непознаваем (агностицизм).

Постепенно учение о познании сложилось в особую область философской науки - гносеологию, и философия выполняет гносеологическую (теретико-познавательную) функцию.

Можно условно выделить три группы задач, решаемых теорией познания:

Первая группа- это задачи, связанные преимущественно с характеристикой объекта познания (выявление источника знания и условий познавательного процесса, характеристика объектов познания).

Вторая группа- это задачи, относящиеся преимущественно к обоснованию субъекта познания (определение субъекта познания, раскрытие его роли в процессе познания).

Третья группа- это задачи, связанные с раскрытием содержания и сущности процесса отражения, (обоснование закономерностей познавательного процесса, анализ содержания и форм познания как отражения, оценка результатов познания).

Познание - это обусловленный прежде всего общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование.

Так что же является объектом познания? 1) Объек­том познания выступает определенная часть, фрагмент ма­териального мира, на которую направлена познавательная деятельность. 2) Объектом познания выступают различные проявления сознательной деятельности человека, духовные процессы, духовный мир людей. 3) Объектом познания вы­ступает идеализированные теоретические объекты науки.

А что такое субъект познания? Во-первых, это об­щественный, социально сформировавшийся человек, а шире - человеческое общество в целом. Во-вторых, ха­рактеризуя субъект познания, следует отметить его актив­ность в ходе познания. Он воспроизводит объект в своем сознании, создавая идеальный образ, полнота и точность которого зависят и от социального опыта человека, его зна­ний, и от структуры, особенностей органов чувств субъек­та, его чувств, воли, эмоций.

Таким образом, признание внешнего мира и его отражение в человеческой голове являются исходным принципом теории познания.

Отражение - это воспроизведение взаимодейст­вующими телами особенностей и свойств друг друга. Отражение как познание появляется лишь на уровне чело­веческого мышления. Конечно, человек обладает не только такой формой отражения, как сознание, а в «снятом», пре­образованном виде всеми формами отражения, которые присущи животным, растениям, микроорганизмам и пред­метам неживой природы. Получается стройная эволюцион­ная линия, звеном которой является конкретно-исторический человек с его особенностью мыслить с по­мощью мозга.

Результатом отражения выступает идеальное, ко­торое закрепляется в сознании в виде образа. Все формы сознания от ощущения до понятий и научных теорий носят образный характер. Образ - это предметное и обобщенное отображение, существенными чертами которого является сходство, подобие его источнику, определенная степень адекватности. Образное отражение имеет информационный характер, и определение информации как содержания отражения наиболее распространено в нашей литературе. Информация - это не просто знание, а та часть знания, которая используется для активного действия, для управления, то есть в целях сохранения и развития определенной системы.

История познания показывает, что знания обуслов­лены потребностями общества, запросами производства. Если у общества появляется техническая потребность, то она двигает науку сильнее, чем десяток университетов. Начиная с античной философии и до настоящего времени гносеологические проблемы «задавались» потребностью производства и практики.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 241.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...