Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Формы чувственного и рационального познания, их единство




Познание представляет собой сложный диалектиче­ский процесс.

Начинается познание с непосредственного чувст­венного взаимодействия человека с внешним миром при помощи органов чувств.

Чувственноепознание (живое созерцание) - это активное отражение органами чувств человека непо­средственно (или с помощью приборов) воздействующих на них предметов и процессов материального мира. Специ­фикой отражения всех органов чувств является воспроизведение объектов познания в чувственно-наглядной форме.

Чувственное познание отражает мир в форме ощу­щений, восприятий и представлений.

Для характеристики ощущений следует выделить несколько особенностей ощущения - это: 1) результат воз­действия объекта на наши органы чувств; 2) превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания; 3) непо­средственная связь сознания с внешним миром; 4) субъек­тивный образ объективного мира, совпадающий с ним по содержанию. Ощущения - это образы, отражающие не весь предмет, а его отдельные стороны и свойства. В про­цессе познания ощущения выполняют функцию различия и отождествления объектов.

На основе ощущений формируется более сложная форма чувственного отражения - восприятие. Восприятие- это от­ражение предмета в виде целостного чувственного образа. Оно возникает в результате непосредственного воздействия внешнего мира на органы чувств. В отличие от ощущений восприятие связано с деятельностью не одного, а несколь­ких органов чувств или даже группы их.

Образ предмета осознается как находящийся перед субъектом, то есть вне субъекта, там, где расположен пред­мет, вызывающий данный образ. Жизненный смысл вос­приятий в том, что они выполняют в жизни человека сиг­нальную функцию. А в процессе познания - функцию раз­личения и обособления вещей в пространстве.

Переходным звеном, связывающим живое созер­цание с абстрактным мышлением, является представле­ние. Это чувственный образ тех предметов и явлений, ко­торые человек воспринимал раньше, но которые в данный момент не воспринимаются. Оно основывается на памяти.

Представление - это воспроизведение в сознании че­ловека образов, ранее действовавших предметов и явле­ний, оживление «следов» действия предметов в памяти. У человека специфическим раздражителем, вызывающим представления, является СЛОВО. Хотя представление и сохраняет чувственную форму, оно уже содержит обоб­щение, то есть поднимается выше ощущений и восприятий. Разновидностями представления выступают воображение и фантазия.

Воображение - это процесс соединения и преоб­разования различных представлений в целостную картину новых образов. Воображение уже включает в себя элементы мыслительной деятельности. Без этого качества нельзя быть ни поэтом, ни философом, ни умным человеком, ни мысля­щим существом, - писал Дени Дидро.

Однако чувственное познание не может сделать обобщающих выводов, не может отразить сущность противо­речий в природе и обществе. Здесь на помощь приходит абст­рактное мышление. Переход к нему - это скачок в познании, переход его на более высокую качественную ступень.

Чем характеризуется такой скачок?

1) Переходом от фактов к обнаружению законо­мерностей.

2) Переходом от явления к сущности, от конкрет­ного к абстрактному.

3) Переходом от непосредственного к опосредо­ванному знанию.

Для познания существенных связей и отношений чувственное познание должно соединиться с абстрактным мышлением. Мышление - высшая функция мозга, со­стоящая в опосредованном, отвлеченном, обобщенном отражении предметов внешнего мира, их существенных свойств. Мышление - это творческий, активный процесс.

Способ отражения свойств и отношений предметов и явлений объективного мира в мышлении называется формой мышления.

Основными формами абстрактного мышления (а следовательно, и рациональной ступени познания) являют­ся понятия, суждения, умозаключения.

Понятие - это обобщающая мысль, в которой от­ражаются существенные признаки предмета и его сущест­венные свойства, отношения. Чтобы образовать понятие, чувственные данные перерабатываются в нашей голове с помощью методов сравнения, анализа, синтеза, обобщения, абстрагирования.

Суждение - это мысль, в которой, сочетая поня­тия, мы что-либо утверждаем или что-либо отрицаем о ре­альных вещах и явлениях. Суждения дают возможность выражать одни понятия через другие, рассуждать.

Умозаключение - это форма мышления, когда из двух или нескольких суждений выводится новое сужде­ние, содержащее новые знания. Таким образом получается выводное знание.

Чувственное и логическое познание представляют собой две основные формы познавательной деятельности. Они диалектически связаны между собой так, что они дополняют и взаимопро­никают друг в друга: чувственное познание как бы включа­ет в себя мышление в качестве одной из необходимых сто­рон, а рациональное (логическое) мышление не является «очищенным» от чувственных образов. Диалектика углуб­ления человеческих знаний от чувственного созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике выступает всеобщим законом познания. Поэтому нельзя преувеличивать роль чувственной (эмпиризм) и логической (рациона­лизм) сторон познания.

Познание как диалектический процесс завершается практикой, которая выступает основой познания, целью познания и критерием истины.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 256.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...