Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Движение как способ существования материи
В истории философии было три точки зрения на проблему движения. 1. Объективный идеализм признавал движение материи, но источник движения отрывал от материи и выносил его вовне. 2. Субъективные идеалисты отрицали объективный характер движения, считая его сменой, потоком ощущений или понятием, полученным из опыта. 3. Метафизический материализм высказал ряд ценных догадок, но в целом движение сводилось им лишь к макромеханической форме его существования. Также ни один из представителей этого направления не сумел вскрыть внутренний источник движения. Ф.Энгельс дал классическое определение движения: «Движение в применении к материи - это изменение вообще ... изменение, охватывающее все явления, начиная от простого механического перемещения и кончая мышлением»[3]. Движение является всеобщим способом существования материи, ее коренным атрибутом. Мир есть движущаяся материя, в мире нет ничего, кроме движущейся материи. Материи присуще самодвижение, источником которого является единство и борьба противоположностей. Движение, как и материя, несотворимо и неуничтожимо. Движение диалектически противоречиво по своей природе. а) Движение абсолютно и относительно, то есть все постоянно находится в движении и одновременно некоторые материальные объекты находятся в относительном покое. б) Движение - это единство изменчивости и устойчивости. Причем изменчивость всеобща, абсолютна, а устойчивость относительна. в) Движение одновременно непрерывно и прерывно (нет абсолютного прекращения изменений, в то же время в природе постоянно происходят скачки при переходе из одного качественного состояния в другое). Таким образом, движение является способом существования материи. Современная философия отрицает отождествление конкретных форм движения с движением вообще. В то же время любая форма философии стремится дать классификацию форм движения в соответствии со своей мировоззренческой позицией. Главные методологические идеи классификации форм движения материи с позиций диалектического материализма даны Ф.Энгельсом в его работе «Диалектика природы». Раскроем их: ■ Каждая форма движения материи имеет свой определенный материальный носитель. ■ Формы движения материи качественно различны и несводимы друг к другу (то есть они качественно специфичны, но взаимосвязь между ними есть). ■ Существуют общие закономерности, проявляющиеся во всех формах движения. ■ При определенных условиях формы движения материи способны превращаться друг в друга. ■ Формы движения материи отличаются друг от друга по степени сложности. ■ Классификация форм движения материи находится в неразрывной связи с уровнем развития наук. Основываясь на этих методологических принципах, Ф.Энгельс выделил следующие формы движения материи: 1) Механическое - пространственно-временное перемещение тел. 2) Физическое - это атомарное движение. Энгельс называл эту форму движения еще механикой атомов. 3) Химическое - это движение молекул, или физика молекул. 4) Биологическое - это движение клеток, белковых образований. Энгельс называл эту форму химизмом белков. Эта форма движения материи знаменует переход от неживой природы к живой. Не случайно одно из определений жизни гласит, что жизнь есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого является обмен веществ. 5) Социальное - это движение людей и социальных организмов. Это высшая форма движения, которая возникла сравнительно недавно. Следует иметь в виду, что, в зависимости от критерия деления форм движения, можно сделать другие деления. Завершая данный вопрос, отметим, что все формы движения материи взаимосвязаны и переходят друг в друга. Чем выше форма движения материи, тем уже степень проявления в ней низших форм. Высшей, наиболее сложной формой движения материи является социальное движение. Пространство и время как формы бытия материи В истории философии во взглядах на пространство и время бытовали два основных направления, в которых философы выясняли: 1. Существовали ли пространство и время как особые физические реальности со своими свойствами или это абстракция от реальных вещей и их свойства быть протяженными? Демокрит считал, что пустота - это особая реальность со своими свойствами. Всеобщим ее свойством является бесконечность. Ньютон полагал, что пространство и время - это особые начала, которые существуют независимо от материи (абсолютное пространство - это вместилище тел, оно непрерывно, неподвижно и изотропно во всех направлениях, бесконечно. Абсолютное время - это вместилище событий, это чистая длительность. Время однонаправлено). Эти философы, следовательно, отрывали пространство и время от материи, рассматривали свойства пространства и времени как неизменные и независимые друг от друга. Аристотель полагал, что пространство - это совокупность материальных тел. Время - число движения. Толанд утверждал, что абсолютного пространства и времени не существует, а они являются характеристиками движущейся материи. Декарт считал, что пространство - это протяженность материи. Таким образом, эти философы рассматривали пространство и время в неразрывной связи с материей и друг с другом. 2. Существует ли пространство и время объективно или это субъективные особенности нашего восприятия? Беркли, Мах, Авенариус отрицали объективность пространства и времени и утверждали, что это лишь последовательность, порядок наших восприятий. Кант и Дюринг считали пространство и время априорными (то есть существовавшими еще до появления у человека опыта восприятия) формами созерцания. Современная философия считает пространство и время объективными характеристиками движущейся материи и дает им следующие определения. Пространство - это всеобщая форма существования материи, характеризующая протяженность, упорядоченность, взаиморасположенность движущихся материальных объектов по отношению друг к другу. Время - это всеобщая форма существования движущейся материи, выражающая длительность и последовательность протекания материальных процессов по отношению друг к другу. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 302. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |