Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ВОПРОС. НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ НАУЧНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ.




НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ. Философские науки возникают в рамках неопозитивизма, который сам по себе эмпиричен. После неопозитивизма возникает постпозитивизм – возникают новые модели развития науки т. е. больше теории. К. Попер «критический рационализм»

Знание – идеальное выражение в знаковой форме объективных свойств и связей мира, природного и человеческого; продукт общественной материальной и духовной деятельности людей. Томас Кун – структура научных революций. Наука развивается через революции.

1. период нормальной науки

2. период революционной науки

Парадигма – предметы теории, устанавливаемые факты; совокупность теоретических предпосылок , которые воплощаются в научной критике на определенном этапе науки.

Является основанием выбора проблем, модели, образцом для решения задач. В роли парадигмы выступает физика Аристотеля, ньютоновская модель, теория относительности.

Научная революция – периодическая смена парадигм, когда меняется научная картина мира, когда старые концепции неадекватны.

Научная революция:

1. коренным образом меняется научная картина мира, коренной переворот

2. когда изменилась картина мира. Конец 18 – 19 в. Первая глобальная научная революция 15-16 вв завершает концепция Коперника и Ньютона. Период 17 века – период преднауки.

Этапы научной рациональности:

1. классическая наука (17 -19век)

Ведущим достижением является ньютоновская модель. Характерен объектный стиль мышления, стремление познать предмет сам по себе без относительных усилий его изучения. Стремление устранить все то, что относится к субъекту, его действительности.

2. неклассическая рациональная наука (19-20вв)

Происходит 3 научных революции – разработка релятивной и квантовой теории.

3. постклассическая наука (2ая половина 20 века)

Универсальный эволюционизм, характерно соответсвенность полученных знаний об объекте. Наука подчинена социальным факторам. Характерной чертой является компьютеризация.

 

 

ВОПРОС. ТЕХНИКА: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С НАУКОЙ.

Техника – совокупность технических устройств от самых простых орудий до сложнейших технических систем. Техника – совокупность различных видов технической деятельности (проектирование, абстрагирование, изготовление), совершенное техническое знание.

Линейная модель соответствует в том что в науке сначала идут открытия, затем развивается техника. Техника зародилась с древности и с наукой была не связана. Античная наука рассматривала это как созерцание идей. Наука и техника – 2 различных вида деятельности, на разных этапах развития взаимосвязана по разному.

Этапы развития техники:

1. манфорд в основу периодизации положил ведущие виды энергии и вещество.

2000 – 1750 период технологии воды и дерева.

2 половина 18 – середина 20 века – технология угля и железа

Середина 20 века – электричество и сплавы

С 20 века – техника приобретает все большую роль в жизни общества.

Социальная значимость науки и техники.

Наука – соц. институт формирующийся государством (фундаментальные исследования)

Функции науки:

1.мировозренческая – наиб. Значимая форма общественного сознания.

2. производственная – наука активная производительная сила

3. наука – социальная сила способная регулировать общество.

Роль науки – наука родилась в западной цивилизации, которая характеризуется глубокими преобразованиями.

Основные ценности науки:

1. научные достижения универсальны, природные явления протекаю во всех странах

2. общность – научное знание становится общим достоянием

3. бескорыстность

4. организованный скептицизм – ученый должен все подвергать сомнению

 

 

Вопрос. ПОНЯТИЕ ОБЩЕСТВА. ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВА.

ОБЩЕСТВО – есть несколько определений в социальных науках. Научное понятие общества сильно отличается от обыденного.

Трактовки: 1. Философская точка – общество – особый вид бытия отличный от природы, обособленная от природы часть материального мира представляющая собой исторический развитую форму жизнедеятельности людей . общество нельзя сводить к желаниям и целям отдельных личностей.

2. социологическая – общество – конкретная единица истории или современного исторического прочеса. Конкретно: территория, воспризведение населения, разная культура политической независимости.

3. общество – определенный этап развития человеческой истории.

4. общество – все человечество.

5. общество – совокупность конкретных обществ близких по своей культуре.

Сферы общества:

1) сфера материального производства (Деятельность людей в сфере материального производства в конечном счете преследует цель создания из вещества природы самых разнообразных предметов потребления, прежде всего продуктов питания, для удовлетворения жизненно важных потребностей людей.)

2) сфера теоретической деятельности - наука(поставляет обществу знания о том, как устроен мир, подвергаемый практическому преобразованию). Научное знание отображает объективно существующие закономерности реальной действительности. Оно выполняет функции описания, объяснения и предвидения. Это духовно-теоретическое знание.

3) сфера деятельности людей по ценностному освоению действительности (Этим занимаются прежде всего философия, искусство, религия. Ценности связывают сферы материального производства и теоретической деятельности). Ценностная сфера, несомненно, обладает сегодня статусом особой всеобщей сферы социально значимой деятельности людей в обществе.

4) сфера управления общественными процессами - политическая сфера (управление обществом как целостной саморазвивающейся системой. С момента появления классов и государства как аппарата власти сфера управления принимает характер политического управления обществом.). Управление предполагает, что люди, занятые различными видами деятельности, в основном объединены в организации, так что можно говорить об управлении организованной деятельностью.

5) социальная сфера. Социальная сфера жизнедеятельности людей выступает также одной из всеобщих сфер общества при анализе его с системных позиций. социальную сферу образуют устойчиво существующие большие группы люди и отношения между ними, поскольку каждая из таких групп преследует свои цели и защищает свои интересы. Среди таких групп наряду с классами и трудовыми коллективами выделяются народ, нация и даже человечество как социальная общность.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 251.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...