Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Категории «причина» и «следствие»




Ф. Бэкон отмечал, что истинное знание есть знание причины. Причинный вид связи вообще один из наиболее распространенных. Категории причинности называют каузальностью, или детерминизмом. Это тожде­ственные понятия по своему содержанию.

Причина - это философская категория для обо­значения того явления, которое обусловливает другое явле­ние, в результате чего возникает цепь взаимосвязанных со­бытий.

Следствие - это философская категория для обо­значения того явления, которое обусловлено другими явле­ниями, то есть следствие - результат действия причины.

Категории причины и следствия объективны по со­держанию и отражаются в нашем сознании.

Причинно-следственные зависимости принципи­ально познаваемы.

Причинно-следственные зависимости носят всеоб­щий характер. Нет ни одного явления, которое не было бы причиной каких-то следствий. Однако принципиальной ошибкой было бы думать, что всякое явление, предшест­вующее другому явлению, является его причиной (связь может быть и функциональной).

Не может быть конечного следствия и начальной причины.

Философия исходит из признания многообразия форм причинно-следственных связей:

а) по масштабу охвата явлений: общие и частные;

б) по времени действия: длительные и кратковременные;

в) по их роли в определении характера процессов и явлений: главные и второстепенные, полные и специфические.

В повседневной жизни причину часто смешивают с поводом. Повод - это философское понятие для обозначе­ния внешнего, часто случайного события, которое само по себе не является причиной, но способствует или препятст­вует проявлению следствия. Повод - это незначительное об­стоятельство, внутренне не связанное со следствием. Оно чисто внешнее. Например, поводом для начала Первой ми­ровой войны послужило убийство сербским студентом Гав­рилой Принципом австрийского эрцгерцога Фердинанда.

Связь повода и причины

■ Причина непременно связана со следствием, а повод может быть, а может и не быть в развитии причинно-следственных связей. Повод — это не необходимое яв­ление.

■ Все причины в разной степени вызывают следствия, а повод непосредственно не порождает следствие, а мо­жет лишь ускорить или замедлить его проявление.

■ Следствие и повод лежат, как правило, на поверхности события. Они в этом смысле представляют собой явле­ние. Причина скрыта от непосредственного созерцания и в этом смысле представляет собой сущность.

Наряду с поводом употребляется и другое понятие - предлога. Часть авторов рассматривает их как тождествен­ные, а другие же различают их. Под поводом они понимают реальный факт или событие, а предлогом может быть не обязательно реальный факт, но и вымысел.

Диалектика причины и следствия. Одно и то же следствие может быть вызвано несколь­кими однотипными причинами, действующими вместе или порознь (революция - следствие многих причин). Одна причина может вызвать несколько следствий (землетрясение).

Совокупность действия причин может или усиливать, или ослаблять следствие.

Действие причин проявляется только при наличии со­ответствующих условий (то есть нельзя быть фатали­стом: если не поливать в условиях Крыма грядку огур­цов, то она засохнет и урожая не будет). Следствие может оказывать обратное воздействие на причину, вызвавшую данное следствие. Взаимодействие причины и следствия характеризуется определенным пространственно-временным интерва­лом. Причина может вызывать следствие мгновенно, а может и через длительный промежуток времени.

Категории «необходимость» и «случайность»

Из правильного положения о причинной обуслов­ленности явлений многие ученые и философы делали не­верный вывод, что в мире есть только необходимость, а случайных явлений нет. Еще Спиноза утверждал, что слу­чайным называется явление, причину которого мы не зна­ем. Здесь отождествляются два разных понятия: необходи­мость и причинность. Верно, что в мире нет беспричинных явлений. Случайные явления также имеют причину. Но от этого они не становятся необходимыми. Не все, что возни­кает, возникает по необходимости. Случайности также принадлежит своя, хотя и ограниченная роль. Дадим опре­деление этим категориям.

Необходимость - это такая однозначно обу­словленная связь явлений, при которой наступление собы­тия-причины обязательно влечет за собой вполне опреде­ленное явление-следствие при определенных условиях.

Случайность - это то, что в данных условиях может быть, а может и не быть, может произойти так, но может произойти и иначе.

Случайное событие наступает как результат воздей­ствия некоторых из неопределенно большого числа разно­образных и в точности неизвестных причин.

Следует также различать необходимость и неиз­бежность. Не все необходимое неизбежно. Необходимость может быть неизбежной, когда исключаются все другие возможности и остается лишь одна из них.

Метафизическое направление в философии утвер­ждает, что все в мире совершается с железной необходимо­стью и никаких случайностей нет. Некоторые направления идеализма утверждают, что мир - это хаос случайных со­бытий и отрицают необходимость.

Категория случайности связана с понятием вероят­ности. Это мера возможности наступления случайного со­бытия. Вероятность невозможного события равна нулю, вероятность наступления необходимого (достоверного) со­бытия - единице. Умение рассчитывать вероятность эконо­мических ситуаций очень важно для специалиста, оно вы­рабатывается путем изучения дисциплины «Теория вероят­ностей и математическая статистика».

Диалектика необходимости и случайности.

• Случайность выступает как форма проявления необхо­димости и как ее дополнение. Случайности оказывают влияние на ход развития необходимого процесса: они могут ускорять или замедлять его.

• Случайности в ходе развития могут превращаться в необ­ходимость. Так, закономерные признаки того или иного биологического вида вначале появились как случайные отклонения от признаков другого вида. Такого рода слу­чайности дают жизнь и перспективу необходимости.

• Случайные явления в одних взаимосвязях выступают как необходимые в других, а необходимые явления в одних взаимосвязях выступают как случайные в других. Напри­мер, космические явления, связанные с усилением радиа­ции, и сердечные заболевания определенных людей.

Задача научного познания заключается в проникно­вении через видимые случайные связи в необходимые. Но наука улавливает не только необходимое, она учитывает и случайное. Она обязана вооружить человека средствами, сигнализирующими о неблагоприятных случайностях и ограждающими общество от них.

Развитие производства и науки все больше выводит человека из-под власти неблагоприятных случайностей, лю­ди получают возможность управлять общественными про­цессами, планировать экономику и культуру и тем самым ограждать общество от пагубного действия случайностей.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 460.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...