Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Понятие категорий диалектики
Философские категории - это наиболее широкие по объему понятия, которые отражают связи и отношения предметов и явлений действительности. В данной теме мы будем вести разговор не обо всех, а только о парных категориях диалектики, которые еще называют частными законами философии: причина и следствие, необходимость и случайность, сущность и явление, содержание и форма, единичное и общее, возможность и действительность. Основные черты категорий диалектики: · они объективны по своему содержанию; · они субъективны по форме выражения, ибо связаны с уровнем развития человеческого знания; · они носят гибкий, подвижный, изменчивый характер; · они взаимосвязаны друг с другом и образуют систему категорий. Функции категорий диалектики: · это ступеньки познания мира, узловые пункты познания; · категории диалектики являются формами человеческого мышления; · они являются мощными инструментами познания действительности. Категории «единичное», «особенное» и «общее» В мире нет абсолютно похожих вещей. Для отражения многообразия и единства мира и применяются данные категории. Единичное- это философская категория для обозначения индивидуальных, уникальных связей и отношений в предметах и явлениях (почерк человека, насечка на стволе пистолета, дикция человека и др.) Общее- это философская категория для обозначения сторон сходных, повторяющихся в предметах и явлениях, благодаря которым они объединяются в классы и множества (млекопитающие, членистоногие и др.) Особенное- это философская категория, отражающая соотношение общего и единичного в конкретном объекте. Следует учесть, что общее и единичное, да и особенное - это не какие-то особенные предметы. И общее, и особенное, и единичное существует в каждом конкретно взятом объекте. Для примера возьмем гипотетического студента Кучкина Олега. Ему присущи и общие черты, присущие всему студенчеству Украины, и единичные черты, присущие только ему (умственный потенциал, дикция, знание английского языка и др.) У него есть особенные черты, присущие только студентам нашего института (изучение турецкого языка, методика изучения компьютерной техники и др.) Рассмотрим диалектическое соотношение единичного, особенного и общего. ♦ Единичное, особенное и общее существуют в отдельном и только через отдельное (отдельное - это предмет, явление, человек). ♦ Категории единичного, особенного и общего в различных отношениях переходят друг в друга. ♦ Единичное не полно входит в общее, а общее составляет лишь часть, момент единичного. Единичное богаче общего (человек вообще и студент Остапчук Иван). ♦ В соотношении общей и единичной сторон предмета ведущая роль принадлежит общей стороне. ♦ Чем больше мы познаем единичное, тем больше мы приближаемся к познанию общего. Категории «сущность» и «явление» Сущность - философская категория для обозначения внутренней устойчивой основы предметов или процессов объективного мира, определяющей собой их дальнейшее развитие. Явление - философская категория для обозначения внешней, изменчивой стороны предметов и процессов объективного мира, выражающей собой сущность. Сущность и явление связаны с внешним и внутренним, устойчивым и изменчивым. Какой смысл мы вкладываем в понятия внешнее и внутреннее? Следует четко очертить границы этих понятий. Внутреннее - с точки зрения пространства, это то, что расположено внутри чего-то. Также это то, что присуще природе данной вещи, что является необходимым для существования данной вещи. Например, прилив и отлив - сущность заключается во влиянии Луны. Таким образом, сущность может быть заключена как внутри, так и вне предмета или явления. Диалектика сущностии явления: · сущность более устойчива, явление более изменчиво; · сущность проявляется через явления, то есть в каждом явлении представлена частичка сущности; · процесс познания - это переход от явления к сущности, от сущности первого порядка к сущности второго порядка и так далее. Поэтому процесс познания сущности бесконечен. Категории «содержание» и «форма» Содержание - это категория, характеризующая статику и динамику системы, внутреннюю и внешнюю совокупность всех ее элементов, функций и состояний. Форма - это способ бытия содержания в его внутреннем и внешнем выражении. Таким образом, категории содержания и формы служат для отражения объекта со стороны совокупности элементов его составляющих и способа связи элементов между собой. Содержание предмета тесно связано с сущностью, ибо оно - совокупность существенных и несущественных признаков предмета. Содержание шире сущности. Диалектикасодержания и формы: · одно содержание может существовать в различных формах (например, революция может происходить в форме вооруженного восстания, а может осуществляться и мирными средствами, без жертв - так называемые «бархатные» революции в странах Восточной Европы, «оранжевая революция» в Украине); · различные содержания могут существовать в одной форме (например, под формой демократии существовала и диктатура пролетариата в социалистических государствах, и парламентские республики в странах Западной Европы); · форма оказывает различное обратное влияние на содержание в зависимости от характера объекта (например, на научное открытие форма его подачи влияет значительно меньше, чем реклама на процесс продажи товара); · форма легче поддается восприятию, чем содержание. Это объясняет появление различных направлений формализма в искусстве и сравнительно быстрое обретение ими своей зрительской (читательской) аудитории.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 290. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |