Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ВОПРОС. ПРОБЛЕМА ПОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ. АГНОСТИЦИЗМ.
АГНОСТИЦИЗМ – учение в гносеологии отрицающее возможность достоверного познания сущности материальных систем, закономерности природы и общества. Представители: субъективные реалисты, позитивисты, материалисты. Истину трактуют как опытную подтверждаемость, результат соглашения между учеными, логическая справедливость. Пример агностицизма: философия Канта. Кант утверждал, что мир есть вещь в себе. Мы познаем явления, формирование явлений зависит от организации нашего разума. Трансцендентальное сознание – выдвинутый им термин. Пространство и время – формы восприятия мира. Физиологический идеализм. Близок к философии Канта. Выдвинут в 19 веке Мюлером, который выдвинул положение о специфическом положении органов чувств, которые играют роль в восприятии ощущений. Теория иероглифов. Выдвинул Гемгольц: чувственные впечатления есть отметки качеств внешнего мира, знаки истолкованию которых мы учимся на опыте. Конвенционализм. Возник в 20 веке. Научная теория и понятия являются продуктом соглашения между учеными. Гносеология – изучает всеобщее, которое характеризует познавательную деятельность человека, так и особенности познания в разных видах деятельности. Виды знания и познания: 1. научное знание – характеризует точность, эмпирическую подтверждаемость 2. художественное познание – выражается в художественных образах 3. религиозное знание – знание о Боге Ичеловеке 4. практическое знание – некоторые знания получают в общении с людьми достигшими успеха. Эпистемология – теория научного познания. Психология, физиология, кибернетика, история культуры, социология – изучают познание. 2 точки зрения на познание: 1.реалитическая 2.агностицизм – учение , сущность вещей не познаваема, познаем лишь явления. Кант полагал , что мир вне нас, в себе, он влияет на нас. Мюллер и Гемгольц выдвинули теорию о специфической энергии органов чувств, которые вызывают ощущения, связывают их специфической энергией. Ощущение это знание о действительности. Субъект – источник целенаправленной активности , носитель предметно-практической деятельности оценки и познания. Общество – это универсальный субъект, так как в нем объединены субъекты всех других уровней, вне общества нет познания и практики. Объект – то ,что противостоит субъекту, на что направлена предметно-практическая , познавательная и оценочная деятельность. Предмет – то как субъект видит этот объект.
ВОПРОС. ЧУВСТВЕННОЕ И РАЦИОНАЛЬНОЕ В ПОЗНАНИИ. ВЗАИМОСВЯЗЬ ЧУВСТВЕННОГО И РАЦИОНАЛЬНОГО В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРАЧА. Рационализм – в онтологии – учение, согласно которому в мире есть оформленные, устойчивые, воспроизводимые элементы и связи между ними, благодаря чему система поддается оценке, контролю и влиянию. В гносеологии рационализм понимается в широком и узком смысле. В широком – означает веру в разум и противостоит рационализму; в узком – ученеи, согласно которому всеобщность и необходимость – логические признаки достоверного знания – не могут быть выведены из опыта и его обобщений, они могут быть подчеркнуты из самого ума. Чувственный опыт – человеческий организм имеет экстрарецептивную систему (5 чувств) и интрарецептивную ( о внутреннем состоянии организма) Формы чувственного отражения: 1. ощущение, 2. восприятие, 3. представление. 1. форма чувственного познания мира, отражающая отдельные свойства предметов 2. система свойств предметов 3. форма чувственного познания, чувственный наглядный образ предметов и явлений действительности, сохраненных в познании без непосредственного воздействия самих предметов на органы чувств. Роль чувственного отражения: 1.единственный канал связывающий нас с окружающим миром, 2.мышление развивается на базе чувственного опыта. Рациональное познание базируется на чувственном опыте. Мышление развивается в наглядно образном . важные формы: понятие, суждение, умозаключение. Понятие – форма мышления отражающая существующие и общие свойства предметов . различают по степени общности. Понятия результат логической деятельности. Общие понятия: 1.понятия частных наук, 2. Общие понятия системы По глубине отражения действительности выделяют: 1. Понятие отражающее общее в предметах 2. понятии отражающее существенное в свойствах предметов 3. понятие раскрывающее смысл и значение предметов 4. понятие идеи – нацелены на преобразование реальности Суждение – форма мысли в которой посредством связи понятий , что либо утверждается или отрицается. Умозаключение – форма мысли, формирующая рассуждение из 1 или нескольких посылок выводится новое рассуждение – заключение. Виды: 1. дедуктивные – выведение умозаключения от общего к частному 2. индуктивные – метод от частного к общему 3. по аналогии – метод от частного к частному. Метод творческого мышления способ нового получения знания. Рациональное невозможно в реальном познавательном процессе.
ВОПРОС. ПРОБЛЕМА ИСТИНЫ В ГНОСЕОЛОГИИ. КРИТЕРИИ ИСТИНЫ. ИСТИНА –адекватное отражение объективной реальности познающим субъектом, воспроизводящее познаваемый предмет так, как он существует вне и независимо от сознания. Истина – соответствие знаний действительности (платон, гегель) - опытная подтверждаемость (субъективные идеалисты) - полезность и эффективность знания (прагматизм) - результат соглашения между учеными Аспекты истины: 1)бытийственный аспект связан с тем что в истине отражается реальный мир, свойства предметов. В наших знаниях отражается материальное и духовное. 2)аксиологический аспект – истина имеет практическую направленность и связана с эстетическими и нравственными ценностями. 3)практикологические аспекты – истина связана с практикой даже в том случае, если внешне они различны, якобы не связаны между собой. Свойства истины: 1.объективна по содержанию, но субъективна по форме, 2.конкретность – научная истина всегда обращена к конкретным объектам, 3.проблемы поиска нового знания – углубление наших знаний о мире. Если истина будет постигнута, она будет суммой абсолютов. Ложь – преднамеренное введение заведомо неправильных представлений в наше знание. Заблуждение – непреднамеренное несоответствие понятий и суждений объекту. Критерии истины: 1) практика - целенаправленная предметно-чувственная деятельность по преобразованию материальных систем. Черты практики: 1.целенаправленность 2.предметно-чувственный характер – подрозумевает преодоление сопротивления материи 3.практика – преобразование мира Виды практики: производственная, социально-политическая, научно-экспериментальная, бытовая, асоциальная, спортивная, медицинская, семейная. Роль практики в познании: Практика – основа, цель в познании и критерии истины. Истина рассматривается как эстетический критерий.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 285. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |