Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ВОПРОС. НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ НАУЧНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ.
НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ. Философские науки возникают в рамках неопозитивизма, который сам по себе эмпиричен. После неопозитивизма возникает постпозитивизм – возникают новые модели развития науки т. е. больше теории. К. Попер «критический рационализм» Знание – идеальное выражение в знаковой форме объективных свойств и связей мира, природного и человеческого; продукт общественной материальной и духовной деятельности людей. Томас Кун – структура научных революций. Наука развивается через революции. 1. период нормальной науки 2. период революционной науки Парадигма – предметы теории, устанавливаемые факты; совокупность теоретических предпосылок , которые воплощаются в научной критике на определенном этапе науки. Является основанием выбора проблем, модели, образцом для решения задач. В роли парадигмы выступает физика Аристотеля, ньютоновская модель, теория относительности. Научная революция – периодическая смена парадигм, когда меняется научная картина мира, когда старые концепции неадекватны. Научная революция: 1. коренным образом меняется научная картина мира, коренной переворот 2. когда изменилась картина мира. Конец 18 – 19 в. Первая глобальная научная революция 15-16 вв завершает концепция Коперника и Ньютона. Период 17 века – период преднауки. Этапы научной рациональности: 1. классическая наука (17 -19век) Ведущим достижением является ньютоновская модель. Характерен объектный стиль мышления, стремление познать предмет сам по себе без относительных усилий его изучения. Стремление устранить все то, что относится к субъекту, его действительности. 2. неклассическая рациональная наука (19-20вв) Происходит 3 научных революции – разработка релятивной и квантовой теории. 3. постклассическая наука (2ая половина 20 века) Универсальный эволюционизм, характерно соответсвенность полученных знаний об объекте. Наука подчинена социальным факторам. Характерной чертой является компьютеризация.
ВОПРОС. ТЕХНИКА: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С НАУКОЙ. Техника – совокупность технических устройств от самых простых орудий до сложнейших технических систем. Техника – совокупность различных видов технической деятельности (проектирование, абстрагирование, изготовление), совершенное техническое знание. Линейная модель соответствует в том что в науке сначала идут открытия, затем развивается техника. Техника зародилась с древности и с наукой была не связана. Античная наука рассматривала это как созерцание идей. Наука и техника – 2 различных вида деятельности, на разных этапах развития взаимосвязана по разному. Этапы развития техники: 1. манфорд в основу периодизации положил ведущие виды энергии и вещество. 2000 – 1750 период технологии воды и дерева. 2 половина 18 – середина 20 века – технология угля и железа Середина 20 века – электричество и сплавы С 20 века – техника приобретает все большую роль в жизни общества. Социальная значимость науки и техники. Наука – соц. институт формирующийся государством (фундаментальные исследования) Функции науки: 1.мировозренческая – наиб. Значимая форма общественного сознания. 2. производственная – наука активная производительная сила 3. наука – социальная сила способная регулировать общество. Роль науки – наука родилась в западной цивилизации, которая характеризуется глубокими преобразованиями. Основные ценности науки: 1. научные достижения универсальны, природные явления протекаю во всех странах 2. общность – научное знание становится общим достоянием 3. бескорыстность 4. организованный скептицизм – ученый должен все подвергать сомнению
Вопрос. ПОНЯТИЕ ОБЩЕСТВА. ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВА. ОБЩЕСТВО – есть несколько определений в социальных науках. Научное понятие общества сильно отличается от обыденного. Трактовки: 1. Философская точка – общество – особый вид бытия отличный от природы, обособленная от природы часть материального мира представляющая собой исторический развитую форму жизнедеятельности людей . общество нельзя сводить к желаниям и целям отдельных личностей. 2. социологическая – общество – конкретная единица истории или современного исторического прочеса. Конкретно: территория, воспризведение населения, разная культура политической независимости. 3. общество – определенный этап развития человеческой истории. 4. общество – все человечество. 5. общество – совокупность конкретных обществ близких по своей культуре. Сферы общества: 1) сфера материального производства (Деятельность людей в сфере материального производства в конечном счете преследует цель создания из вещества природы самых разнообразных предметов потребления, прежде всего продуктов питания, для удовлетворения жизненно важных потребностей людей.) 2) сфера теоретической деятельности - наука(поставляет обществу знания о том, как устроен мир, подвергаемый практическому преобразованию). Научное знание отображает объективно существующие закономерности реальной действительности. Оно выполняет функции описания, объяснения и предвидения. Это духовно-теоретическое знание. 3) сфера деятельности людей по ценностному освоению действительности (Этим занимаются прежде всего философия, искусство, религия. Ценности связывают сферы материального производства и теоретической деятельности). Ценностная сфера, несомненно, обладает сегодня статусом особой всеобщей сферы социально значимой деятельности людей в обществе. 4) сфера управления общественными процессами - политическая сфера (управление обществом как целостной саморазвивающейся системой. С момента появления классов и государства как аппарата власти сфера управления принимает характер политического управления обществом.). Управление предполагает, что люди, занятые различными видами деятельности, в основном объединены в организации, так что можно говорить об управлении организованной деятельностью. 5) социальная сфера. Социальная сфера жизнедеятельности людей выступает также одной из всеобщих сфер общества при анализе его с системных позиций. социальную сферу образуют устойчиво существующие большие группы люди и отношения между ними, поскольку каждая из таких групп преследует свои цели и защищает свои интересы. Среди таких групп наряду с классами и трудовыми коллективами выделяются народ, нация и даже человечество как социальная общность.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 251. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |