Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ГЛАВА 29. ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ЭКОНОМИКА




И ИНФОРМАЦИОННАЯ ПАРАДИГМА

 

«Отток» экономистов от неоклассических постулатов рациональности, максимизации прибыли и конкурентного равновесия к началу XXI века не привёл к научно-исследовательским программам, сопоставимым по масштабу и влиянию с кейнсианской или неолиберальной. Однако можно говорить о нескольких новых направлениях, которые методологически ориентированы на психологию и теорию информации как новые ориентиры для развития экономической теории.

 

Концепция ограниченной рациональности и поведенческая микроэкономика.

Концепция ограниченной рациональности Г. Саймона.Наиболее влиятельным критиком предпосылки о рациональном экономическом агенте-максимизаторе во второй половине ХХ в. был Герберт Саймон(1916 — 2001). Многосторонний учёный (социология, политология, философия науки, когнитивная психология, искусственный интеллект, деловое администрирование и госуправление), он стал профессором Высшей школы администрирования при Технологическом институте Карнеги (с 1949), а затем (с 1967) — профессором кафедры вычислительной техники и психологии Университета Карнеги — Меллона в Питтсбурге. Славу Саймону принесла книга «Управленческое поведение: исследование процессов принятия решений в административной организации» (1947). В этом труде, признанном «классикой менеджмента», Саймон впервые выдвинул три теоретико-методологических положения, ставшие основой поведенческой теории фирмы, возникшей как корректива к неоклассической микроэкономике в рамках теории менеджмента:

1) принимаемые в сфере бизнеса решения могут быть лишь ограниченно рациональными, поскольку у экономических агентов нет достаточных когнитивных ресурсов для обработки имеющейся информации во всей её полноте и расчёта всех вариантов выбора;

       2) хозяйствующие субъекты стремятся не максимизировать прибыль, а добиться некоторого варианта решения, который обеспечит «достаточное удовлетворение» (satisficing, от satisfy — «удовлетворять» и suffice — «достаточный») — приемлемый, но не обязательно максимальный результат;

       3) поскольку для принятия решения индивидам приходится искать ответы сразу на несколько вопросов, то сокращается внимание, уделяемое отдельным проблемам; некоторые решения являются шаблонными или интуитивными, для других организации используют специальные методы.

       Чтобы справиться со сложностью окружающего мира, организации прибегают к разделению принятия решений между разными специалистами, связанными горизонтальной и вертикальной координацией. Кроме того, организации заменяют абстрактную цель максимизации прибыли более конкретными подцелями, достижение которых можно контролировать. Но в результате внимания, уделяемого подцелям, возникают основные конфликты в организациях. Руководители, выполняющие различные функции, по-разному интерпретируют основные аспекты принятия управленческих решений; эти различные интерпретации во многом являются результатом различий в ходе профессионального обучения и опыта. Таким образом, процесс принятия решений не является независимым. Проблема согласованного решения была позднее рассмотрена Саймоном в специальной монографии, написанной вместе с его учеником Алленом Ньюэллом (1927 — 1992), с которым они много лет работали над созданием искусственного интеллекта.

Поведенческая теория фирмы.Развитие теории фирмы на основе концепцииограниченной рациональности и достаточного удовлетворения Г. Саймона вылилось в целое направление, получившее название школы Университета Карнеги — Меллона. Главным вкладом школы стала книга Дж. Г. Марча и Р. М. Сайерта «Поведенческая теория фирмы» (1963). Книга стала продолжением трактата «Организации» (1958), написанного Марчем вместе с Саймоном. Позднее Джеймс Гарднер Марч(р. 1928)перешёл в Стэнфордский университет, тогда как Ричард Майкл Сайерт(1921 — 1998) надолго стал президентом Университета Карнеги — Меллона (1972 — 1990). На этом посту он с успехом применил свои теоретические наработки: университет вступил в период необычайного научно-организационного роста.

Разработанная Марчем и Сайертом концепция была альтернативной по отношению к базовым методологическим предпосылкам неоклассической теории фирмы: 1) о выборе наилучшей из возможных альтернатив; 2) о единоличном принятии решений; 3) о стабильности и чёткой определённости предпочтений. Авторы обосновывали подход к фирме как к организации, которая является средоточием многосторонних противоречивых интересов и использует для осуществления действий в условиях ограниченной рациональности правила и процедуры решения относительно выбора приемлемого уровня и последующего внимания к целям. Фирма была представлена как модель изменяющихся многоцелевых коалиций интересов, в которых господствуют взгляды и предпочтения доминирующей в настоящий момент группы лиц, принимающих решения. Цели фирмы являются не данностью, а результатом переговоров как внутри заинтересованных групп, так и между ними. Коалиция может иметь интересы как в фирме, так и вне её; она может включать в себя администрацию, акционеров и государственных агентов, равно как и подразделения внутри организации. Эти ограничения рационального действия различными способами влияют на процессы принятия решений. Поведение фирм в условиях ограниченной рациональности характеризуется решением четырех основных организационных задач:

1) квазиразрешение конфликта посредством локальной рациональности, подразумевающей, что организация разбивается на отдельные подразделения и каждое из них устанавливает ограниченный набор целей;

2) уклонение от неопределённости посредством последовательности соглашений между подразделениями и с субъектами внешней среды (планы, стандартные процедуры действия, соблюденией отраслевых традиций);

3) проблемный поиск, направленный на идентификацию слабых мест, открывающих новые возможности для организации;

4) организационное обучение (не аналогично процессу индивидуального обучения), обеспечивающее адаптивное поведение в соответствии с опытом решённых задач, по результатам анализа действий других организаций, концентрации внимания на определённых элементах внешней среды.

Марч и Сайерт применили в своём исследовании новый эмпирический метод — case studies: анализ документации, глубокие интервью и прямые наблюдения за процессом принятия решения в нескольких крупных фирмах. Концепцияограниченной рациональности завоевала признание, а поведенческая теория фирмы установила стандарты дальнейших исследований экономических организаций. Однако она не достигла той чёткости процедур, которые отличают неоклассическую микроэкономику, поэтому не смогла вытеснить её как исследовательская программа.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 349.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...