Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Судебная власть в системе государственного управления




 

Одной из важнейших функций стоящей перед государством и его органами является функция по обеспечению законности и правопорядка, охране прав и законных интересов граждан. Выполнение этой функции главным образом ложится на судебную власть.

Судебная власть – независимая ветвь государственной власти, которая своими специфическими средствами специальным аппаратом защищает права и свободы граждан.

Можно выделить несколько взаимосвязанных признаков, характеризующих судебную власть:

− судебная власть может реализовываться только специально создаваемыми государственными учреждениями – судами;

− у судов есть свой, присущий только им способ воздействия – судебное разбирательство при принятии общеобязательного судебного решения;

− суды применяют конкретно-определенные, зафиксированные в законе средства и меры воздействия.

Судебная власть может осуществляться единолично судьей (при рассмотрении незначительных правонарушений), или судебной коллегией. Коллегия может состоять из профессиональных судей (не менее трех), либо одного или нескольких судей и определенного числа присяжных заседателей (от 2 до 24 в разных странах).

К кандидату на должность судьи предъявляются следующие требования: высшее юридическое образование, определенный стаж работы по юридической профессии и определенный возраст (обычно 25 лет), сдача экзамена на должность судьи, незапятнанная репутация.

Виды судебных органов.

Судебные органы делятся на государственные и негосударственные суды.

К негосударственным судам относятся суды, действующие на общественных началах. Например, товарищеские (общественные) суды, избираемые членами коллективов на предприятиях, учреждениях и по месту жительства. Все лица, входящие в данные органы, не обязаны иметь юридическое образование, не получают за свою работу государственного или иного вознаграждения и не рассматривают уголовные дела.

Также к негосударственным судам относятся церковные суды и суды обычного права. Церковные суды рассматривают дела церковнослужителей в связи с применением к ним канонического права. Суды обычного права это преимущественно племенные суды, существующие в некоторых странах Тропической Африки. Дела в них рассматривают племенные вожди и только между соплеменниками, из их полномочий полностью изъяты уголовные дела, а гражданские дела касаются только племенных обычаев.

Негосударственные суды играют незначительную роль в судебной системе. Судебная власть осуществляется государственными судами. Государственные судыимеют две разновидности: общие суды (суды общей юрисдикции) и специальные суды. Суды общей юрисдикции могут формироваться в соответствии с административно-территориальным делением страны (характерно для постсоциалистических стран): в районах образуются районные суды, в областях – областные так далее. В большинстве стан существует другой подход: создаются специальные судебные округа, не совпадающие с административно-территориальным делением или совпадающие частично в отдельных звеньях. Тем самым создаются наилучшие условия для независимости судов от других органов власти.

Число ступеней судов общей юрисдикции неодинаково. В некоторых странах существует двухзвенная система – местные суды и верховный суд (это сравнительно редкое явление). Наиболее часто встречается трехзвенная система – районные суды, областные и верховный суд.

Среди специальных судов можно выделить суды по делам несовершеннолетних, суды по делам военнослужащих, трудовые суды, избирательные суды, арбитражные или хозяйственные, суды по морским делам, семейные суды. Особая роль среди специальных судов принадлежит конституционным судам, осуществляющим контроль за конституционностью правовых актов.

Виды судебного процесса.

Принять различать три вида заседаний судебного присутствия:

1)рассмотрение судом дела по первой инстанции. В первой инстанции дела могут рассматриваться единолично судьями (незначительные преступления), более серьезные уголовные дела рассматриваются с участием присяжных заседателей, а гражданские – обычно в коллегии профессиональных судей;

2)рассмотрение дела по апелляционной жалобе одной из сторон (в некоторых странах по протесту прокурора). В апелляционном суде дело рассматривается заново по правилам суда первой инстанции. Жалоба может подаваться только в определенный, установленный судом срок, до вступления судебного решения в законную силу. В апелляционном процессе суд вновь рассматривает имеющиеся доказательства, может привлечь новые доказательства, проводит судебную экспертизу и судебные эксперименты и так далее. Завершается процесс вынесением приговора или решения;

3)кассационное производство.Кассационный пересмотр дела осуществляется по жалобе одной из сторон, проводится коллегией профессиональных судей и заключается в проверке дела исключительно с позиции права (точного соблюдения закона), фактическая сторона дела не рассматривается.

Судебная система РФ.

Под судебной системой понимается установленная Конституцией и, принятым на ее основе федеральным конституционным законом, совокупность судов разных уровней, организованных и действующих в соответствии с их компетенцией, с учетом федерального и административно-территориального деления страны.

Судебная система РФ отличается простотой построения, ступенчатостью звеньев, единством принципов формирования и деятельности.

Федеральный закон «О судебной системе РФ» от 31 декабря 1996 г. закрепляет единство судебной системы, которое обеспечивается путем:

− установления судебной системы РФ Конституцией РФ и Федеральным Конституционным законом;

− соблюдения всеми судами правил судопроизводства;

− применения всеми судами Конституции РФ, Федеральных Конституционных законов и Федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ;

− признания обязательности исполнения на всей территории Р.Ф судебных постановлений, вступивших в законную силу;

− законодательного закрепления единства статуса судей;

− финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

Для судебной системы РФ характерна трехзвенная структура (основное, среднее и высшее звено), в основном определяемая в соответствии с государственно-административным делением.

Судебная система РФ включает в себя Конституционный суд РФ, суды общей юрисдикции и арбитражные суды.

Конституционный судне имеет подведомственных судов, организационно и процессуально не связан с существующими в некоторых республиках в составе РФ конституционными судами.

 

Система судов общей юрисдикции включает:

основное звено – районные и городские народные суды;

среднее звено – Верховные суды республик, краевые, областные, городские (в Москве и Санкт-Петербурге), суды автономной области и автономных округов, то есть суды субъектов федерации;

высшее звено – Верховный суд РФ.

 

Военные суды образуют следующую подсистему:

основное звено – суды армий, соединений, флотилий и гарнизонов;

среднее звено – суды военных округов, флотов, видов Вооруженных сил и групп войск;

высшее звено – Военная коллегия Верховного суда РФ.

 

Система арбитражных судовподразделяется следующим образом:

основное звено – Высшие арбитражные суды республик, краевые, областные, городские суды, арбитражные суды автономной области и автономных округов, иные арбитражные суды, образуемые в субъектах федерации;

среднее звено – арбитражные суды федеральных округов;

высшее звено – Высший Арбитражный суд РФ.

 

Таким образом, становится видно, что внутренняя организация систем судов имеет свои особенности. Среднее звено арбитражных судов образуется вне связи с административно-территориальным делением. В районах арбитражные суды не образуются! Система военных судов напрямую связана с организацией Вооруженных сил.

Судебная власть многофункциональна. Все ее функции можно разделить на внешние и внутренние.

Внешние функции.

1)Правосудие - доминирующая функция – «правосудие осуществляется только судом» (ст. 118 Конституции РФ). Правосудие – это форма государственной деятельности по рассмотрению и разрешению судом уголовных, гражданских дел и иных дел.

2)Контроль за деятельностью государственных органов по исполнению законов.

3)Толкование правовых норм. Формами толкования правовых норм являются решения Конституционного суда, руководящие разъяснения Верховного суда, издаваемые в виде постановлений и обязательные для всех государственных органов, юридических и физических лиц.

4)Официальное удостоверение фактов, имеющих юридическое значение. Например, только суд может признать умершим безвестно отсутствующее лицо.

Внутренние функции.

1)Судебный надзор за решением судов.

2)Судебное управление.

3)Рассмотрение дисциплинарных проступков судей.

4)Принятие решения о приостановлении или прекращении полномочий судей и другие.

 

Принципы организации судебной власти.

 

Принцип независимости судей означает, что судьи в своей деятельности руководствуются только Конституции РФ и Федеральным законам. Закон закрепляет систему гарантий независимости судей: запрет под угрозой ответственности чьего-либо вмешательства в деятельность судей, установленный порядок приостановления и прекращения полномочий судей, право судьи на отставку, предоставление судьям материального и социального обеспечения соответствующего их высокому статусу. Судьи, члены их семей и их имущество находятся под особой защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принимать необходимые меры для обеспечения безопасности судей, членов их семей при соответствующем заявлении.

Независимость судей обеспечивается также системой органов судейского сообщества:Всероссийский съезд судей (в период между съездами избирается и действует совет судей), собрания судей Высшего арбитражного и Верховного судов, съезды и конференции судей субъектов РФ и военных округов. Эти органы призваны выражать интересы судей, в их компетенцию входит рассмотрение актуальных проблем работы судов, их кадрового, организационного обеспечения, а также правового и социального положения судей. Создание органов судейского сообщества дает им возможность решать ряд вопросов, которые ранее входили в компетенцию Министерства юстиции.

 

Принцип несменяемости судей означает особый порядок приостановления и прекращения полномочий судей. Полномочия судьи могут быть приостановлены или прекращены только в порядке установленном Федеральным законом. Судьи не подлежат переводу на другую должность без собственного их согласия. Полномочия судей не ограничены определенным сроком. Исключение составляют только судьи районных и городских народных судов, впервые назначаемые на должность. Они назначаются на должность сроком на три года. Это своего рода испытательный срок, во время которого судьи должны зарекомендовать себя. После его успешного прохождения судьи могут быть назначены на должность без ограничения срока полномочий. Кроме того, определенный срок осуществления полномочий устанавливается для судей Конституционного суда – 12 лет.

 

Принцип неприкосновенностиявляется важнейшим элементом судебного иммунитета. Согласно данному принципу судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, предусмотренном Федеральным законом. Неприкосновенность распространяется на жилье и служебное помещение, транспорт, средства связи, корреспонденцию судьи. Судья не может быть задержан и принудительно доставлен в тот или иной государственный орган в порядке производства по делам об административном правонарушении. Судья не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.

Заключение под стражу судьи допускается не иначе как с санкции Генерального прокурора. Уголовное дело в отношении судьи может возбудить только Генеральный прокурор РФ при наличии согласия соответствующей квалификационной коллегии судей. Уголовное дело в отношении судьи по его требованию, заявленному до начала судебного разбирательства, должно рассматриваться только Верховным судом РФ.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 313.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...