Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ВОПРОС. РУССКИЙ КОСМИЗМ: ФЕДОРОВ, ЦИОЛКОВСКИЙ, ВЕРНАНДСКИЙ.
Федоров Николай Федорович (1828 – 1923) пытался синтезировать два методологических подхода к человеку: антропологизм и космизм, объединить судьбы человека и судьбы вселенского бытия. Человек в его космическом проекте получил невиданно широкое поле для своей самореализации, стал гарантом сохранения и увековечивания жизни. Федоров отвергал догматизированную религию, проповедующую бездеятельность человека, покорность судьбе, смирение. У него довольно сильно выражены деистическая и пантеистическая тенденции. Бога он понимал не как потустороннюю всемирную силу, творящую все "из ничего", а как внутренне присущий бытию верховный Разум, всеобщую мирообъединяющую Любовь. Ключевую роль в учении Федорова играла ИДЕЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ СМЕРТИ. Воскрешение, по Федорову, это не единичный акт, не удел избранных, а призвание и достояние не только всех людей, независимо от их звания и сословной принадлежности, но и всех народов, т.е. общенародное, всемирное дело. Воскрешение не означает ожидания чуда, а предполагает активную человеческую деятельность в этом направлении. Следовательно, Человек является не только объектом, но и субъектом воскрешения. Наиболее фантастическая и утопическая часть его философской системы: разработка проекта воскрешения предков, которым предусматривалось выявление и собирание всех атомов и молекул, некогда входивших в состав умерших организмов. Концепцию "общего дела" Федоров не сводил к воскрешению предков. ОБЩЕЕ ДЕЛО - ЭТО ГЛАВНЫМ ОБРАЗОМ ВСЕОБЩАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ПРИРОДЫ, УПРАВЛЕНИЕ ЕЕ СИЛАМИ. Она, по мнению философа, имеет внутренний и внешний аспекты. Внутренний аспект подразумевал психофизиологическую. Внешняя регуляция простирается от Земли ко всему целостному миру - Космосу. Она имеет три ступени: – метеорическую, объектом которой является Земля, – планетарную (солнечная система), – всеобщую космическую (бесконечная Вселенная). На последней ступени Федоров считал вполне возможным сдвинуть Землю с постоянной орбиты и отправить ее в космические просторы по сознательно прокладываемому курсу, т.е. превратить нашу планету в космический корабль - "Земноход". Циолковский (1857 – 1935). Основатель российской космонавтики, жил в Калуге. Был убежден, что мы во вселенной не одни и человечество обязательно столкнется с другими цивилизациями. Абсолютно неживой материи не существует, в основе всего лежит «атом». Не верил в бессмертие души. Этическая задача человека: чтобы условия жизни поддерживали состояния атомов. Вернандский(1863 -1945). Биолог и геолог. Создал учение о ноосфере – сфере разума – область планеты охваченная разумной человеческой деятельностью. Овладевая знаниями природы и техники, человек все больше преобразует окружающую среду согласно своим потребностям. Наука имеет цель к расширению.
ВОПРОС. ПРОБЛЕМА БЫТИЯ В ФИЛОСОФИИ. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ БЫТИЯ. БЫТИЕ – наиболее абстрактная и исходная философская категория. Бытие – все что существует в его взаимосвязях. Включает все то что существовало, существует. Проблема бытия поставлена другими древними философиями. Проблема субстанции ставится широко.
Философские учения: 1) материалистическое ( материя первична) 2) идеалистическая (духовное первично) Проблема онтологии – проблема единства мира 1) монотеистическое учение – существование 1 единоначала 1. Идеалисты 2. Материалисты – опирались на данные естественных наук 2) дуалистическаое учение 3) политеистическое учение Проблема упорядоченности мира. Детерминизм – мир упорядочен, в нем все причинно-обусловлено, взаимосвязано. Индетерминизм – представители отрицают объективный характер явления. Виды бытия: 1. Бытие вещей и состояний природы 2. Бытие человека 3. Бытие социального: общество как особая реальность. 4. Бытие духовного и идеального (сознание : индивидуальное – внутренний мир человека, Общественное – искусство, наука, мораль,философия, религия.
ВОПРОС. МАТЕРИЯ, КАК ФИЛОСОФСКАЯ КАТЕГОРИЯ. МАТЕРИАЛЬНОЕ И ИДЕАЛЬНОЕ. Материя – объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им. Этапы развития представлений о науке: 1. Наглядно-чувственные представления: в ранних греческих философских учениях под материей понималась вода, огонь. В античной философии 15 века до нашей эры появился Демокрит: все состоит из атомов. 2. Этап вещественно-субстратного представления. Наибольшего расцвета достигло в трудах Ламетри, Гальбаха, Руссо. 3. Философско-гносеологическое. Сформировалось в начале 20 века под влиянием научно технической революции, когда было открыто строение атома. Материя обхватывает множество объектов и систем мира. Является субстанциональной основой свойств и типов движений. Материя характеризует материальное единство мира: в мире нет ничего, что не было бы определенным состоянием материи. Материя не сотворима и не уничтожаема, она бесконечна во времени и пространстве. Свойства материи: 1. Структурность 2. Способность к самоорганизации 3. Движение 4. Способность к отражению, высшей формой которой является человеческое сознание Соотношение материального и идеалистического: В онтологическом аспекте материя является субстанцией (материальное, духовное зависит от нее). Человеческое сознание – результат длительного развития мира. Сознание предполагает наличие субстанциональной основы. Признают бессмертность души. Сознание и человечество призвано осмысливать материальный мир. В гносеологии: сознание и материя противоположны , т.к.: 1. Духовное не обладает свойствами материального 2. Сознание наделено мощной преобразующей силой над материальным миром 3. Самосознание человека отличается от духовного развития мира Идеальное обладает качественной характеристикой по отношению к материальному.
ВОПРОС. ДВИЖЕНИЕ МАТЕРИИ. ОСОБЕННОСТИ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ФОРМЫ ДВИЖЕНИЯ МАТЕРИИ. Движение – форма бытия материи, ее важнейший атрибут, изменение вообще, всякое взаимодействие материальных объектов и смена их состояний. Философия рассматривает окружающий нас мир как движущуюся материю, а всё многообразие бесконечных объектов, как порожденные движением её, т.е материальный мир и движение выступают неразрывными сторонами бытия мира. в мире нет материи без движения, как не может быть движения без материи. В связи с тем, что движение явл необходимым атрибутом материи, её внутр принадлежностью, то движение можно понимать как самодвижении, т.е источник движения находится в самом материальном мире. Классификация видов движения: 1. Механическое 2. Физическое 3. Химическое 4. Биологическое: в неживой природе – элементарное движение частиц, атомных ядер, движение атомов и молекул, всевозможные перемещения в ж и г; в живой природе – обмен в-в, саморегуляция 5. Социальное – материальное производство, общественные движения, процессы мышления и др. Каждый последующий вид движения опирается на предыдущий. Но каждый вид движения обладает своей спецификой.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 274. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |