Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Конституционно-правовой статус судей.




Судьями являются лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

Все судьи обладают единым статусом. К судьям, согласно ст. 119 Конституции РФ, предъявляются следующие требования:

− гражданство РФ,

− возраст – не менее 25 лет,

− высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет (под юридической профессией понимается работа в судебных органах, адвокатуре, прокуратуре, научная и преподавательская деятельность в области права).

Судьями вышестоящих судов (судьями среднего звена) могут быть граждане РФ с 30 лет, а Верховного суда и Высшего арбитражного суда – с 35 лет и имеющие стаж работы по юридической профессии 10 лет. К судьям Конституционного суда РФ предъявляются еще более высокие требования: возраст – 40 лет и стаж работы 15 лет.

Закон требует, чтобы на должность судей назначались лица, не совершившие порочащих поступков, сдавшие квалификационный экзамен и получившие рекомендацию квалификационной коллегии судей.

Закон устанавливает строгие правила, определяющие недопустимость занятий и действий, несовместимых с должностью судьи. Судья не может быть членом представительного органа, занимать другие государственные или общественные должности, заниматься иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной или творческой, не может быть членом партии и участвовать в политической деятельности.

Назначение судьи на должность.

Судьи Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов, те есть судьи высших судов, назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Все остальные судьи назначаются Президентом РФ. Только мировые судьи, а также судьи Конституционных судов республик в составе РФ назначаются по законам субъектов федерации.

Отбор кандидатур на должности судей осуществляется на конкурсной основе через сдачу квалификационного экзамена. Экзамен принимает комиссия, состоящая при органе юстиции. Президент назначает кандидатов только при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей.

В соответствии с Положением «О квалификационных коллегиях судей» от 13 мая 1993 г. созданы следующие квалификационные коллегии:

Высшая квалификационная коллегия судей РФ избирается Всероссийским съездом судей;

− квалификационные коллеги судей Верховного и Высшего Арбитражного судов РФ избираются на собраниях указанных судов;

− квалификационные коллегии судей судов общей юрисдикции субъектов РФ избираются на съездах (конференциях) судей судов соответствующих субъектов;

− квалификационные коллегии судей военных судов избираются на съездах (конференциях) судей военных округов, групп войск, флотов и видов Вооруженных сил.

Квалификационные коллегии рассматривают вопросы отбора кандидатов на должность судьи, дают характеристики кандидатам, решают вопросы приостановления и прекращения полномочий судей, проводят аттестации судей.

 

Приостановление полномочий судей.

Полномочия судей приостанавливаются при наличии одного из следующих оснований:

1) признание судьи безвестно отсутствующим по решению суда, вступившему в законную силу;

2) согласия квалификационной коллегии судей на привлечение судьи к уголовной ответственности или заключение его под стражу;

3) участия судьи в предвыборной компании в качестве кандидата в орган законодательной (представительной) власти РФ или орган законодательной (представительной) власти субъекта РФ;

4) избрания судьи в состав органа законодательной (представительной) власти РФ или орган законодательной (представительной) власти субъекта РФ.

Иной порядок установлен при решении вопроса о приостановлении полномочий судьи Конституционного суда РФ. Согласно Федеральному конституционному закону «О Конституционном суде РФ» от 21 июля 1994 г., приостановление полномочий судей Конституционного суда допустимо в случаях, если было дано согласие Конституционного суда на арест судьи или привлечение его к уголовной ответственности; судья по состоянию здоровья временно не способен выполнять свои обязанности. Деятельность квалификационных коллегий не распространяется на Конституционный суд. Решение о приостановлении полномочий судьи Конституционного суда решается на пленарном заседании Конституционного суда.

Судья вправе возобновить исполнение своих обязанностей после того, как отпали основания для приостановления его полномочий (прекращение участия в предвыборной компании, прекращение уголовного дела по реабилитирующему основанию и т.д.) Решение о возобновлении полномочий судьи решает квалификационная коллегия судей, приостановившая его полномочия.

 

Прекращение полномочий судей.

Прекращение квалификационной коллегией полномочий судей – это полное отстранение судьи от исполнения должностных обязанностей при наличии следующих обстоятельств:

1) письменное заявление судьи об отставке;

2) ввиду неспособности по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам в течение длительного времени исполнять обязанности судьи;

3) письменное заявление судьи о прекращении его полномочий в связи с переходом на другую работу или по иным причинам;

4) истечение полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком;

5) увольнение судьи военного суда с военной службы;

6) прекращение гражданства РФ;

7) занятие деятельностью несовместимой с должностью судьи;

8) вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи;

9) совершение поступка, задевающего честь и достоинство судьи или умаляющего авторитет судебной власти;

10) вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи, либо о признании его недееспособным;

11) смерти судьи или вступления в законную силу решения суда об объявлении судьи умершим;

12) отказ судьи от перевода его в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда.

Совершение поступка, задевающего честь судьи, определяется по усмотрению квалификационной коллегии судей. Такими поступками могут быть действия, совершенные как при исполнении служебных обязанностей, так и в быту.

 

Конституционный суд РФ.

Конституционный суд РФ – это судебный орган, осуществляющий контроль за соответствием законов и иных нормативно-правовых актов действующей Конституции. Впервые создан в 1991 г, был существенно реорганизован в соответствии с Конституцией 1993 г. и Федеральным законом 1994 г. «О Конституционном суде Российской Федерации».

Основными принципами деятельности Конституционного суда являются независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон.

Конституционный суд РФ состоит из двух равноправных палат по 9 и 10 человек (всего 19 судей). Срок пребывания в должности конституционного судьи – 12 лет. Закон определяет минимальный возраст для судьи Конституционного суда – 40 лет и максимальный – 70 лет. От кандидата на должность судьи Конституционного суда требуется стаж по юридической профессии не менее 15 лет.

Судьи Конституционного суда назначаются Советом Федерации по представлению Президента. Право на внесение Президенту предложений о кандидатах в судьи Конституционного суда имеют члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, законодательные (представительные) ораны субъектов Федерации, высшие судебные органы, юридические научные и учебные заведения, всероссийские юридические сообщества. Предложенные кандидатуры рассматриваются в соответствующих комитетах Совета Федерации. Назначенным на должность Конституционного судьи считается лицо, получившее при голосовании большинство голосов от общего числа членов Совета Федерации. В случае выбытия судьи из состава Конституционного суда представление кандидатуры на вакантное место вносится Президентом в Совет Федерации не позднее месяца со дня открытия вакансии.

Основная функция Конституционного суда – конституционный контроль, то есть проверка соответствия Конституции РФ:

1)Федеральных законов и нормативных актов высших федеральных органов государственной власти (Президента РФ, палат Федерального собрания, Правительства);

2)конституций, уставов и иных нормативно-правовых актов субъектов Федерации, кроме тех которые относятся к сфере их исключительного ведения (ст. 73 Конституции РФ);

3)договоров между органами государственной власти Федерации и ее субъектов;

4)международных договоров РФ еще не вступивших в силу.

В случае признания правового акта неконституционным он утрачивает юридическую силу.

Суд любой инстанции может обратиться с запросом в Конституционный суд, если при рассмотрении дела он придет к выводу о том, что закон, подлежащий применению в данном деле, не соответствует Конституции. Производство по данному делу приостанавливается. Граждане также могут обратиться в Конституционный суд с индивидуальной или коллективной жалобой, если считают, что их права и свободы нарушаются законом, подлежащим применению в конкретном судебном деле.

Вторая функция Конституционного суда – разрешение споров о компетенции:

1)между федеральными органами государственной власти («споры по горизонтали», например между палатой Федерального собрания и Правительством РФ);

2)между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации («споры по вертикали»);

3)между органами государственной власти двух или нескольких субъектов Федерации между собой.

Третья функция Конституционного суда – толкование Конституции. Закон четко определяет круг должностных лиц и государственных органов, имеющих право на обращение в Конституционный суд с запросом о толковании Конституции. Этим правом обладают Президент, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, органы законодательной власти субъектов Федерации. Таким образом, по своей инициативе Конституционный суд толковать Конституцию не вправе!

Также Конституционный суд участвует в процедуре отрешения Президента от должности - Конституционный суд дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижении обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Обращаться с подобным запросом в Конституционный суд вправе только Совет Федерации. Запрос допустим, если обвинение выдвинуто Государственной Думой и имеет заключение Верховного суда РФ о наличии в действиях Президента признаком состава преступления. Запрос направляется в Конституционный суд не позднее месяца со дня принятия Государственной Думой решения о выдвижении обвинения. Заключение должно быть дано Конституционным судом не позднее десяти дней после регистрации запроса. Если Конституционный суд констатирует несоблюдение установленного порядка выдвижения обвинения против Президента, рассмотрение обвинения прекращается.

 

Верховный суд РФ.

Верховный суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Таким образом, Верховный суд возглавляет систему судов общей юрисдикции.

Судьи Верховного суда назначаются Советом Федерации по представлению Президента. В штатную численность членов Верховного суда входят свыше 120 судей, Председатель Верховного суда и его заместители, Председатель, заместители и шесть судей военной коллегии Верховного суда РФ. Столь широкий количественный состав Верховного суда объясняется большим объемом работы.

