Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ВОПРОС. ПРОБЛЕМА ПОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ. АГНОСТИЦИЗМ.




АГНОСТИЦИЗМ – учение в гносеологии отрицающее возможность достоверного познания сущности материальных систем, закономерности природы и общества.

Представители: субъективные реалисты, позитивисты, материалисты. Истину трактуют как опытную подтверждаемость, результат соглашения между учеными, логическая справедливость.

Пример агностицизма: философия Канта. Кант утверждал, что мир есть вещь в себе. Мы познаем явления, формирование явлений зависит от организации нашего разума. Трансцендентальное сознание – выдвинутый им термин. Пространство и время – формы восприятия мира.

Физиологический идеализм. Близок к философии Канта. Выдвинут в 19 веке Мюлером, который выдвинул положение о специфическом положении органов чувств, которые играют роль в восприятии ощущений.

Теория иероглифов.  Выдвинул Гемгольц: чувственные впечатления есть отметки качеств внешнего мира, знаки истолкованию которых мы учимся на опыте.

Конвенционализм.  Возник в 20 веке. Научная теория и понятия являются продуктом соглашения между учеными.

Гносеология – изучает всеобщее, которое характеризует познавательную деятельность человека, так и особенности познания в разных видах деятельности.

Виды знания и познания:

1. научное знание – характеризует точность, эмпирическую подтверждаемость

2. художественное познание – выражается в художественных образах

3. религиозное знание – знание о Боге Ичеловеке

4. практическое знание – некоторые знания получают в общении с людьми достигшими успеха.

Эпистемология – теория научного познания. Психология, физиология, кибернетика, история культуры, социология – изучают познание.

2 точки зрения на познание:

1.реалитическая

2.агностицизм – учение , сущность вещей не познаваема, познаем лишь явления. Кант полагал , что мир вне нас, в себе, он влияет на нас. Мюллер и Гемгольц выдвинули теорию о специфической энергии органов чувств, которые вызывают ощущения, связывают их специфической энергией. Ощущение это знание о действительности. Субъект – источник целенаправленной активности , носитель предметно-практической деятельности оценки и познания. Общество – это универсальный субъект, так как в нем объединены субъекты всех других уровней, вне общества нет познания и практики. Объект – то ,что противостоит субъекту, на что направлена предметно-практическая , познавательная и оценочная деятельность.

Предмет – то как субъект видит этот объект.

 

 

ВОПРОС. ЧУВСТВЕННОЕ И РАЦИОНАЛЬНОЕ В ПОЗНАНИИ. ВЗАИМОСВЯЗЬ ЧУВСТВЕННОГО И РАЦИОНАЛЬНОГО В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРАЧА.

Рационализм – в онтологии – учение, согласно которому в мире есть оформленные, устойчивые, воспроизводимые элементы и связи между ними, благодаря чему система поддается оценке, контролю и влиянию. В гносеологии рационализм понимается в широком и узком смысле. В широком – означает веру в разум и противостоит рационализму; в узком – ученеи, согласно которому всеобщность и необходимость – логические признаки достоверного знания – не могут быть выведены из опыта и его обобщений, они могут быть подчеркнуты из самого ума. Чувственный опыт – человеческий организм имеет экстрарецептивную систему (5 чувств) и интрарецептивную ( о внутреннем состоянии организма)

Формы чувственного отражения: 1. ощущение, 2. восприятие, 3. представление.

1. форма чувственного познания мира, отражающая отдельные свойства предметов

2. система свойств предметов

3. форма чувственного познания, чувственный наглядный образ предметов и явлений действительности, сохраненных в познании без непосредственного воздействия самих предметов на органы чувств.

Роль чувственного отражения: 1.единственный канал связывающий нас с окружающим миром, 2.мышление развивается на базе чувственного опыта. Рациональное познание базируется на чувственном опыте.

Мышление развивается в наглядно образном . важные формы: понятие, суждение, умозаключение. Понятие – форма мышления отражающая существующие и общие свойства предметов . различают по степени общности. Понятия результат логической деятельности. Общие понятия: 1.понятия частных наук, 2. Общие понятия системы

По глубине отражения действительности выделяют:

 1. Понятие отражающее общее в предметах

2. понятии отражающее существенное в свойствах предметов

3. понятие раскрывающее смысл и значение предметов

4. понятие идеи – нацелены на преобразование реальности

Суждение – форма мысли в которой посредством связи понятий , что либо утверждается или отрицается.

Умозаключение – форма мысли, формирующая рассуждение из 1 или нескольких посылок выводится новое рассуждение – заключение.

Виды:

1. дедуктивные – выведение умозаключения от общего к частному

2. индуктивные – метод от частного к общему

3. по аналогии – метод от частного к частному. Метод творческого мышления способ нового получения знания. Рациональное невозможно в реальном познавательном процессе.

 

 

ВОПРОС. ПРОБЛЕМА ИСТИНЫ В ГНОСЕОЛОГИИ. КРИТЕРИИ ИСТИНЫ.

ИСТИНА –адекватное отражение объективной реальности познающим субъектом, воспроизводящее познаваемый предмет так, как он существует вне и независимо от сознания.

Истина – соответствие знаний действительности (платон, гегель)

- опытная подтверждаемость (субъективные идеалисты)

- полезность и эффективность знания (прагматизм)

- результат соглашения между учеными

Аспекты истины: 1)бытийственный аспект связан с тем что в истине отражается реальный мир, свойства предметов. В наших знаниях отражается материальное и духовное.

2)аксиологический аспект – истина имеет практическую направленность и связана с эстетическими и нравственными ценностями.

3)практикологические аспекты – истина связана с практикой даже в том случае, если внешне они различны, якобы не связаны между собой.

Свойства истины: 1.объективна по содержанию, но субъективна по форме, 2.конкретность – научная истина всегда обращена к конкретным объектам, 3.проблемы поиска нового знания – углубление наших знаний о мире. Если истина будет постигнута, она будет суммой абсолютов.

Ложь – преднамеренное введение заведомо неправильных представлений в наше знание. Заблуждение – непреднамеренное несоответствие понятий и суждений объекту.

Критерии истины:

1) практика - целенаправленная предметно-чувственная деятельность по преобразованию материальных систем.

Черты практики:

1.целенаправленность

2.предметно-чувственный характер – подрозумевает преодоление сопротивления материи    

3.практика – преобразование мира

Виды практики: производственная, социально-политическая, научно-экспериментальная, бытовая, асоциальная, спортивная, медицинская, семейная.

 Роль практики в познании:

Практика – основа, цель в познании и критерии истины. Истина рассматривается как эстетический критерий. 

 

                                                                     










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 285.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...