Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Философское учение о материи, ее структуре и свойствахСтр 1 из 17Следующая ⇒
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ РВУЗ "КРЫМСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" ИНСТИТУТ ФИЛОЛОГИИ, ИСТОРИИ И ИСКУССТВ КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И СОЦИАЛНЫХ НАУК ФИЛОСОФИЯ
Курс лекций для студентов всех специальностей Часть 2
Ялта - 2011
УДК 18.11
Философия: учебное пособие. Курс лекций для студентов всех специальностей. Часть 2. Теоретические проблемы современной философии / Автор-составитель Разбеглова Т.П., к.ф.н., доцент. – Ялта, РВУЗ КГУ, 2012.
Рецензент: д.ф.н. Мирошников О.А.
Утверждено на заседании кафедры философии и социальных наук
Протокол №_1_от_30.08. 2011г.
СОДЕРЖАНИЕ Лекция 9. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ БЫТИЯ И СОЗНАНИЯ 1. Философское учение о бытии 2. Сознание как идеальное отражение действительности
Лекция 10. ДИАЛЕКТИКА БЫТИЯ. ДИАЛЕКТИКА КАК УЧЕНИЕ ОБ УНИВЕРСАЛЬНЫХ СВЯЗЯХ И РАЗВИТИИ 1. Понятие о диалектике и ее принципах 2. Законы диалектики и их характеристика 3. Категории диалектики
Лекция 11. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЗНАНИЯ 1. Сущность и диалектический характер процесса познания 2. Формы чувственного и рационального познания, их единство 3. Философское учение об истине 4. Методы и формы научного познания
Лекция 12. ЧЕЛОВЕК КАК ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ ФИЛОСОФИИ 1. Философские проблемы антропосоциогенеза 2. Учение о личности и ее связи с обществом
Лекция 13. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ 1. Общество как саморазвивающаяся и самоуправляемая система 2. Характеристика материальной, социальной, политической и духовной сфер жизни общества 3. Социальное прогнозирование и глобальные проблемы современности 4. Современная НТР и ее возможные последствия.
ЧАСТЬ 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ Лекция 9. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ БЫТИЯ И СОЗНАНИЯ План: Философское учение о бытии Сознание как идеальное отражение действительности Философское учение о бытии Бытие - предельно широкая философская категория, и в связи с этим невозможно дать классическое определение бытия: ведь данную категорию нельзя ни подвести под более широкую категорию, ни соотнести с другой, столь же широкой категорией. Ограничимся констатацией того факта, что бытие есть все реально существующее. Выделим философские аспекты бытия. Первый аспект проблемы бытия связан с самой проблемой существования. «Что существует? Мир. Где существует? Здесь и везде. Как долго он существует? Теперь и всегда, он непреходящ и вечен. Как долго существуют отдельные вещи, организмы, люди? Они конечны в вечном мире, переходят в другие формы бытия». Второй аспект философской проблемы бытия связан с вопросом о единстве мира. Единство мира состоит в диалектическом тождестве материального и идеального, природного и духовного, физического и психического при генетически исходной, ведущей роли материального, природного, физического. Третий аспект проблемы бытия связан с тем, что мир и все, что в нем существует имеет внутреннюю логику своего существования, развития и реально предзадана сознанию и деятельности людей. Проблемы бытия осмысливаются с помощью категорий «бытие», «небытие», «становление», «существование», «материя», «движение», «сознание», «развитие» и других. Раздел философии, изучающий проблемы бытия, называется онтологией. Слово «онтология» происходит от соединения древнегреческих слов «онтос» (сущее) и «логос» (знание), и означает знание о сущем, метафизику бытия. Так понимается онтология доныне – как учение о предельных, фундаментальных структурах бытия. Выделяют различные, но взаимосвязанные формы бытия: 1. Бытие вещей (тел), процессов, которое, в свою очередь, делится на бытие вещей, процессов, состояний природы, бытие природы как целого и бытие вещей и процессов, произведенных человеком. 2. Бытие человека, которое подразделяется на бытие человека в мире вещей и специфически человеческое бытие. 3. Бытие духовного (идеального), которое делится на индивидуализированное духовное и объективированное духовное. К последнему относится все накопленное духовной культурой человечества. 