Верховный суд РФ рассматривает в качестве суда первой инстанции гражданские дела:

1)об оспаривании ненормативных правовых актов Президента РФ, палат Федерального Собрания, Правительства РФ;

2)об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ и иных федеральных органов государственной власти, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций;

3)об оспаривании постановлений о приостановлении или прекращении полномочий судей;

4)о приостановлении деятельности или ликвидации политических партий, общероссийских или международных общественных объединений, о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории двух или более субъектов Федерации;

5)об обжаловании решений Центральной избирательной комиссии РФ;

6)по разрешению споров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации, между государственными органами власти субъектов Федерации, переданных на рассмотрение в Верховный суд президентом РФ.

Верховный суд РФ действует в составе:

1)Пленума Верховного суда;

2)Президиума Верховного суда;

3)Судебной коллегии по гражданским делам;

4)Судебной коллегии по уголовным делам;

5)Военной коллегии.

Председатель Верховного суда созывает Пленум и Президиум Верховного суда, председательствует на их заседаниях, вносит на рассмотрение Президиума вопросы, требующие его решения, может председательствовать в судебных заседаниях коллегий Верховного суда РФ при рассмотрении любого дела.

Пленум Верховного суда.

Пленум действует в составе Председателя Верховного суда, заместителей председателя и судей Верховного суда. В заседаниях Пленума участвует Генеральный прокурор РФ (в обязательном порядке) и министр юстиции.

Пленум рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и судебной статистики, дает руководящие разъяснения судам по вопросам применения законодательства РФ. На Пленуме утверждаются составы судебных коллегий, заслушиваются сообщения о работе Президиума Верховного суда и отчеты о деятельности коллегий, вопросы, внесенные на рассмотрение Пленума Председателем Верховного суда, Генеральным прокурором, министром юстиции или уполномоченными ими лицами. Пленум созывается не реже одного раза в четыре месяца.

Президиум Верховного суда.

Президиум состоит из 13 судей и утверждается Советом Федерации по представлению Президента, основанному на представлении Председателя Верховного суда, в составе Председателя Верховного суда, его заместителей и судей Верховного суда.

Президиум рассматривает судебные дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики, анализа судебной статистики, рассматривает вопросы организации работы судебных коллегий, оказывает помощь нижестоящим судам в правильном применении законодательства, координируя эту деятельность с министерством юстиции.

Судебные коллегии.

Судебная коллегия по гражданским делам, Судебная коллегия по уголовным делам и Военная коллегия утверждаются Пленумом Верховного суда из числа судей Верховного суда РФ. Судебные коллегии рассматривают в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Они изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику и осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством. Верховный суд вправе изъять любое дело из нижестоящего суда и принять его к своему производству.

 

Высший арбитражный суд РФ.

Высший арбитражный суд возглавляет систему арбитражных судов. Арбитражная система редко встречается в других государствах. В Российской Федерации эти суды возникли на основе прежних государственных и ведомственных арбитражей, накопивших опыт разрешения хозяйственных споров между государственными организациями, независимо от судов общей юрисдикции.

Арбитражные суды разрешают экономические споры, то есть споры, вытекающие из гражданских правоотношений, участниками которых являются предприниматели – физические и юридические лица. Экономические споры затрагивают право собственности и другие права в сфере хозяйственного управления.

Судьи Высшего арбитражного суда назначаются Советом Федерации по представлению Президента. Судьи нижестоящих арбитражных судов назначаются Президентом по представлению Председателя Высшего арбитражного суда с учетом предложений законодательных (представительных) органов субъектов Федерации при согласии соответствующей квалификационной коллегии судей.

В задачи арбитражных судов входят: защита нарушенных или оспариваемых прав и интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; содействие укреплению законности и предупреждению нарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Высший арбитражный суд является судом первой инстанции по рассмотрению следующих дел:

1)о признании недействительными ненормативных актов Президента, палат Федерального собрания, Правительства РФ, не соответствующих закону и нарушающих права организаций и граждан,

2)экономические споры между Российской Федерацией и субъектами РФ, между субъектами РФ;

3)дел об оспаривании нормативно-правовых актов Президента, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, нарушающие права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

4)в порядке надзора рассматривает дела по проверке вступивших в законную силу актов арбитражных судов РФ и пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты.

Важным полномочием Высшего арбитражного суда является изучение и обобщение практики применения арбитражными судами законов и иных нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, дача разъяснений по вопросам судебной практики. Высший арбитражный суд разрабатывает предложения по совершенствованию законов и иных нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Высший арбитражный суд действует в составе:

1)Пленума Высшего арбитражного суда;

2)Президиума Высшего арбитражного суда;

3)судебной коллегии по рассмотрению споров, вытекающих из гражданских и иных правоотношений;

4)судебной коллегии по рассмотрению споров, вытекающих из административных правоотношений.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 1317.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...