Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Философское учение о материи, ее структуре и свойствах




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

РВУЗ "КРЫМСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"

ИНСТИТУТ ФИЛОЛОГИИ, ИСТОРИИ И ИСКУССТВ

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И СОЦИАЛНЫХ НАУК

ФИЛОСОФИЯ

 

Курс лекций для студентов всех специальностей

Часть 2

 

 

 

Ялта - 2011

 

 

УДК 18.11

 

Философия: учебное пособие. Курс лекций для студентов всех специальностей. Часть 2. Теоретические проблемы современной философии / Автор-составитель Разбеглова Т.П., к.ф.н., доцент. – Ялта, РВУЗ КГУ, 2012.

 

 

Рецензент: д.ф.н. Мирошников О.А.

 

 

Утверждено на заседании кафедры  философии и социальных наук

 

Протокол №_1_от_30.08. 2011г.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Лекция 9. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ БЫТИЯ И СОЗНАНИЯ

1. Философское учение о бытии

2. Сознание как идеальное отражение действительности

 

Лекция 10. ДИАЛЕКТИКА БЫТИЯ. ДИАЛЕКТИКА КАК УЧЕНИЕ ОБ УНИВЕРСАЛЬНЫХ СВЯЗЯХ И РАЗВИТИИ

1. Понятие о диалектике и ее принципах

2. Законы диалектики и их характеристика

3. Категории диалектики

 

Лекция 11. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЗНАНИЯ

1. Сущность и диалектический характер процесса познания

2. Формы чувственного и рационального познания, их единство

3. Философское учение об истине

4. Методы и формы научного познания

 

Лекция 12. ЧЕЛОВЕК КАК ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ ФИЛОСОФИИ

  1. Философские проблемы антропосоциогенеза

  2. Учение о личности и ее связи с обществом

 

Лекция 13. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

   1. Общество как саморазвивающаяся и самоуправляемая система

   2. Характеристика материальной, социальной, политической и духовной сфер жизни общества

 3. Социальное прогнозирование и глобальные проблемы современности

   4. Современная НТР и ее возможные последствия.

 

ЧАСТЬ 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ

Лекция 9. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ БЫТИЯ И СОЗНАНИЯ

План:

Философское учение о бытии

Сознание как идеальное отражение действительности

Философское учение о бытии

Бытие - предельно широкая философская катего­рия, и в связи с этим невозможно дать классическое опре­деление бытия: ведь данную категорию нельзя ни подвести под более широкую категорию, ни соотнести с другой, столь же широкой категорией. Ограничимся констатацией того факта, что бытие есть все реально существующее. Выделим философские аспекты бытия.

Первый аспект проблемы бытия связан с самой проблемой существования. «Что существует? Мир. Где существует? Здесь и везде. Как долго он существует? Теперь и всегда, он непреходящ и вечен. Как долго сущест­вуют отдельные вещи, организмы, люди? Они конечны в вечном мире, переходят в другие формы бытия».

Второй аспект философской проблемы бытия связан с вопросом о единстве мира. Единство мира состоит в диалектическом тождестве материального и идеального, природного и духовного, физического и психического при генетически исходной, ведущей роли материального, при­родного, физического.

Третий аспект проблемы бытия связан с тем, что мир и все, что в нем существует имеет внутреннюю логику своего существо­вания, развития и реально предзадана сознанию и деятель­ности людей.

Проблемы бытия осмысливаются с помощью кате­горий «бытие», «небытие», «становление», «существова­ние», «материя», «движение», «сознание», «развитие» и других.

Раздел философии, изучающий проблемы бытия, называется онтологией. Слово «онтология» происходит от соединения древнегреческих слов «онтос» (сущее) и «логос» (знание), и означает знание о сущем, метафизику бытия. Так понимается онтология доныне – как учение о предельных, фундаментальных структурах бытия.

Выделяют различные, но взаимосвязанные формы бытия:

1. Бытие вещей (тел), процессов, которое, в свою очередь, делится на бытие вещей, процессов, состояний приро­ды, бытие природы как целого и бытие вещей и процес­сов, произведенных человеком.   

2. Бытие человека, которое подразделяется на бытие чело­века в мире вещей и специфически человеческое бытие.

3. Бытие духовного (идеального), которое делится на ин­дивидуализированное духовное и объективированное духовное. К последнему относится все накопленное ду­ховной культурой человечества.

