Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Формы чувственного и рационального познания, их единство
Познание представляет собой сложный диалектический процесс. Начинается познание с непосредственного чувственного взаимодействия человека с внешним миром при помощи органов чувств. Чувственноепознание (живое созерцание) - это активное отражение органами чувств человека непосредственно (или с помощью приборов) воздействующих на них предметов и процессов материального мира. Спецификой отражения всех органов чувств является воспроизведение объектов познания в чувственно-наглядной форме. Чувственное познание отражает мир в форме ощущений, восприятий и представлений. Для характеристики ощущений следует выделить несколько особенностей ощущения - это: 1) результат воздействия объекта на наши органы чувств; 2) превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания; 3) непосредственная связь сознания с внешним миром; 4) субъективный образ объективного мира, совпадающий с ним по содержанию. Ощущения - это образы, отражающие не весь предмет, а его отдельные стороны и свойства. В процессе познания ощущения выполняют функцию различия и отождествления объектов. На основе ощущений формируется более сложная форма чувственного отражения - восприятие. Восприятие- это отражение предмета в виде целостного чувственного образа. Оно возникает в результате непосредственного воздействия внешнего мира на органы чувств. В отличие от ощущений восприятие связано с деятельностью не одного, а нескольких органов чувств или даже группы их. Образ предмета осознается как находящийся перед субъектом, то есть вне субъекта, там, где расположен предмет, вызывающий данный образ. Жизненный смысл восприятий в том, что они выполняют в жизни человека сигнальную функцию. А в процессе познания - функцию различения и обособления вещей в пространстве. Переходным звеном, связывающим живое созерцание с абстрактным мышлением, является представление. Это чувственный образ тех предметов и явлений, которые человек воспринимал раньше, но которые в данный момент не воспринимаются. Оно основывается на памяти. Представление - это воспроизведение в сознании человека образов, ранее действовавших предметов и явлений, оживление «следов» действия предметов в памяти. У человека специфическим раздражителем, вызывающим представления, является СЛОВО. Хотя представление и сохраняет чувственную форму, оно уже содержит обобщение, то есть поднимается выше ощущений и восприятий. Разновидностями представления выступают воображение и фантазия. Воображение - это процесс соединения и преобразования различных представлений в целостную картину новых образов. Воображение уже включает в себя элементы мыслительной деятельности. Без этого качества нельзя быть ни поэтом, ни философом, ни умным человеком, ни мыслящим существом, - писал Дени Дидро. Однако чувственное познание не может сделать обобщающих выводов, не может отразить сущность противоречий в природе и обществе. Здесь на помощь приходит абстрактное мышление. Переход к нему - это скачок в познании, переход его на более высокую качественную ступень. Чем характеризуется такой скачок? 1) Переходом от фактов к обнаружению закономерностей. 2) Переходом от явления к сущности, от конкретного к абстрактному. 3) Переходом от непосредственного к опосредованному знанию. Для познания существенных связей и отношений чувственное познание должно соединиться с абстрактным мышлением. Мышление - высшая функция мозга, состоящая в опосредованном, отвлеченном, обобщенном отражении предметов внешнего мира, их существенных свойств. Мышление - это творческий, активный процесс. Способ отражения свойств и отношений предметов и явлений объективного мира в мышлении называется формой мышления. Основными формами абстрактного мышления (а следовательно, и рациональной ступени познания) являются понятия, суждения, умозаключения. Понятие - это обобщающая мысль, в которой отражаются существенные признаки предмета и его существенные свойства, отношения. Чтобы образовать понятие, чувственные данные перерабатываются в нашей голове с помощью методов сравнения, анализа, синтеза, обобщения, абстрагирования. Суждение - это мысль, в которой, сочетая понятия, мы что-либо утверждаем или что-либо отрицаем о реальных вещах и явлениях. Суждения дают возможность выражать одни понятия через другие, рассуждать. Умозаключение - это форма мышления, когда из двух или нескольких суждений выводится новое суждение, содержащее новые знания. Таким образом получается выводное знание. Чувственное и логическое познание представляют собой две основные формы познавательной деятельности. Они диалектически связаны между собой так, что они дополняют и взаимопроникают друг в друга: чувственное познание как бы включает в себя мышление в качестве одной из необходимых сторон, а рациональное (логическое) мышление не является «очищенным» от чувственных образов. Диалектика углубления человеческих знаний от чувственного созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике выступает всеобщим законом познания. Поэтому нельзя преувеличивать роль чувственной (эмпиризм) и логической (рационализм) сторон познания. Познание как диалектический процесс завершается практикой, которая выступает основой познания, целью познания и критерием истины. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 256. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |