Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие категорий диалектики




Философские категории - это наиболее ши­рокие по объему понятия, которые отражают связи и отно­шения предметов и явлений действительности. В данной те­ме мы будем вести разговор не обо всех, а только о парных категориях диалектики, которые еще называют частными законами философии: причина и следствие, необходимость и случайность, сущность и явление, содержание и форма, еди­ничное и общее, возможность и действительность.

Основные черты категорий диалектики:

· они объективны по своему содержанию;

· они субъективны по форме выражения, ибо свя­заны с уровнем развития человеческого знания;

· они носят гибкий, подвижный, изменчивый ха­рактер;

· они взаимосвязаны друг с другом и образуют систему категорий.

Функции категорий диалектики:

· это ступеньки познания мира, узловые пункты познания;

· категории диалектики являются формами чело­веческого мышления;

· они являются мощными инструментами позна­ния действительности.

Категории «единичное», «особенное» и «общее»

В мире нет абсолютно похожих вещей. Для отраже­ния многообразия и единства мира и применяются данные категории.

Единичное- это философская категория для обо­значения индивидуальных, уникальных связей и отноше­ний в предметах и явлениях (почерк человека, насечка на стволе пистолета, дикция человека и др.)

Общее- это философская категория для обозначе­ния сторон сходных, повторяющихся в предметах и явле­ниях, благодаря которым они объединяются в классы и множества (млекопитающие, членистоногие и др.)

Особенное- это философская категория, отражающая соотношение общего и единичного в конкретном объекте.

Следует учесть, что общее и единичное, да и особен­ное - это не какие-то особенные предметы. И общее, и осо­бенное, и единичное существует в каждом конкретно взятом объекте. Для примера возьмем гипотетического студента Кучкина Олега. Ему присущи и общие черты, присущие всему студенчеству Украины, и единичные черты, присущие только ему (умственный потенциал, дикция, знание англий­ского языка и др.) У него есть особенные черты, присущие только студентам нашего института (изучение турецкого языка, методика изучения компьютерной техники и др.)

Рассмотрим диалектическое соотношение единич­ного, особенного и общего.

♦ Единичное, особенное и общее существуют в отдель­ном и только через отдельное (отдельное - это предмет, явление, человек).

♦ Категории единичного, особенного и общего в различ­ных отношениях переходят друг в друга.

♦ Единичное не полно входит в общее, а общее составля­ет лишь часть, момент единичного. Единичное богаче общего (человек вообще и студент Остапчук Иван).

♦ В соотношении общей и единичной сторон предмета ведущая роль принадлежит общей стороне.

♦ Чем больше мы познаем единичное, тем больше мы приближаемся к познанию общего.

Категории «сущность» и «явление»

Сущность - философская категория для обозна­чения внутренней устойчивой основы предметов или про­цессов объективного мира, определяющей собой их даль­нейшее развитие.      

Явление - философская категория для обозначе­ния внешней, изменчивой стороны предметов и процессов объективного мира, выражающей собой сущность.

Сущность и явление связаны с внешним и внутрен­ним, устойчивым и изменчивым. Какой смысл мы вклады­ваем в понятия внешнее и внутреннее? Следует четко очер­тить границы этих понятий.

Внутреннее - с точки зрения пространства, это то, что расположено внутри чего-то. Также это то, что прису­ще природе данной вещи, что является необходимым для существования данной вещи. Например, прилив и отлив - сущность заключается во влиянии Луны. Таким образом, сущность может быть заключена как внутри, так и вне предмета или явления.

Диалектика сущностии явления:

· сущность более устойчива, явление более изменчиво;

· сущность проявляется через явления, то есть в каждом явлении представлена частичка сущности;

· процесс познания - это переход от явления к сущности, от сущности первого порядка к сущности второго по­рядка и так далее. Поэтому процесс познания сущности бесконечен.

Категории «содержание» и «форма»

Содержание - это категория, характеризующая статику и динамику системы, внутреннюю и внешнюю со­вокупность всех ее элементов, функций и состояний.

Форма - это способ бытия содержания в его внут­реннем и внешнем выражении.

Таким образом, категории содержания и формы служат для отражения объекта со стороны совокупности элементов его составляющих и способа связи элементов между собой.

Содержание предмета тесно связано с сущностью, ибо оно - совокупность существенных и несущественных признаков предмета. Содержание шире сущности. Диалектикасодержания и формы:

· одно содержание может существовать в различных формах (например, революция может происходить в форме вооруженного восстания, а может осуществлять­ся и мирными средствами, без жертв - так называемые «бархатные» революции в странах Восточной Европы, «оранжевая революция» в Украине);

· различные содержания могут существовать в одной форме (например, под формой демократии существова­ла и диктатура пролетариата в социалистических государствах, и парламентские республики в странах За­падной Европы);

· форма оказывает различное обратное влияние на со­держание в зависимости от характера объекта (напри­мер, на научное открытие форма его подачи влияет зна­чительно меньше, чем реклама на процесс продажи товара);

· форма легче поддается восприятию, чем содержание. Это объясняет появление различных направлений фор­мализма в искусстве и сравнительно быстрое обретение ими своей зрительской (читательской) аудитории.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 251.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...