4. Бытие социального, которое делится на индивидуальное бытие человека в обществе и бытие общества в целом.

Остановимся вкратце на трех первых формах бытия, учитывая, что четвертая форма бытия будет подробно рас­смотрена в отдельных темах данного пособия.

1. Бытие первой природы существует до, вне и совершен­но независимо от сознания человека (хотя природа в целом бесконечна, а ее отдельные элементы прерывны, дискретны, конечны). Это «исчезающее бытие». Имен­но поэтому природа объективна и первична для челове­ка в целом ряде смыслов (генетическом: человек - «ди­тя природы»; биологическом: солнце, воздух и вода не только наши лучшие друзья, но и необходимые жиз­ненные элементы; потребительском: природа - кладо­вая не только энергетических запасов и природных ис­копаемых, но и готовых продуктов питания и медицин­ских препаратов).

2. Особенность бытия человека состоит в возникновении уникальной живой природы, «нежесткой» и универ­сальной детерминации бытия человека со стороны ор­ганизма (роль традиций, морали, религии).

В то же время люди не запрограммированные су­щества. Они способны мощно (как положительно, так и пагубно неотвратимо) влиять на мир и самих себя, способны понять и пережить боль других людей.

3. Бытие индивидуализированного духовного. Духовное - это единство многообразного в человеке, которое охва­тывает процессы сознания и бессознательного, эмоционального и рационального. Созна­нию будет посвящен отдельный вопрос, а в бессозна­тельном у человека можно выделить три уровня:

· первый уровень - это неосознанный психический контроль человека за жизнью своего тела. Бессозна­тельны полностью или частично некоторые желания и побуждения, патологические душевные состояния,

· второй уровень находит проявление в художествен­ной и научной интуиции, в вызревающих в душе высших побуждениях духа.

· третий уровень - это процессы и состояния, сход­ные с сознанием во время бодрствования, но до оп­ределенного времени остающиеся неосознанными, хотя в принципе они могут перемещаться в поле сознания (созревающая мысль).

Двумя важнейшими элементами бытия являются материя и сознание. Перейдем к их рассмотрению.

Философское учение о материи, ее структуре и свойствах

Понятие материи - одно из самых широких в фило­софии. Разработка этой философской категории имеет дав­ние исторические традиции. Античные философы пытались свести материю к чувственно воспринимаемым вещам (Фалес, Анаксимен). Другая часть античных философов вела поиск абстрактно-гипотетической основы мира (Анаксимандр, Демокрит, Эпикур). В целом античные философы вели поиск материального первоначала мира, исходного материала, первокирпичика всего существующего.

Философы Нового времени существенно развили положения античных философов о материи. Одни из них сводили материю к всеобщим и абсолютным свойствам (протяженность, масса и др.). Другие рассматривали мате­рию как мир в целом, как субстанцию-систему (Б.Спиноза). Третьи пытались синтезировать эти два направления (Д.Дидро, П.Гольбах). Гениальное звено их поисков зало­жено в положении П.Гольбаха в его книге «Система приро­ды»: «Материя есть все то, что воздействует на наши орга­ны чувств и вызывает ощущения».

В целом можно отметить, что философы Нового времени пытаются подойти к гносеологическому определе­нию материи.

Ученые и философы 17-18 веков считали, что мате­рия есть вещество как совокупность атомов, при этом мате­рия обладает известными свойствами:

 - материя делима, но только до известного предела, до атомов;

- материя непроницаема;

- материя движется по законам механики;

- свойства материи, движения пространства и времени независимы друг от друга;

Материя отождествлялась ими с массой тел или с энергией. Слабость этого подхода заключалась в ме­тафизическом подходе к материи.

Суть метафизического подхода к материи состояла том, что она мыслилась на совокупность отдельных элементов, неизменных в своих свойствах и характеристиках в любой точке времени и пространства. Вся несостоятельность этого подхода остро проявилась на рубеже 19-20 веков, ко­гда был сделан ряд великих открытий в физике.

В 1881 году Майкельсон установил независимость скорости света от скорости системы (иными словами, движе­ние материи подчиняется не только механическим законам).

В 1895 году Рентген открыл лучи, позднее назван­ные рентгеновскими.

В 1896 году Беккерель открыл явление радиоактивно­сти урана (явление это означает спонтанное, обусловленное внутренними причинами превращение атомных ядер и эле­ментарных частиц в другие ядра и элементарные частицы).

В 1897 году Томпсон открыл электрон, доказав тем самым, что атом не является последней неделимой части­цей, неким первокирпичиком мира.

В 1898 году супруги Кюри открыли естественную радиоактивность радия.

В 1899 году русский ученый Лебедев открыл факт давления света: оказалось, что свет также обладает опреде­ленной массой.

В 1900 году Макс Планк создал теорию кванта (совокупность величин, которые характеризуют физиче­ские особенности микросистем).

В 1903 году Резерфорд создал теорию радиоактив­ного распада.

В 1905 году А.Энштейн создал специальную тео­рию относительности.

Все эти открытия нанесли сильнейший удар по преж­нему метафизическому пониманию материи. В физике на­чался кризис, суть которого можно кратко выразить словами: «материя исчезла, она превратилась в чистую энергию».

Преодолеть кризис в физике можно было только с материалистических позиций, но позиций не метафизиче­ских, а диалектических. Диалектический материализм в лице К. Маркса, В. Ленина сформировал диалектическое учение о материи с учетом новых достижений науки. При этом акцент был сделан на гносеологический аспект (материя как объект восприятия и изучения).

Прежде всего, диалектический материализм показал, что все предыдущие взгляды на материю носили не гносеологический, а онтоло­гический характер, так как были связаны с конкретными свойствами материи, и исчезновение этого свойства или появление других свойств у предметов связывалось с при­знанием исчезновения или появления материи. Было выдвинуто положение: «исчезает не материя, а тот предел, до которого мы знали материю».

Необходимо было дать гносеологическое определе­ние материи, чтобы никакие научные открытия в физике в будущем не могли бы поколебать это определение.

Напомним, что есть два пути определить понятие.

1. Подвести данное понятие под более широкое понятие и выделить его характерные черты и свойства. Например: муха -это насекомое..., самолет - это летательный ап­парат..., человек - это животное, обладающее мышле­нием и умеющее трудиться и т.д. Таким же образом прежний материализм пытался дать определение мате­рии. Но материя - это предельно широкое понятие. Нет понятия более широкого, а поэтому и нельзя подвести понятие материи под более широкое понятие.

2. Соотнести данное понятие с другим столь же широким понятием. В сравнении с понятием материи другим столь же широким понятием является понятие созна­ния. Используя этот прием, Ленин дал классическое гносеологическое определение материи: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дается человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них».[1]

 В чем суть этого гносеологического определения? В том, что в гносеологическом смысле понятие «материя» есть абстракция, с помощью которой отражается вся объек­тивная реальность. Подчеркивая гносеологический харак­тер своего определения, Ленин писал: «Материя - это чис­тое создание мысли и абстракции»[2], но в онтологическом смысле материя - это вся объективная реальность. Образ материи не выдуман нами, он является отражением самой объективной реальности.

Данное определение имело большое методологиче­ское значение для противостояния идеализму, метафизике и агностицизму. Оно открыто признает и обосновывает первичность объективной реальности. Оно направлено против метафизического материализма тем, что не связано с какими-либо конкретными свойствами материи. Оно направлено против агностицизма тем, что открыто признает познаваемость мира.

Материя, с точки зрения современной науки, имеет слож­ную структуру, которую можно представить в виде таблицы.

 

Материя

Неживая природа Живая природа Общество

 

 

Вещество:

мегамир:   метагалактика галактика

 

Биосфера,

 

Биоценоз,

 

Популяция вида,

 

 

живой организм

 

Человеческая цивилизация;

 

Социальные образования: слои, классы (культура, тра­диции);

 

 

Человек (орудия труда, техника).

макромир:   межзвездная среда, планеты, звезды
микромир:     молекула, атом, элементарные частицы

 

ядерное, электро­магнитное, грави­тационное

Поле:  

 

Говоря о свойствах материи, следует, прежде всего, назвать ее объективность. Это свойство означает, что мате­рия возникла и существует вне и независимо от сознания. Другими важными свойствами материи являются ее веч­ность и бесконечность, ее несотворимость и неуничтожимость, ее неисчерпаемость, а также свойство отражения. По­следнее свойство лежит в основе возникновения сознания и поэтому будет рассмотрено применительно к сознанию.

Материя всегда находится в движении. Не сущест­вует материи без движения, так же, как не существует дви­жения без материи. Что представляет собой движение в философском смысле, рассмотрим далее.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 226.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...