4. Бытие социального, которое делится на индивидуальное бытие человека в обществе и бытие общества в целом. Остановимся вкратце на трех первых формах бытия, учитывая, что четвертая форма бытия будет подробно рассмотрена в отдельных темах данного пособия. 1. Бытие первой природы существует до, вне и совершенно независимо от сознания человека (хотя природа в целом бесконечна, а ее отдельные элементы прерывны, дискретны, конечны). Это «исчезающее бытие». Именно поэтому природа объективна и первична для человека в целом ряде смыслов (генетическом: человек - «дитя природы»; биологическом: солнце, воздух и вода не только наши лучшие друзья, но и необходимые жизненные элементы; потребительском: природа - кладовая не только энергетических запасов и природных ископаемых, но и готовых продуктов питания и медицинских препаратов). 2. Особенность бытия человека состоит в возникновении уникальной живой природы, «нежесткой» и универсальной детерминации бытия человека со стороны организма (роль традиций, морали, религии). В то же время люди не запрограммированные существа. Они способны мощно (как положительно, так и пагубно неотвратимо) влиять на мир и самих себя, способны понять и пережить боль других людей. 3. Бытие индивидуализированного духовного. Духовное - это единство многообразного в человеке, которое охватывает процессы сознания и бессознательного, эмоционального и рационального. Сознанию будет посвящен отдельный вопрос, а в бессознательном у человека можно выделить три уровня: · первый уровень - это неосознанный психический контроль человека за жизнью своего тела. Бессознательны полностью или частично некоторые желания и побуждения, патологические душевные состояния, · второй уровень находит проявление в художественной и научной интуиции, в вызревающих в душе высших побуждениях духа. · третий уровень - это процессы и состояния, сходные с сознанием во время бодрствования, но до определенного времени остающиеся неосознанными, хотя в принципе они могут перемещаться в поле сознания (созревающая мысль). Двумя важнейшими элементами бытия являются материя и сознание. Перейдем к их рассмотрению. Философское учение о материи, ее структуре и свойствах Понятие материи - одно из самых широких в философии. Разработка этой философской категории имеет давние исторические традиции. Античные философы пытались свести материю к чувственно воспринимаемым вещам (Фалес, Анаксимен). Другая часть античных философов вела поиск абстрактно-гипотетической основы мира (Анаксимандр, Демокрит, Эпикур). В целом античные философы вели поиск материального первоначала мира, исходного материала, первокирпичика всего существующего. Философы Нового времени существенно развили положения античных философов о материи. Одни из них сводили материю к всеобщим и абсолютным свойствам (протяженность, масса и др.). Другие рассматривали материю как мир в целом, как субстанцию-систему (Б.Спиноза). Третьи пытались синтезировать эти два направления (Д.Дидро, П.Гольбах). Гениальное звено их поисков заложено в положении П.Гольбаха в его книге «Система природы»: «Материя есть все то, что воздействует на наши органы чувств и вызывает ощущения». В целом можно отметить, что философы Нового времени пытаются подойти к гносеологическому определению материи. Ученые и философы 17-18 веков считали, что материя есть вещество как совокупность атомов, при этом материя обладает известными свойствами: - материя делима, но только до известного предела, до атомов; - материя непроницаема; - материя движется по законам механики; - свойства материи, движения пространства и времени независимы друг от друга; Материя отождествлялась ими с массой тел или с энергией. Слабость этого подхода заключалась в метафизическом подходе к материи. Суть метафизического подхода к материи состояла том, что она мыслилась на совокупность отдельных элементов, неизменных в своих свойствах и характеристиках в любой точке времени и пространства. Вся несостоятельность этого подхода остро проявилась на рубеже 19-20 веков, когда был сделан ряд великих открытий в физике. В 1881 году Майкельсон установил независимость скорости света от скорости системы (иными словами, движение материи подчиняется не только механическим законам). В 1895 году Рентген открыл лучи, позднее названные рентгеновскими. В 1896 году Беккерель открыл явление радиоактивности урана (явление это означает спонтанное, обусловленное внутренними причинами превращение атомных ядер и элементарных частиц в другие ядра и элементарные частицы). В 1897 году Томпсон открыл электрон, доказав тем самым, что атом не является последней неделимой частицей, неким первокирпичиком мира. В 1898 году супруги Кюри открыли естественную радиоактивность радия. В 1899 году русский ученый Лебедев открыл факт давления света: оказалось, что свет также обладает определенной массой. В 1900 году Макс Планк создал теорию кванта (совокупность величин, которые характеризуют физические особенности микросистем). В 1903 году Резерфорд создал теорию радиоактивного распада. В 1905 году А.