Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Движение как способ существования материи




В истории философии было три точки зрения на проблему движения.

1. Объективный идеализм признавал движение ма­терии, но источник движения отрывал от материи и выно­сил его вовне.

2. Субъективные идеалисты отрицали объективный характер движения, считая его сменой, потоком ощущений или понятием, полученным из опыта.

3. Метафизический материализм высказал ряд цен­ных догадок, но в целом движение сводилось им лишь к макромеханической форме его существования. Также ни один из представителей этого направления не сумел вскрыть внутренний источник движения. Ф.Энгельс дал классическое определение движения: «Движение в приме­нении к материи - это изменение вообще ... изменение, охватывающее все явления, начиная от простого механиче­ского перемещения и кончая мышлением»[3].

Движение является всеобщим способом существо­вания материи, ее коренным атрибутом. Мир есть движу­щаяся материя, в мире нет ничего, кроме движущейся ма­терии. Материи присуще самодвижение, источником кото­рого является единство и борьба противоположностей. Движение, как и материя, несотворимо и неуничтожимо.

Движение диалектически противоречиво по своей природе.

а) Движение абсолютно и относительно, то есть все посто­янно находится в движении и одновременно некоторые материальные объекты находятся в относительном покое.

б) Движение - это единство изменчивости и устойчивости. Причем изменчивость всеобща, абсолютна, а устойчи­вость относительна.

в) Движение одновременно непрерывно и прерывно (нет абсолютного прекращения изменений, в то же время в природе постоянно происходят скачки при переходе из одного качественного состояния в другое).

Таким образом, движение является способом суще­ствования материи. Современная философия отрицает ото­ждествление конкретных форм движения с движением во­обще. В то же время любая форма философии стремится дать классификацию форм движения в соответствии со сво­ей мировоззренческой позицией. Главные методологиче­ские идеи классификации форм движения материи с пози­ций диалектического материализма даны Ф.Энгельсом в его работе «Диалектика природы». Раскроем их:

■ Каждая форма движения материи имеет свой опреде­ленный материальный носитель.

■ Формы движения материи качественно различны и не­сводимы друг к другу (то есть они качественно специ­фичны, но взаимосвязь между ними есть).

■ Существуют общие закономерности, проявляющиеся во всех формах движения.

■ При определенных условиях формы движения материи способны превращаться друг в друга.

■ Формы движения материи отличаются друг от друга по степени сложности.

■ Классификация форм движения материи находится в неразрывной связи с уровнем развития наук.

Основываясь на этих методологических принципах, Ф.Энгельс выделил следующие формы движения материи:

1) Механическое - пространственно-временное перемеще­ние тел.

2) Физическое - это атомарное движение. Энгельс называл эту форму движения еще механикой атомов.

3) Химическое - это движение молекул, или физика молекул.

4) Биологическое - это движение клеток, белковых образо­ваний. Энгельс называл эту форму химизмом белков. Эта форма движения материи знаменует переход от не­живой природы к живой. Не случайно одно из определе­ний жизни гласит, что жизнь есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого явля­ется обмен веществ.

5) Социальное - это движение людей и социальных орга­низмов. Это высшая форма движения, которая возникла сравнительно недавно.

Следует иметь в виду, что, в зависимости от крите­рия деления форм движения, можно сделать другие деления. Завершая данный вопрос, отметим, что все формы движения материи взаимосвязаны и переходят друг в друга. Чем выше форма движения материи, тем уже степень про­явления в ней низших форм. Высшей, наиболее сложной формой движения материи является социальное движение.

Пространство и время как формы бытия материи

В истории философии во взглядах на пространство и время бытовали два основных направления, в которых философы выясняли:

1. Существовали ли пространство и время как особые физические реальности со своими свойствами или это абстракция от реальных вещей и их свойства быть протяженными?

Демокрит считал, что пустота - это особая реаль­ность со своими свойствами. Всеобщим ее свойством является бесконечность.

Ньютон полагал, что пространство и время - это осо­бые начала, которые существуют независимо от материи (абсолютное пространство - это вместилище тел, оно не­прерывно, неподвижно и изотропно во всех направлениях, бесконечно. Абсолютное время - это вместилище собы­тий, это чистая длительность. Время однонаправлено).

Эти философы, следовательно, отрывали про­странство и время от материи, рассматривали свойства пространства и времени как неизменные и независи­мые друг от друга.

Аристотель полагал, что пространство - это сово­купность материальных тел. Время - число движения.

Толанд утверждал, что абсолютного пространства и времени не существует, а они являются характери­стиками движущейся материи.

Декарт считал, что пространство - это протяжен­ность материи.

Таким образом, эти философы рассматривали про­странство и время в неразрывной связи с материей и друг с другом.

2. Существует ли пространство и время объективно или это субъективные особенности нашего восприятия?

Беркли, Мах, Авенариус отрицали объективность пространства и времени и утверждали, что это лишь последовательность, порядок наших восприятий. Кант и Дюринг считали пространство и время априорными (то есть существовавшими еще до появления у челове­ка опыта восприятия) формами созерцания.

Современная философия считает пространство и время объективными характеристиками движущейся мате­рии и дает им следующие определения.

Пространство - это всеобщая форма сущест­вования материи, характеризующая протяженность, упоря­доченность, взаиморасположенность движущихся матери­альных объектов по отношению друг к другу.

Время - это всеобщая форма существования дви­жущейся материи, выражающая длительность и последова­тельность протекания материальных процессов по отноше­нию друг к другу.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 255.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...