Энштейн создал специальную теорию относительности. Все эти открытия нанесли сильнейший удар по прежнему метафизическому пониманию материи. В физике начался кризис, суть которого можно кратко выразить словами: «материя исчезла, она превратилась в чистую энергию». Преодолеть кризис в физике можно было только с материалистических позиций, но позиций не метафизических, а диалектических. Диалектический материализм в лице К. Маркса, В. Ленина сформировал диалектическое учение о материи с учетом новых достижений науки. При этом акцент был сделан на гносеологический аспект (материя как объект восприятия и изучения). Прежде всего, диалектический материализм показал, что все предыдущие взгляды на материю носили не гносеологический, а онтологический характер, так как были связаны с конкретными свойствами материи, и исчезновение этого свойства или появление других свойств у предметов связывалось с признанием исчезновения или появления материи. Было выдвинуто положение: «исчезает не материя, а тот предел, до которого мы знали материю». Необходимо было дать гносеологическое определение материи, чтобы никакие научные открытия в физике в будущем не могли бы поколебать это определение. Напомним, что есть два пути определить понятие. 1. Подвести данное понятие под более широкое понятие и выделить его характерные черты и свойства. Например: муха -это насекомое..., самолет - это летательный аппарат..., человек - это животное, обладающее мышлением и умеющее трудиться и т.д. Таким же образом прежний материализм пытался дать определение материи. Но материя - это предельно широкое понятие. Нет понятия более широкого, а поэтому и нельзя подвести понятие материи под более широкое понятие. 2. Соотнести данное понятие с другим столь же широким понятием. В сравнении с понятием материи другим столь же широким понятием является понятие сознания. Используя этот прием, Ленин дал классическое гносеологическое определение материи: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дается человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них».[1] В чем суть этого гносеологического определения? В том, что в гносеологическом смысле понятие «материя» есть абстракция, с помощью которой отражается вся объективная реальность. Подчеркивая гносеологический характер своего определения, Ленин писал: «Материя - это чистое создание мысли и абстракции»[2], но в онтологическом смысле материя - это вся объективная реальность. Образ материи не выдуман нами, он является отражением самой объективной реальности. Данное определение имело большое методологическое значение для противостояния идеализму, метафизике и агностицизму. Оно открыто признает и обосновывает первичность объективной реальности. Оно направлено против метафизического материализма тем, что не связано с какими-либо конкретными свойствами материи. Оно направлено против агностицизма тем, что открыто признает познаваемость мира. Материя, с точки зрения современной науки, имеет сложную структуру, которую можно представить в виде таблицы.
Говоря о свойствах материи, следует, прежде всего, назвать ее объективность. Это свойство означает, что материя возникла и существует вне и независимо от сознания. Другими важными свойствами материи являются ее вечность и бесконечность, ее несотворимость и неуничтожимость, ее неисчерпаемость, а также свойство отражения. Последнее свойство лежит в основе возникновения сознания и поэтому будет рассмотрено применительно к сознанию. Материя всегда находится в движении. Не существует материи без движения, так же, как не существует движения без материи. Что представляет собой движение в философском смысле, рассмотрим далее. |
||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 226. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |